Роль социологии в физической практике
Назарова Ольга Сергеевна
ВведениеСоциология - наука о социальной сфере общества, о взаимодействии, совместной деятельности людей и их общественном поведении в различных областях общественной жизни на данном этапе развития общества. Социология-одна из общественных наук. Объектом её исследования является общество. Но общество исследуют и экономические, и политические науки, и история, правоведение, этика, эстетика, культурология и многое другое. Обусловлено это сложностью общественной жизни, её делением на отдельные сферы и области, каждая из которых изучается своими науками. Социология исследует социальную сферу общества и совместную деятельность людей, их общественное поведение.
Роль социологии сводится к трём основным функциям: познавательной, состоящей в обеспечении общества конкретными, опирающимися на научные методы знаниями о совместной деятельности и поведении людей, складывающимися из описания, объяснения и прогнозирования общественных процессов, рекламно-пропагандистской и управленческой, составляющей своего рода механизм обратной связи между управляющими и управляемыми структурами общества. (Н.А. Пономарёв, 1996)
Роль социологии в физической культуре и спорте.
Социология физической культуры и спорта.
Социология физической культуры является одной из специальных социологических теорий. Её объектом выступают люди, занятые физической культурой и спортом как общественной деятельностью; предметом исследования- социальная сущность этой деятельности, её место и роль в общественной жизни, в жизнедеятельности социальных групп, классов, народов, каждого человека в частности, социальные закономерности её возникновения, развития, функционирования. Особое внимание при этом уделяется современному этапу физической культуры и спорта, их взаимодействию с материально-производственной, социально-политической и духовной сферами.
Социология, изучая физическую культуру как социальное явление, составляет методологическую и общетеоретическую основу наук о физической культуре, являясь отраслью социологии в целом, социология физической культуры в свою очередь подразделяется, на теоретическую и прикладную, конкретно-социологическую. Она ведёт исследования социальных основ физической культуры, отношения к ней различных социальных слоёв населения, их потребностей и мотивов, тенденций развития и т.д. Социология физической культуры выполняет познавательную, мировоззренческую и управленческую функции. (Н.А. Пономарёв, Е.В. Утищева, 1991)
В зависимости от характера спортивной деятельности и спортивной подготовки, наиболее общепринятым является деление всего спортивного движения на два основных направления- массовый спорт и спорт высоких достижений.
В первом случае главный признак-количественная характеристика использования спорта как средства и метода физического воспитания, во втором- качественная характеристика спорта, как социального явления, в котором реализуется достижение максимально высоких спортивных результатов, т.е. процесс развития и проявления предельных физических и духовных возможностей человека.
«Спорт»-составная часть физической культуры, её самый активный элемент, через который физическая культура приобретает своё социальное звучание и значимость.
Спорт, как вид социальной деятельности является наиболее популярным и действенным средством физического развития и подготовки, который в определённый период жизни человека может быть использован для оптимального развития и проявления физических и духовных способностей человека в целях достижения максимально высокого спортивного результата.
Для спортивной деятельности характерно систематическое участие в спортивных соревнованиях, а пути к высшим спортивным достижениям-узкая специализация в избранном виде спорта.
Спорт, как общественное явление, осуществляет многообразные социальные функции: подготовка к трудовой и оборонной деятельности, идейно-политическое, нравственное и эстетическое воспитание, расширение интернациональных связей, укрепление взаимопонимания и дружбы между народами. Упрочнение идеалов мира на всей земле. (Пирог А.В. 1991)
Важнейшей частью социологии физической культуры и спорта являются конкретно-социологические исследования. Их специфика состоит в том, что по сути своей это- исследование субъективных движущих сил, определённых отношениями людей, их способностями, интересами, мотивами деятельности и др. К ним применимы общие методологические принципы научного исследования: объективности, взаимосвязи, единства теории и практики, системности.
Предметом социологических исследований выступают потребности людей в физкультурной деятельности. В отличии от специфических исследований этих потребностей другими науками, социология изучает субъективные отражения этих потребностей в интересах, мотивах, желаниях и предпочтениях людей. При этом используется весь спектр социологических исследований.
Проблемами социологических исследований могут стать как общие потребности в физической культуре, так и потребности в конкретных её видах, продолжительность, интенсивность, частота, формы и методы занятий. Все эти сведения крайне необходимы для управления, пропаганды и агитации, для конкретного социального познания физической культуры, формирования общественного мнения, отношения к ней. ( Н.А. Пономарёв, Утищева Е.В. 1991).
Методы социологического исследования.
Метод- это совокупность приёмов, процедур, операций, посредством которых осуществляется исследование. Существуют методы сбора информации, её обработки и интерпретации. Методы сбора информации подразделяются на методы изучения документов, поведения и потребностей, мотивов, мнений, намерений. Применяются и такие методы, социологический эксперимент и тестирование, испытания с целью определения степени обладания каким-либо знанием, навыком, способностью.
Изучение документов-один из основных способов получения социологической информации. Документами при этом выступают любые источники: печатные или рукописные тексты, аудио, фото и видео материалы, статистические отчёты, справки и т.п. При изучении документов используются как качественные (содержательные), так и количественные (формальные) методы. Методами содержательного анализа выступают конспектирование, краткое изложение содержания документа с выделением частей относящихся к предмету исследования. Реферирование: выборка сведений об изучаемом предмете по разным документам. Также следует сказать о контент-анализе, суть которого состоит в том, чтобы определить важность той или иной информации по частоте использования тех или иных слов (терминов, ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ) в изучаемых источниках.
Наиболее распространённым методом изучения поведения людей является наблюдение. Это, как правило, прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение бывает свободным, когда наблюдается событие в целом, а потом определяется его назначение. А также стандартизированным, когда оно ведётся по заранее намеченным вопросам. Простым (внешним), когда наблюдатель находится вне объекта наблюдения, и включённым, когда наблюдатель непосредственно участвует в событии, за которым ведётся наблюдение. Полевым, то есть проводимым в естественных условиях, лабораторным, когда наблюдение проводится в особой экспериментальной обстановке. Основные требования к наблюдению-целенаправленность, планомерность и систематичность.
Для получения информации о потребностях, мотивах, мнениях, намерениях интересах людей широко используется опрос. Он ценен тем, что даёт знания о субъективных факторах, мотивах деятельности, мнениях людей, порой никак объективно не проявляющихся. Виды опроса-непосредственный, когда на поставленный вопрос получен прямой ответ, или опосредованный путём ответа на письменный опросник или анкету. Опрос может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным (письменным, по телефону и т.д.). Такими являются: экспресс-опрос («по горячим следам»), беседа- свободный диалог, интервью, анкетный опрос, тестирование и т.д.
Эксперимент-метод исследования путём целенаправленного воздействия на объект исследования. Такое воздействие оказывают на реальные объекты, либо проводят исследование в специально созданных условиях, либо экспериментируют лишь с информацией о реальных объектах.
Заключительный этап социологического исследования-обработка полученных данных- включает в себя математическую, чаще всего статистическую обработку полученных данных и интерпретацию, выяснение реального смысла, значения результатов этой обработки. Полученные в ходе социологического исследования числовые величины носят относительный характер, но дают достаточно достоверную информацию для описания тех или иных событий , тенденций их развития и т.д. При обработке результатов исследования чаще всего используются корреляционный и факторный анализы.
Интерпретация данных - сложная и ответственная часть исследования. Математические величины здесь могут сыграть и отрицательную роль. При этом используется весь спектр видов, форм, способов и методов социологических исследований.
Проблемами социологических исследований могут стать как общие потребности в физической культуре, так и потребности в конкретных её видах, продолжительность, интенсивность, частота, формы и методы занятий. Все эти сведения крайне необходимы для управления, пропаганды и агитации, для конкретного социального познания физической культуры, формирования общественного мнения, отношения к ней.
Социальное управление в спортивной деятельности.
Управление тренировочным процессом есть процесс, направленный на достижение максимальной эффективности подготовки спортсменов. Тренировочный процесс-процесс социальный. Подготовка спортсменов, успешное выступление на соревнованиях во многом определяются социальной действительностью. Это касается не только ситуационных видов спорта, но также циклических и ациклических.
Социальное управление-это сознательное и целенаправленное воздействие людей на общество и его отдельные системы с целью обеспечения их оптимального функционирования и развития. (Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. 1973). Управлять деятельностью спортсменов-значит включать их индивидуальные усилия в общую деятельность, соединять индивидуальные интересы с интересами общества, группы где они тренируются, добиваться соответственно их действий по характеру объективных законов общественного развития. Управление подготовкой спортсменов в социальном аспекте-это сознательная, планомерно осуществляемая на основе объективных социальных законов деятельность, направленная на обеспечение нормального функционирования процесса подготовки спортсменов. Иными словами, это процесс целенаправленного воздействия на спортсменов для достижения ими наилучших спортивных результатов при минимальных затратах времени и усилий.
Предметом изучения социального управления в спортивной деятельности являются отношения в системе управления подготовкой спортсменов, процессы их формирования и развития. Эти отношения подчиняются действию социальных законов, формируются под их воздействием.
Методом социального управления является диалектический метод, который позволяет проникнуть в суть изучаемых явлений и процессов.
Специфическими для науки управления являются методы целенаправленного наблюдения, социологических исследований, моделирования экспертных оценок, социального эксперимента и др. Объектом научного управления подготовкой спортсменов становится всё более расширяющийся круг общественных процессов.
Целью социального управления в спортивной деятельности является исследование и выявление объективных закономерностей тренировочного процесса, становления спортивного мастерства, формирования личности спортсмена. Понятие «Социальное управление подготовкой спортсменов» включает в себя принципы, функции, методы, технику, технологию управления , а также систему , структуру и формы интенсификации тренировочного процесса. Управлять деятельностью спортсмена с социальной точки зрения – это значит прежде всего определить место тренировочного процесса в общественной системе производства, его функции, значение и его социальную роль. Спортсмен, с социальной точки зрения-это система постоянно меняющаяся и развивающаяся. Естественно, с ростом квалификации, изменением возраста и стажа занятий спортом, требования к формам воздействия на него меняются, совершенствуются.
В процессе социального управления подготовкой спортсменов необходимо выделить три этапа. Первый этап- сбор информации об объекте управления.
Второй этап-переработка её в управляющие воздействия.
Третий этап-передача информации для выполнения, принятия решения.
Принципы социального управления подготовкой спортсменов-это наиболее важные закономерности, на которых основывается руководство процессом подготовки спортсменов, которые должны разумно применяться тренерами-преподавателями.
К ним можно отнести:
- принцип научности управления
- принцип единоличия и коллегиальности
- принцип индивидуальности управления
- принцип комплексного подхода в подготовке спортсменов
Таким образом эти принципы должны логично вписываться в процесс социального управления и повышать эффективность подготовки спортсменов.
Следовательно, весь процесс социального управления подготовкой спортсменов происходит циклически или по спирали, с движением от более простого к более сложному, где каждое последующее решение логически вытекает из предыдущего. При этом не происходит отрыва принципов социального управления подготовкой спортсменов от методов и средств, что ведёт к росту спортивных достижений. (Каргаполов В.П. и др. 1996).