Здоровьесозидающая деятельность на уроке и во внеурочное время в контексте ФГОС
Князева Лариса Евгеньевна
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни с помощью здоровьесберегающих технологий сегодня очень актуальны.
В связи с этим урочная и внеурочная деятельность была направлена насоздание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом. Достижения поставленной цели связывается с решением основных задач: укрепление здоровья; улучшение физической подготовленности; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; воспитание сознательного и активного отношения к здоровью; содействие гармоничному физическому развитию; воспитание потребности и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями; воспитание нравственных и волевых качеств; воспитание активности, сознательности и самодисциплины, трудолюбия и умения переживать неудачи и радости побед.
Приоритетным направлением работы является оздоровительная и профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, так как в школу поступают дети, нуждающиеся в длительном лечении, нуждающиеся в коррекции поведения и воспитания.
Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Несомненные преимущества урока: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны учителя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения. Применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества. Немаловажна и образовательная роль данных технологий. « Игра — это упражнение, посредством которого ребенок готовиться к жизни» - оценивал игру П.Ф.Лесгафт.
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков. Соблюдение правил и условий игры формируют у занимающихся нравственные качества, чувство взаимопомощи и сотрудничества, коллективизм, дисциплинированность.
Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности способствует у детей устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям. На уроках физической культуры проводятся различные игры народов мира, что способствует не только комплексному развитию физических качеств, но и ознакомлению учащихся с культурой разных народов, воспитанию уважительного отношения к традициям, толерантности.
На уроках физической культуры широко используются упражнения с гимнастическими палками на осанку. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма. Гимнастические упражнения для осанки направлены на укрепление мышечного корсета спины, мышц брюшного пресса, повышение эластичности связок, улучшение кровоснабжения и предотвращение деформаций позвоночника. С этой целью используются упражнения на гимнастических ковриках. Внедрение таких средств также способствует повышению интереса к урокам физической культуры, создает положительный эмоциональный настрой. На уроках обучающие не только выполняют двигательные действия, но и получают необходимые знания и представления об основных гигиенических правилах, о режиме дня, закаливании, правильной осанке, о здоровом образе жизни, об оказании первой доврачебной помощи при травмах.
-
Подвижные игры на свежем воздухе;
Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе, которые способствуют активации биологических процессов, повышают работоспособность организма, замедляют процесс утомления.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способности к реакции, ориентированию в пространстве и времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и других физических качеств.) Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, что является хорошим средством всестороннего физического развития. На базе школы широко используются спортивные праздники, соревнования, катание на велосипедах по стадиону.
-
Соревнования
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных и увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Соревнования включаются в общий годовой план работы школы. Это: пионербол; баскетбол; волейбол; настольный теннис; бадминтон; районные соревнования по мини-футболу (Кубок Дюперрона; турнир «Кубок Победы»; турнир на приз муниципального совета г. Павловска)
-
Настольный теннис;
Польза настольного тенниса для детей состоит в том, что с его помощью
можно улучшить как крупную, так и мелкую моторику. В дополнение к этому, данная игра положительно влияет на развитие у детей способности к рисованию,
а также формирует красивый почерк. В результате занятий можно существенно
улучшить координацию движений, так как для этой игры необходимо обладать мгновенной реакцией, тактическим мышлением, находчивостью.
-
Занятия на кардиотренажерах (беговые дорожки, велотренажеры, гребной тренажер)
Они прекрасно развивают выносливость, укрепляют дыхательную систему, сердечно-сосудистую систему, тренируют мышцы ног и спины. На бортовом компьютере можно следить за дистанцией, скоростью и пульсом.
Занятия в тренажерном зале строятся аналогично занятиям общеразвивающего вида, то есть состоят из трех частей. Проводятся с подгруппой 5-8 человек. Вводная часть -длительностью 5 минут; основная- 20-25 минут. Работа строится по методу круговой тренировки - дети переходят от одного тренажера к другому по команде педагога. Круговая тренировка способствует увеличению двигательной активности детей. В каждое занятие включаются упражнения с простыми и сложными тренажерами. Для формирования правильной осанки используются упражнения у гимнастической стенки, а также гантели, эспандеры. Время работы на одном тренажере занимает 3-5 минут. Нагрузка определяется индивидуально для каждого ребенка. После работы на каждом тренажере проводятся упражнения на расслабления, восстановления дыхания, далее дети переходят на следующий тренажер. Заключительная часть – 3-4 минуты направлена на расслабление и восстановление;
-
Применение тренажерно-информационной системы «ТИСА»;
Позволяет выполнять корректирующие и развивающие упражнения на фоне модулирования мягких природных колебаний с частотой от 10 до 130 Гц с
одновременной проработкой наибольшего числа активных точек при разгруженном позвоночнике и сниженном пороге расслабления большинства мышечных групп. Занятия с использованием системы «ТИСА» приводят к быстрым положительным изменениям за счет роста капиллярной сети, нормализации мышечного и сосудистого тонуса. Специальные упражнения тренируют координацию. В результате улучшается равновесие и устойчивость при движении, снимается утомление. Вызванное учебной деятельностью, а также развиваются физические и нравственные качества личности.
Спортивно-оздоровительная технология «ТИСА» позволяет решать задачи:
-
профилактика плоскостопия и нарушения осанки;
-
укрепление мышц живота и поясницы;
-
предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;
-
тренировка функций равновесия, вестибулярного аппарата;
-
улучшение вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке;
Таким образом, при комплексном и разнообразном подборе средств и методов физического воспитания, сбалансированного питания реализуются основные задачи здоровье сберегающих технологий.