Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка внеурочного мероприятия. Круглый стол

От Гиппократа до Гарвея

Илляшик Лилия Петровна,
к.х.н., учитель естествознания и физики лицея 623

 

Аннотация.

        Занятие по истории  развития медицины  с древнейших времен до становления современной медицины рассчитано на учащихся основной школы и  проводится в форме круглого стола.

 

      Цели и задачи внеурочного мероприятия: способствовать развитию личности ребенка  используя  обобщение и систематизацию знаний о состоянии  медицины в разные периоды человеческого общества. Формирование умения работать с источниками информации, слушать, анализировать, излагать свои знания, обосновывать выводы; продолжить знакомство с общечеловеческими ценностями, с историей развития науки; воспитание коммуникативной культуры

   Форма  внеурочного мероприятия  сообщения учащихся и  беседа за «круглым» столом.

   Подготовительный этап: тема занятия, список рекомендуемой литературы и программа  круглого стола предложена учащимся заранее. Каждый участник  занятия  подготовил небольшие сообщение по вопросам программы или  имеющим отношение к теме круглого стола. При рассказах можно использовать иллюстрационные материалы в любой форме.                                                         Организация пространства: «Круглый стол» проводится в классе. На нем представлены  работы учащихся, связанные с развитием медицины. Разложены  книги «Медицина»,  «Энциклопедия для детей», «История медицины», «Этюды об ученых» Я. Голованова, «От Гераклита до Дарвина» В. Лункевича и др.[1-4] ;  программы, ноутбук, связанный с интерактивной доской; карточки для заметок и рефлексии.

Программа «Круглого стола».

Тема: «Развитие медицины от Гиппократа до Гарвея»

1. Медицина в Древнем мире.

 Колдуны и знахари. Колдовство, заговоры, травы.

2. Древняя Греция.

Асклепий. Гиппократ (460 - 370г. до н.э.).  Использование истории болезни,  измерения пульса, температуры. Аристотель (384 - 322г. до н.э.). Начало изучения анатомии и физиологии человеческого тела.

3. Древний Рим. Гален (131 – 301г. )

4. Арабский Восток. Авиценна (Ибн Сина) (980 -1073 г.).

5. Средние века. Везалий (1514 – 1561г.) – самый знаменитый анатом своего времени. Леонардо да Винчи (1452 1519г.).  Иатрохимия. Парацельс (1493 – 134 г.)

6. Начало современной медицины. Открытие кровообращения. Гарвей (1578 – 1657г.).

Проведение занятия.

Вступительное слово учителя  о теме, выбор которой обусловлен медицинской направленностью учебного заведении,  целях и задачах круглого стола, которые можно вывести на интерактивную доску.

1. Представьте себе древние времена. Человек полностью зависел от природы, люди живут небольшими племенами. Кто самый главный в племени, как велика продолжительность жизни, что такое болезнь в представлении людей того далекого времени, как ее лечить?  На эти и другие вопросы вы попытаетесь сейчас найти ответы  в ваших рассказах.

Подготовленные заранее рассказы учащихся о жрецах, шаманах, колдунах, знахарях; примеры знахарских рецептов и другие сведения об образе жизни и медицине того времени.  Дополнения. Вопросы, ответы и формулировка выводов.

2. В течение многих веков медицина была уделом  жрецов, колдунов, шаманов, знахарей, но именно здесь находятся истоки народной медицины, использующей  до настоящего времени различные заговоры. Во времена великого Гиппократа лечение  сопровождалось ритуальными обрядами, да и сам Гиппократ был жрецом  бога врачевания Асклепия. Врач для Гиппократа -  семейная профессия. Слушаем легенду об Асклепии,  сообщение о Гиппократе.  Дополнения, вопросы, обсуждения, выводы.

   Взгляды Гиппократа поддерживал и Аристотель – величайший натуралист в истории человечества, учитель Александра Македонского. Он считал, что врач  должен знать анатомию и физиологию человека.

Разговор об Аристотеле, дополнения, вопросы, ответы, обсуждения…

3. Врачебные знания древних греков перешли  к римским целителям  после завоевания  Греции римлянами. Они практически не изменялись  до времени Галена, наиболее известного римского врача, который  стал реформатором медицины того времени. Что же нового внес Гален в медицину и почему люди до сих пор помнят это имя?

Рассказы учащихся,  дополнения, вопросы, ответы, обсуждения…

4. Европа в Средние века переживает период застоя  в развитии науки и центр научных знаний перемещается на Восток, в Арабские страны. В те времена  любой ученый человек обязан был уметь лечить людей. Врачами были не только Авиценна, но и поэт Омар Хайям, и великий математик и астроном Ал Бируни. Но ибн Сина или Авиценна – величайший врач средневековья.

Рассказы учащихся о ученых и врачах арабского средневековья, дополнения, вопросы, ответы, обсуждения…

5. ХV век. Пришло время  проснуться науке в Европе. Эпоха Возрождения. Расцвет искусства, а вместе с ним и развитие анатомии, первые вивисекции, работа с телом человека.  Работы Везалия. Создавались анатомические  атласы в подготовке которых принимал участие и великий художник Леонардо да Винчи.

Сообщения учащихся об эпохе Возрождения, о Везалии и его трудах, о великом Леонардо, дополнения, вопросы, ответы, обсуждения…

6.Развитие химии тесно связано с медициной  и во все исторические эпохи эти две науки шли рядом. Многие алхимики были врачами или знахарями. Поэтому появление  выдающейся личности на грани  двух наук закономерно. С имени Парацельса начался период иатрохимии или врачебной химии.

       Разговор о Парацельсе, дополнения, вопросы, ответы, обсуждения…

7.Научная медицина постепенно сближается с практикующими врачами. Уже Везалий делал анатомические вскрытия  и пытался изучать  строение тела человека,  а не животных, как было во времена Галена. Но только Гарвею ценой огромных усилий, потерь и тяжелых споров  удалось ввести анатомирование в медицинскую практику официально. Хотя даже во времена Тома Сойера, надеюсь, все читали эту прекрасную книгу Марка Твена, врачи были вынуждены похищать тела  умерших для изучения человеческого организма. Гарвей оставил потомкам два величайших открытия: установил систему кровообращения и создал  новую область медицины – эмбриологию.                                                                                                                  Учащиеся рассказывают о жизни Гарвея, его научных интересах и открытиях, дополнения, вопросы, ответы, обсуждения…

    Заключительная часть работы – подведение итогов работы,  благодарность учителя детям за активную и плодотворную работу, рефлексия, которая технически может  проводиться с помощью карточек, рисунков, смайликов и т.д.

 

 

 

Список литературы

1. Марчукова С.М.  Естественнонаучные представления в средневековой Европе. Учебное пособие..- Спб. : Европейский дом,1999.-192с.

2. Голованов Я. Этюды об ученых - электронная библиотека истории науки  gumer.info/bibliotek_Buks/Scienc.

 

3. Лункевич В.В. - От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии (в...rutracker.org/forum/viewtopic...
4. Энциклопедия для детей любое издание.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»