автор: Илюхина Елена Петровна, учитель биологии ГБОУ школа№38 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Вид урока:урок-беседа. Использование интерактивных методов обучения, метода интегрирования дисциплин (биологии, литературы, истории и психологии)
Тип урока: Комбинированный урок.
Применяемая технологияобучения: информационная технология, проблемное обучение.
Цель урока:Рассмотреть нравственно-духовные основы работы сердца на анатомическом уровне. Научиться «слышать своё сердце» и жить по «законам сердца»
Задачи урока:
· Формирование у учащихся знания новых анатомических понятий: «фазы работы сердца», «пауза»; «автоматия», закрепление и совершенствование знаний о работе сердца, раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний; показать роль эмоций, тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний
· Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать изученное, логически излагать свои мысли, рассуждать, делать выводы, активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов
· Создать условия для воспитания у учащихся духовно-нравственного отношения к окружающим и самому себе, готовности прийти на помощь друг другу, воспитывать общую культуру, прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью, создать условия для реальной самооценки учащихся, способствовать реализации санитарно-гигиенического воспитания на примере влияния курения, алкоголя на сердечно-сосудистую систему. .
Оборудование и материалы урока:
- Компьютерная сеть или мультимедийный проектор.
- Урок - презентация на электронном носителе (и на бумаге).
- Раздаточные материалы.
- Таблицы «Строение сердца», «Круги кровообращения», «Работа сердца»; модель «Сердце»; образцы электрокардиограмм.
План урока
· I. Организационный момент.(1 мин)
· II. Объявление цели, задач, постановка проблемного вопроса урока.
· III. Актуализация знаний.
· IV.Изучение нового материала:
1. Определение размеров и положение сердца в грудной полости.
2. Строение сердца.
· 3. Сердечный цикл.
4. Автоматия сердца.
5. Регуляция работы сердца.
6. Влияние факторов окружающей среды на сердце.
· V. Подведение итогов. Формулирование выводов (3 мин)
· VI. Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока.
Видеоролик «Сердце. Ассоциации». Здравствуйте! Меня зовут Илюхина Елена Петровна. Я являюсь учителем биологии в ГБОУ школе №38 и сегодня буду проводить у вас урок, просмотрев видеоролик, как вы думаете по какой теме? (по теме «Работа и строение сердца»)
Проблемный вопрос урока:
Неужели сердце нужно воспитывать?
Учитель: Жизнь каждого человека — бесценный дар. Она уникальна и неповторима. Чтобы наслаждаться полнотой жизни, каждый из нас нуждается в здоровом сердце! В народе говорят, что сердце — «солнце» организма, а ритм сердца — ритм жизни. Вряд ли мы найдем хотя бы еще одно слово, у которого так много стойких эпитетов: (Учащиеся приводят эпитеты к слову сердце - пламенное, горячее, чуткое, доброе, мягкое. )
1.Определение размеров и положение сердца в грудной полости.
Учитель.А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения.
Учащиеся вспоминают особенности строения сердец рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Учитель.Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца).
Где располагается сердце? (показ торса человека).
Постановка проблемного вопроса:О сердце мы обычно говорим что оно «бьется». Что же это значит?
Ответ.Оказывается, сердце во время сокращения желудочков совершает вращательное движение, поворачиваясь слева направо, и меняет свою форму — изэллипсоидного оно становится круглым, становясь очень плотным, и ударяет верхушкой сердца о грудную клетку в области пятого межреберного промежутка.
2.Строение сердца.
Учитель.А теперь более подробно познакомимся со строением сердца (показ презентации). Учитель выделяет правую и левую половины сердца, правый желудочек и предсердие, левый желудочек и предсердие, двустворчатый клапан, трехстворчатый клапан, полулунные клапаны, их расположение и функции, аорту, верхнюю и нижнюю полые вены.
Учащиеся делают соответствующие подписи к рисункам (Раздаточный материал)
Учитель. Сердечная мышечная ткань, из которой состоит сердце, является одной из разновидностей мышечной ткани. Она образует сердце и больше нигде в организме не встречается. Особенностью сердечной мышцы является то, «что клетки, из которых она состоит, на концах разветвляются и соединяются друг с другом при помощи особых отростков – вставочных дисков, образуя сложную сеть. Это обеспечивает быстрое распространение волн сокращения по волокнам, так что каждая камера сердца (их четыре) сокращается как одно целое. Сердечная ткань работает как единый комплекс, быстро и согласованно. Начав сокращаться, сердечная мышца, уже не может отвечать ни на какие другие стимулы до тех пор, пока она не начнёт расслабляться.
3. Сердечный цикл.В тетради и на доске заполняется таблица “Фазы сердечного цикла”.
Фазы сердечного цикла |
Положение клапанов |
Направления движения крови |
Время, сек. |
Сокращение (систола) предсердий |
створчатые: полулунные: |
|
0,1 с. |
Сокращение (систола) желудочков |
створчатые: полулунные: |
|
0,3 с. |
Общее расслабление (диастола) |
створчатые: полулунные: |
|
0,4 с. |
Вывод:створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.
Учитель.Работу всех клеток сердечной мышцы можно сравнить с добровольной согласованной работой сплочённого коллектива, а рефрактерный период – с общей устремлённостью.
Постановка проблемного вопроса:Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?
Ответ.Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье.
Фронтальная беседа.
Учитель:Лучшие человеческие качества — милосердие и сердечность — связал народ с сердцем. Если задуматься о том, какие широкие полномочия определены сердцу всеми народами и во все времена, то неловко думать о нем как о моторе, перегоняющим кровь. Сердце любит и страдает, уходит в пятки от страха и выпрыгивает из груди от счастья. На него «ложится камень», и в нем рождается радость. Чуткое сердце различает многие движения другой души, и даже природы.
Учитель.Вспомните пословицы, поговорки и высказывания о сердце. Какое может быть сердце? (горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое и злое, доброе и жестокое, смелое, гордое, каменное, чуткое, щедрое, открытое и чёрствое, глухое, чёрное сердце и золотое, раненное, разбитое сердце матери и сердце друга) Задумайтесь, а какое оно, ваше сердце?
5. Регуляция работы сердца.
Сообщение ученика о вреде стрессов: Когда человек испытывает отрицательные эмоции, у него выделяется гормон адреналин, сердце начинает биться быстрее, кровеносные сосуды сужаются и давление повышается. Сердце перенапрягается, а если такие нагрузки бывают регулярно, то оно серьезно страдает и может заболеть.
Учитель.Недостатки воспитания сердца: человек плохо ориентируется в ситуации общения, не может определить линию поведения, принять решение из-за несформированности у него толерантности, необходимой для взаимопонимания.
Учитель. Гармония ума и сердца дает наилучшие результаты. Ум без сердца рационален, холоден, даже жесток; сердце без ума безрассудно, порой бесполезно самоотверженно.
6. Влияние факторов окружающей среды на сердце.
Сообщение ученика о вреде курения.При изучении особенностей курения у молодых здоровых людей было констатировано, что после выкуривания каждой сигареты сердечная мышца работает в более учащенном ритме, минутный объем сердца и скорость сокращения миокарда у них также выше. Под влиянием выкуривания половины сигареты за 4 мин частота пульса у курящих увеличивалась на 14%, артериальное давление повышалось на 5,3%, индекс напряжения миокарда повышался на 19%. Подсчитано, что сердце курящего человека за сутки совершает на 12000-15000 сокращений больше, чем сердце некурящего. Такой режим работы сердца ведет к его преждевременному изнашиванию. Приведенные данные ясно показывают, что курение наносит огромный вред организму человека, в частности, сердечно-сосудистой системе. Поэтому борьба с курением должна быть активной и как можно более ранней. Современная медицина предлагает широкий выбор средств в помощь желающим бросить курить. Это и медикаментозные препараты, трансдермальные средства (никотиновые пластыри), специальные жевательные резинки.
Сообщение ученика о вреде алкоголя. Являясь клеточным ядом, алкоголь повреждает клетки сердечной мышцы и повышает давление (даже при однократном приеме - на несколько дней), отравляя нервную и сердечно-сосудистую систему. Все 5-7 часов, пока выпитый алкоголь циркулирует в крови, сердце работает в неблагоприятном режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Алкоголь нарушает кровообращение в кожных капиллярах - эти малые сосудики сжимаются, загустевают, лопаются (всем известен синдром "красного носа"), поэтому сердце плохо снабжается кровью и испытывает кислородное голодание. В сердечной мышце накапливается избыточное количество жира, она перерождается, становится дряблой и сердце с трудом справляется с работой. Результат – преждевременная гипертоническая болезнь. Как правило, после нескольких лет "веселой" жизни люди начинают жаловаться на боли в области сердца, одышку и перебои в сердцебиении: сердце либо бешено скачет, либо замирает. Все это - признаки начинающейся алкогольной болезни сердца.
Учитель. Давайте вместе определим факторы профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.
· Занятие спортом
· 7-8 часовой ночной сон
· Пребывание на свежем воздухе
· Положительные эмоции
· Отказ от курения
· Отказ от принятия алкоголя
· Борьба со стрессами и умение их избегать
Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?
Формулирование основных выводов. Вернёмся к проблеме урока. Неужели сердце нужно воспитывать? И в чём же секрет неутомимости и высокой работоспособности сердца? (Учащиеся формулируют самостоятельные выводы, отвечая на проблемный вопрос урока).
Учитель.Пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому надо быть внимательным, милосердным к людям. Если ты доброжелательно относишься ко всем, то и к тебе также будут относиться с уважением. Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть. Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь. Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!
Оценка работы школьников учителем.
Домашнее задание.
Решить задачу: зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали.
width:623px;