Экологическая химия
Курс для предпрофильной подготовки,ориентированный на естественно-научный цикл
(12 часов)
Пояснительная записка
Элективный курс «Экологическая химия» разработан для образовательной области «Естествознание». Данный курс расширяет знания учащихся об окружающем их мире, о различных веществах, бок о бок соседствующих с человеком, о способах сохранения здоровья в современных условиях.
Данная программа адресована учащимся 9х классов и является компонентом предпрофильной подготовки школьников. Предлагаемый элективный курс можно рассматривать как предметно ориентированный или общеразвивающий. При этом ученику предоставляется возможность не только расширять свои знания и реализовать свой интерес к предмету, но и совершенствовать общеучебные умения, самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, овладевать приемами мыслительной деятельности и нахождения новой информации. Предполагается также большая самостоятельная работа учащихся – подготовка докладов и презентация проектов.
Цель курса:
расширение знаний учащихся об экологических и химических факторах, влияющих на здоровье человека, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни.
Задачи курса:
- расширить и обобщить знания учащихся об основных химических факторах, влияющих на здоровье человека
- выработать рекомендации для сохранения и укрепления здоровья
- развить умения учащихся по самообразованию и использованию различных источников информации
Образовательные итоги элективного курса фиксируются в портфолио ученика в форме отзывов педагогов о результатах выступлений участников курса с сообщениями.
Прогнозируемые результаты:
- курс позволит раскрыть важные аспекты эколого-валеологического образования
- расширить знания учащихся о наиболее патогенных бытовых предметах, влияющих на здоровье человека
- выработать рекомендации по правильному обращению с предметами бытовой химии и сохранению здоровья
- развить умения учащихся по самообразованию
- обучить использованию различных источников информации
- приобщить учащихся к проектной деятельности
Диагностика:
Анализ творческих работ учащихся, само- и взаимодиагностика успешности усвоения содержания материала по информационным картам. Наблюдение за учащимися по участию в дискуссиях.
Учебно-тематический план:
Номер блока |
Тема |
Количество часов |
Рекомендуемая основная форма занятий |
Формы контроля |
|
теория |
практика |
||||
1. (1 – 2) |
Введение. Экология человека и химическая экология. Отрицательные последствия техногенных воздействий на здоровье человека |
1 |
1 |
Лекция, беседа, составление опорных конспектов. |
Промежуточный зачет по участию в дискуссии и имеющимся конспектам занятий. |
2. (3 – 4) |
Токсичные элементы окружающей среды. Природные геохимические циклы. |
1 |
1 |
Лекция, сообщения учащихся, регламентированная дискуссия. |
Мини-сообщения «Токсичные элементы в живом веществе» |
3. (5 – 8) |
Токсичные элементы вокруг нас. Ртуть. Свинец. Кадмий. Мышьяк. Селен. Бериллий. Стронций. Таллий. Хром. Молибден. Кобальт. Никель. |
- |
4 |
Сообщения учащихся. |
Мини-проекты «Влияние токсичных элементов на здоровье человека» |
4. (9–11) |
Экологически опасные бытовые вещества. |
1 |
2 |
Семинар «Химия в нашем доме» или дискуссия «Мой дом – моя крепость?» |
Промежуточный зачет на основе участия в дискуссии и семинаре. |
5. (12) |
Обобщение полученных результатов, подведение итогов. |
- |
1 |
Беседа. |
Дифференцированный зачет. |
|
Итого часов: |
3 |
9 |
|
|
Содержание программы:
1. Экология человека и химическая экология.
Здоровье человека, его внутренние, наследственные и внешние факторы. Многогранное действие факторов окружающей среды. Экология человека, ее связь с другими науками.
2. Отрицательные последствия техногенных воздействий на здоровье человека. Снижение работоспособности, социальной активности, генотоксический эффект, увеличение числа онкологических, острых и хронических заболеваний, снижение иммунитета и продолжительности жизни человека.
3. Токсичные элементы окружающей среды. Относительное понятие токсичности, ПДК (предельно допустимые концентрации). Состав живого вещества (As, Hg, Pb, Se и др.)
4. Природные геохимические циклы. Понятие геохимических циклов. Круговорот элементов в природе. Биохимическая пищевая цепь элементов по Ковальскому.
5-8. Токсичные элементы вокруг нас. Ртуть, свинец, кадмий, мышьяк, селен, бериллий, стронций, таллий, хром, молибден, кобальт, никель. История элементов, их нахождение в природе и в живых организмах в качестве составляющих единиц. Использование в промышленности, медицине, быту. Пути попадания в организм. Токсическое воздействие на организм человека и животных. Специфические заболевания. Периоды выведения из организма. ПДК.
9-11. Экологически-опасные вещества и факторы их
воздействия в быту. Синтетические ткани и ковровые изделия, косметика и парфюмерия (духи, кремы, шампуни, дезодоранты и др.), моющие и чистящие средства (активные средства, абразивы, агрессивные чистящие средства), отбеливающие и дезинфицирующие средства, строительные и отделочные материалы (клеи, лаки, краски, ДСП, линолеум, мебельные ткани). Информация на упаковке товаров – на что следует обратить внимание.
12. Подведение итогов, обобщение полученных результатов, составление учащимися рекомендаций для сохранения здоровья.
Аннотация для учащихся:
Уважаемые ученики! Если вы хотите больше разбираться в окружающих Вас предметах и средствах бытовой химии, знать, какие именно из них могут принести Вам пользу или вред, правильно использовать и применять различные вещества и знать, как при этом не нанести вреда своему здоровью – тогда этот курс будет полезен для Вас.
После прохождения данного курса Вы сможете уверенной рукой открывать разнообразные упаковки, содержащие подчас крайне опасные для Вашего здоровья вещества. Кроме того, Вы сможете более детально разбираться в прилагающейся сопроводительной информации, грамотно и правильно читать ее.
Данный курс может быть полезен также для тех, кто решил связать свою дальнейшую жизнь с медициной или экологией.
Литература для учащихся:
1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. и др. – Практическая экология для всех, СПб, Кристмас +, 2005г., - 112с.
2. Гавриленко В. В., Сорокина Н. А. – Геохимические циклы токсичных элементов, Ленинград, 1988г., - 84с.
3. Энциклопедия для детей, дополнительный том – Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / гл.ред. Володин В. А. – М., Аванта +, 2001г.
Литература для учителя:
(в дополнение к литературе для учащихся)
1. Фелленберг Г. – Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию, М., Мир, 1997г.
2. Парфенов В. А. – Редкие металлы, Государственное издание технико-теоретической литературы, М., 1954г.
3. Пилипенко А.Т., Починок В. Я., Середа И. П. и др. – Справочник по элементарной химии, Киев, Наукова думка, 1978г.
4. Енгелфрид Ю., Малхолл Д., Плетенева Т. В. – Как защитить себя от опасных веществ в быту / под ред. М. Браунгарта и Л. А. Алексеевой – М., Изд-во МГУ, 1994г., - 96с.
5. Худолей В. В., Мизгирев А. В. – Экологически опасные факторы, СПб, Банк Петровский, 1996г., - 186с.
6. Чибисова Н. В., Долгань Е. К. – Экологическая химия: учебное пособие, Калинингр. ун-т, Калининград, 1998г, - 113с.
7. Чибисова Н. В. – Практикумы по экологической химии, Калинингр.ун-т, Калининград, 1999г., - 122с.
8. Муравьев А. Г., Пугал И. А., Лаврова В. И. – Экологический практикум: учебное пособие с комплектом карт-инструкций / под ред. к.х.н. А. Г. Муравьева, Спб, Крисмас+, 2003г., - 176с.
9. Балабанова В. В., Максимцева Т. А. – Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Волгоград, Учитель, 2003г., - 154с.