Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная кола № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании МО протокол № от « » августа 20 г. Председатель МО Ф.И.О.
|
СОГЛАСОВАНО Зам. Директора по УР
« »августа 20 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор школы
« » августа 20 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 8 «В» класса
на 2014/2015 учебный год
Составлена учителем
Филатовой –Сапоговой М.Н.
Санкт-Петербург
2014
Содержание рабочей программы
Оглавление |
Страницы |
Титульный лист.
|
1 |
Оглавление.
|
2 |
Пояснительная записка.
|
3-4 |
Содержание программы учебного предмета.
|
5-6 |
Учебно-тематический план.
|
7 |
Уровень подготовки учащихся.
|
8 |
Календарно-тематическое планирование.
|
9-31 |
Материалы для контроля уровня подготовки учащихся.
|
32-35 |
Список литературы.
|
37 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
|
36 |
Лист корректировки.
|
38 |
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе, федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой .Программы для общеобразовательных учреждений, Биология 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2009, соответствующей федеральному ГОС по биологии.
Нормативные документы для составления рабочей программы являются:
· Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Базовая программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
· Федеральный перечень учебников;
· Учебный план ГБОУ СКШ №7 на 2014-15 учебный год.
· Положение о рабочей программе ГБОУ СКШ №7 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБО У СКШ №7 на 2014-2015 учебный год рассчитана на70 часов (исходя из 35 учебных недель в году).
Обучение проводится по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2011.
По программе предусмотрено проведение 4 контрольных работ.
При разработке программы учитывался контингент детей школы.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения др.
Введение в содержание учебной программы коррекционных разделов, предусматривающей активизацию познавательной деятельности усвоенных ранее знаний и умений обучающихся, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Программа содержит перечень практических по каждому разделу, виды контроля, определяет количество учебного времени, отводимого на изучение тем.
Цели изучения биологии в 8 классе:
- Развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление.
- Учащиеся должны получить общие представления о человеке как о живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни.
- Должны понять практическое значение знаний о человеке нужных для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
- Сформировать у учащихся представление о человеке как части живой природы.
3
В соответствии с требованиями базовой программы, курс «Биология» в 8 классе призван решить разнообразные образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
- Направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, речь, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности.
- Формировать представление, о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, поэтому человек обязан сохранять природу для себя и последующих поколений людей.
- Развивать мотивацию к обучению, формировать эмоционально-адекватное поведение, позитивное отношение к здоровому образу жизни.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- комплексное воздействие на учащихся, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
- использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
- формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
- практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
- использование охранительно-педагогического режима обучения.
Учитывая неоднородность состава учащихся школа и разные возможности учащихся в усвоении биологических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации учебных требований к различным категориям детей по их обучаемости биологии. Программа позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.
4
Содержание программы учебного предмета
Введение. Происхождение человека
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда человека. Защита среды обитания человека. Черты сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека. Доказательства животного происхождения человека.
Общий обзор. Строение организма человека
Науки о человеке: анатомия, физиология человека, медицина, психология, методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др., их значение, использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Опорно-двигательная система
Строение и функции опорно-двигательной системы, скелет, кости, хрящи, связки, строение костей, соединение костей, строение суставов.
Скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с речью и развитием мозга.Обзор основных групп мышц человека.
Внутренняя среда организма
Кровь, тканевая жидкость, лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции: основные органы кровеносной системы. Иммунная система, ее значение. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и профилактика. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Дыхательная система
Система органов дыхания и их роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой. Система органов дыхания. Обмен газов в легких и трахеях. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга.
Пищеварительная система
Питание. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы, органы пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Укрепление здоровья. Рациональное питание, двигательная активность.
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии как необходимые условия жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров и углеводов. Витамины, их роль.
5
Покровныеорганы. Терморегуляция.
Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Волосы, ногти- роговые придатки кожи. Теплообразования, теплоотдача и терморегуляция организма нарушение кожных покровов и их причина.
Выделительная система
Строение и функция выделительной системы. Строение и функция почек, нефрон. Мочеполовые инфекции и их предупреждение для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек.
Нервная система человека
Значение нервной системы. Отделы нервной системы, центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Спинной мозг – строение и функция. Головной мозг – строение и функция. Соматическая и вегетативная нервная система. Анализаторы и органы чувств.
Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Инстинкты, запечатление – врожденные формы поведения.
Приобретенные формы поведения – динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Биологический ритмы. Сон (фазы сна). Биологическая природа и социальная сущность человека. Психология и поведение человека. Эмоции
Железы внутренней секреции
Эндокринные железы. Строение и функции. Гормоны. Гипофиз. Болезни, связанные с неправильным гормональным фоном. Гипофункции и гиперфункции гипофиза.
Индивидуальное развитие организма.
Женская половая система. Мужская половая система. Наследование признаков человека. Наследственные болезни. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем. Культура отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих. Внутриутробное развитие. Рождение. Пост Эмбриональное развитие человека. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.
6
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
1 |
Введение. Происхождение человека |
4 |
2 |
Общий обзор. Строение организма человека. |
7 |
3 |
Опорно-дыхательная система |
7 |
4 |
Внутренняя среда организма |
9 |
5 |
Дыхательная система |
5 |
6 |
Пищеварительная система |
6 |
7 |
Обмен веществ и энергии |
3 |
8 |
Покровные органы. Терморегуляция. |
4 |
9 |
Выделительная система |
1 |
10 |
Нервная система человека |
10 |
11 |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. |
5 |
12 |
Железы внутренней секреции |
2 |
13 |
Индивидуальное развитие организма |
5 |
Итого: 68+2 резерв
7
Уровень подготовки обучающихся биологии
В результате изучение предмета биологии, учащиеся 8ого класса должны знать:
1) Строение человеческого организма
2) Роль клеточной теории в обосновании единства органического мира
3) Роль ферментов и витаминов в организме
4) Характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека
5) Особенности размножения и развития человека
Учащиеся должны уметь обосновывать:
1) Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас.
2) Особенности человека обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью.
3) Особенности высшей нервной деятельности человека
4) Влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека.
5) Меры предотвращения появления вредных привычек.
8
Контрольные работы
Iчетверть
1 контрольная работа
- Назовите расы человека________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Строение животной клетки__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Строение человеческого организма: органы и системы органов_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ткани, составляющие органы__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 контрольная
- Опорно-двигательная система(строение костей)_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Скелет человека, строение________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Строение мышц, типы мышц__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как работают скелетные мышцы, их регуляция______________________________________________________________________________________________________________________________________
32
II четверть
- Кровь – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Тканевая жидкость – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Лимфа – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кровеносная система состоит из______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Строение сердца__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дыхательная система состоит из______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Строение и значение органов дыхания________________________________________________________________________________________________________________________________________
33
III четверть
- Пищеварение – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Органы пищеварения состоят из:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пищеварительными железами называют те, которые_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На какие составные части распадаются белки, жиры и углеводы в ходе энергетического обмена_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чем смысл пластического обмена веществ_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как происходит регуляция пищеварения? Чем различаются безусловные и условные рефлексы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В каких функциях организма участвует кожа? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие органы относятся к системе органов мочевыделения? Как функционирует нефрон? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
34
IVчетверть
- Строение глаза и гигиена органа зрения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Строение органа слуха___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- И.М.Сеченов, И.П.Павлов – учение о ВИД____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рефлексы (безусловные и условные) - это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Этология – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Строение и функции эндокринной системы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Жизненный цикл – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Наследственные и врожденные заболевания. Профилактика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
35
Перечень учебно-методического обеспечения
Составляющие УМК |
Название |
Автор |
Год издания |
Издательство |
Учебник |
«Биология. Человек. 8 класс» |
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. |
2011 |
М., Дрофа |
Рабочая тетрадь |
Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» |
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. |
2009 |
М., Дрофа |
Мультимедиа |
Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебно-электронное издание). |
|
2004 |
Республиканский мультимедиа центр |
Интернет ресурсы |
www.eidos.ru - центр дистанционного образования www.km.ru/education – учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» |
36
Список литературы:
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2009
Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий. – М.: Дрофа, 2005
37
Лист корректировки
38