Здоровье сберегающие технологии в ДОУ
Гасанбекова Зоя Муслимовна
Мы стали слишком часто болеть. Да, продолжительность жизни заметно возросла. Но! Качество этой самой жизни оставляет желать лучшего. Уже к тридцати годам мы «обрастаем» целым рядом хронических заболеваний. Это и проблемы с опорно-двигательным аппаратом и высокий уровень простудных заболеваний, бронхо-легочные заболевания, проблемы со зрением, низкий иммунитет, многочисленные осложнения после антибиотиков, без которых зачастую организм не в состоянии справиться с вирусными заболеваниями.Причин этому множество. Жизнь в мегаполисе, гиподинамия, неправильное питание, проблемы с экологией, недостаточный уровень естественного освещения северной столицы. Наряду с нами болеют и наши дети.
Уровень заболеваемости детей (особенно в периоды межсезонья) пугает. Государство проявляет сильную обеспокоенность именно здоровьем детей – будущим нации. Именно дошкольные образовательные учреждения призваны вести здоровьесберегательную деятельность начиная с самого раннего возраста. Поэтому особое внимание в последние годы детские сады уделяют здоровьсберегательным технологиям, которые призваны не только поддержать здоровье детей на определенном уровне, но и привить им интерес к осознанному ведению здорового образа жизни (далее ЗОЖ). Дошкольников важно заинтересовать регулярным соблюдением всех компонентов ЗОЖ, только тогда наша деятельность в этом направлении будет приносить результат на протяжении долгих лет.
Здоровьесбережение в ДОУ – это целый комплекс медицинских, педагогических, воспитательных, психологических мер воздействия на детей с целью поддержания их здоровья, коррекции проблем психологического состояния, восстановления эмоционального благополучия, а также создания ценностного отношения к своему здоровью.
Начинающему специалисту легко запутаться в многообразии технологий ЗОЖ. Давайте попробуем хотя бы вкратце пройтись по наиболее часто используемым технологиям здоровьесбережения.
Прежде всего это традиционные технологии, которые массово используются на протяжении многих лет и успешно доказали свою состоятельность. Многие из нас используют их как часть ежедневной образовательно-воспитательной работы автоматически. Это, прежде всего подвижные игры, многие из них имеют под собой основой народные обрядовые традиции (Лапта, Жмурки, Салочки, Царь горы, хороводные игры и т.д. ).
Далее к традиционным технологиям можно отнести спортивные игры, гимнастику (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, утренняя, бодрящая, для глаз, логопедическая и т.п.).
Поскольку интерес к ЗОЖ в последнее время заметно возрос, в этой сфере появляются инновации: сказкотерапия, песочная терапия, стретчинг, релаксация, цветотерапия, игротерапия, арт-терапия, психогимнастика, самомассаж, хатха-йога.
Арт-терапия – изначально направление в психотерапии, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительной деятельностью, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.
Задача арт-терапии - гармонизация психического состояния через развитие способностей самовыражения и самопознания.
В условиях ДОУ арт-терапия это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок подсознательно переносит на рисунок все свои потаенные страхи, боли и проблемы. Задача педагога: увидеть проблему и помочь преодолеть ее. Творчество способствует саморазвитию, самовыражению ребенка, формирует многие личностные качества.
Сказкотерапия – технология психологического воздействия, в буквальном смысле это лечение сказкой. Сказки используются для воспитания в малыше норм и правил этноса, в котором он существует. С помощью этой технологии можно скорректировать ряд серьезных проблем в поведении ребенка, научить состраданию и сопереживанию.
Песочная терапия используется для коррекции и развития эмоционального состояния детей. Песок обладает терапевтическим воздействием, одновременно успокаивает детей и развивает руки, стимулируя как развитие речи, так и психических процессов личности ребенка.
Стретчинг – авторская технология упражнений, направленных на растяжку мышц и подвижность суставов детей, а также общее укрепление костно-мышечной системы. Автор Е. В. Сулим. Проводится в игровой форме в ходе физкультурного занятия. Все эти упражнения носят имитационный характер, выполняются под музыку. Элементы игрового стретчинга можно использовать во время утренней гимнастики
Хатха-йога – технология целостного оздоровления организма. Главное отличие от других подобных разработок – статическое поддержание поз, плавные движения, спокойный ритм и как следствие минимальная нагрузка при высоком оздоровительном эффекте.
Релаксация – технология, направленная на глубокое мышечное расслабление, сопровождается снижением психического напряжения, приведение нервной системы ребенка в состояние покоя. Правильно выполняемые релаксационые упражнения приносят детям удовольствие, ощущение гармонии. Релаксация как правило, выполняется под специальную музыку.
Цветотерапия – воздействие цветом на организм ребенка с целью восстановления его жизнедеятельности. Лечебное воздействие цветов солнечного спектра известно с глубокой древности и подтверждено современной наукой. Педагог может использовать самые разные приемы цветотерапии: освещение групповой комнаты или уголка уединения светом определенного цвета, внесение в интерьер игрушек и пособий специально подобранных цветов, разноцветная посуда… Все это приводит к сосредоточению ребенка на определенных цветах в течении нескольких минут.
Игротерапия – одна из эффективнейших технологий, которая использует ролевую игру в качестве фактора оздоровления и коррекции поведения, а также получения элементарных навыков социального поведения.
Психогимнастика - комплекс специальных упражнений (направленных на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами возникающих у детей. Психогимнастика как технология имеет свои особенности: группы формируются по возрасту, не более 6 человек в каждой. Длительность занятия составляет от 25 минут до 1 часа. Этапы психогимнастики:
- Мимические и пантомимические этюды на выражение эмоциональных состояний и чувств, на развитие внимания и памяти.
- Выражение отдельных качеств характера и их эмоционального сопровождение.
- Третий этап занятия имеет психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Развиваются способность природного воплощения в заданный образ, коррекция отдельных черт характера, тренинг общения.
- На четвертом этапе - снятие психоэмоционального напряжения, расслабление, внушение настроения, желательных способов поведения и черт характера.
Это краткая и далеко не полная информация о современных технологиях ЗОЖ, призванная помочь сориентироваться воспитателю в выборе удобных для него форм работы.
Педагоги сами выбирают ту или иную комбинацию технологий здоровьесбережения. Часто им приходится ориентироваться не только на личные предпочтения, но и на финансовые возможности ОУ. Важно продумать процесс планирования деятельности так, чтобы выбранная технология была не в тягость, не являлась дополнительной нагрузкой, а легко и органично вписалась в процесс образования. Только тогда она принесет максимальную пользу и докажет свою эффективность.