Статья
Метапредметные задания по биологии
Иринуцэ Светлана Юрьевна,
учитель биологии ГБОУ школа №110
Выборгского района Санкт-Петербурга
В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты.
Метапредметные результаты– это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики.
Сегодня государство заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Поэтому перед школой сейчас стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а, обеспечив его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить крайне важным умением – умением учиться.
Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Уже сегодня мы можем идти на опережение, готовить наших учеников и самих себя к данной новой системе работы, применяя на своих уроках элементы метапредметного подхода. Содержание предмета позволяет формировать на уроках метапредметные связи. Например, предлагать учащимся выполнять на уроках метапредметные задания, которые предусматривают овладение системой знаний и операций, обеспечивающих понимание информации, включая умение структурирования, выделение главного и второстепенного, основной идеи, выстраивание последовательность действий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексии.
Учащиеся очень любят проводить много времени за компьютером, поэтому можно дать задания, выполнение которых связано с Интернетом.
1. Презентация. Учащийся должен сделать презентацию по определенной теме. Для удобства дальнейшего использования данного продукта и лучшего качества составить для учащегося послайдовый план презентации.
2. «Оценка Интернет-ресурсов»
Форма выполнения данного задания групповая. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи и др. Разделите класс на пары, группы. Выберите несколько Интернет-ресурсов по вашей теме. Предложите их ученикам для изучения. Каждая группа должна рассмотреть один Интернет-ресурс и ответить на вопросы:
• Для чего может быть использован этот Интернет-ресурс?
• Какие возможности он открывает для изучения учебного предмета?
• Как его можно использовать для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по предмету?
Организуйте обсуждение, в процессе которого ученики не должны бояться дать неправильный ответ. Кроме того, можно попросить учеников направить ответы по электронной почте.
3. «Оценка Интернет-ресурсов»
Форма выполнения данного задания индивидуальная. Учащиеся могут использовать электронные библиотеки, официальные сайты организаций, блоги, форумы и др.
Попросите учеников найти в Интернете информацию о каком-нибудь общественном или природном явлении. Например, они могут искать информацию о каком-либо заболевании.
Для этого они, во-первых, должны найти как можно больше Интернет-источников разных видов (электронные библиотеки, вебсайт авторитетной медицинской организации, вебсайт медицинской компании, вебсайт медицинской ассоциации, виртуальный журнал о здоровье, вебсайт аптеки или медицинской клиники, блог, вебсайт коммерческой компании, которая стремится представлять объективную медицинскую информацию, дискуссионный форум и др.) и, во-вторых, сравнить представленную в них информацию. После этого ученики пишут эссе, в котором должны быть перечислены и описаны основные способы определения аутентичности и авторитетности медицинского вебсайта и ответить на следующие вопросы:
• Какую информацию вам удалось найти о заболевании, его симптомах, формах, мерах профилактики и лечения?
• Какой информации вы доверяете?
• Какая информация вас удивила?
• Могут ли медицинские вебсайты помочь диагностировать заболевание?
• Насколько безопасно самолечение на основе медицинской информации, найденной в Интернете?
4. «Словарная работа»
Форма выполнения данного задания индивидуальная. Учащиеся могут использовать виртуальные словари, энциклопедии.
Учащимся дается терминологический ряд, относящийся к теме отдельного урока или разделу, и 3-5 справочных Интернет-ресурсов, например, «Яндекс. Словари» (http://slovari.yandex.ru/).
Учащиеся должны выписать определения, которые им наиболее понятны, сравнить их и на основе проведенного сравнения сформулировать собственное обобщенное определение терминов.
5. «Сравнение Интернет ресурсов»
Форма выполнения данного задания может быть индивидуальная или групповая. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи, официальные сайты организаций.
Попросите учеников проанализировать информацию о каком-либо понятии, представленную в разных источниках. Например, рассмотреть объяснение понятия «биогеоценоз».
Учащиеся должны посетить несколько сайтов, изучить их содержание, сравнить их, ответив на вопросы:
• Какие сайты вы посетили?
• Какую информацию смогли получить?
• Отличалась ли информация, представленная в разных источниках?
• Какие Интернет-ресурсы вам понравились, а какие – нет и почему?
Результаты работы могут быть представлены в виде таблицы.
Название вебсайта |
Адрес вебсайта |
Что понравилось на данном сайте |
Что понравилось на данном сайте |
Был ли данный сайт для тебя полезен |
Рекоменду-ешь ли его другим |
|
|
|
|
|
|
6. «Поиск информации в Интернете»
Форма выполнения данного задания индивидуальная. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи, официальные сайты организаций.
Учащимся в качестве домашнего задания предлагаются вопросы, выходящие за границы учебника, для ответа на которые необходимо воспользоваться иными источниками информации.
7. «Подбор материала для урока»
Форма выполнения данного задания индивидуальная или групповая. Учащиеся могут использовать порталы, виртуальные энциклопедии, электронные библиотеки, виртуальные музеи, официальные сайты организаций.
Подбор материала учащиеся могут осуществлять при подготовке к «урокам – самоуправления» (уроки, проводимые учащимися), для выступления с сообщением на уроке или в помощь учителю. Информация должна быть интересной, выходящей за рамки школьного учебника.
В связи со все большей компьютеризацией у учащихся уменьшается желание пользоваться печатной информацией (учебник). Как же «заставить» учащихся внимательно прочитать текст учебника. Вот несколько вариантов заданий.
1. Карточки с заданиями.
«Заполните пропуски в тексте». В карточках напечатан текст – ключевые предложения темы, которые есть в тексте параграфа. Учащиеся должны списать текст, вставив пропущенные слова.
«Угадай-ка». На карточках напечатаны предложения из текста параграфа. Предложение может быть точной копией или отличается на одно-два слова. Если учащийся согласен с утверждением, то отвечает «Да», если не согласен – «Нет».
«Кроссворд». Учащиеся должны решить кроссворд, составленный по материалу параграфа.
Для активизации данного вида работы можно устроить соревнование: какая команда, группа или колонка первой и наиболее правильно справится с заданием.
2. Вопросы классу.
Учащиеся дома только по тексту параграфа составляют вопросы для своих одноклассников. Затем в начале урока один из учащихся задает вопрос другому ученику на его выбор, если тот ответил неправильно, вопрос переходит к следующему. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получает возможность задать свой вопрос классу. Баллы можно давать как за правильный ответ, так и за хороший вопрос.
В качестве задающего вопрос может выступать и сам учитель, а учащимся можно давать возможность, если это новый материал, найти ответ в тексте.
Выполнение заданий может требовать у учащихся использования знаний, умений и навыков, полученных на других учебных дисциплинах.
1. Написать сказку, рассказ о каком-либо природном объекте или явлении.
2. Написать сжатую биографию ученого.
3. Сочинить стихотворение о природном объекте, явлении.
4. Сделать рисунок «Осенняя природа», «Мир, в котором я живу», «Красавица зима» и т.п.
5. Составить план ваших действий по улучшению территории, экологической ситуации в вашем районе и т.п.
6. Построить диаграмму, график или таблицу, отражающую различные статистические данные.
7. Составить кроссворд по теме. Данный кроссворд в дальнейшем можно использовать как раздаточный материал – задание для других учащихся.
На персональном сайте учителя могут быть размещены интерактивные задания, онлайн тесты и кроссворды, различные мультимедийные игры, составленные с помощью специальных сервисов, например, «LearningApps» (https://learningapps.org).
Использование подобных заданий помогает формировать у учащихся УУД и метапредметные умения. Подготовка подобных заданий не требует от учителя больших временных затрат.