Роль бактерий в природе и жизни человека
Романовскова Ольга Александровна
Цель урока: обощить и систематизировать знания учащихся об особенносстях прокариот, продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.
Задачи урока: расширить знания учащихся о многообразии живых организмов, сформировать системусистему знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариот; продолжить работу по формированию научного нировоззрения учащихся; создание условий для их познавательного интереса, умений мыслительной деятельности; развивать умение школьников вести дискуссию.
Тип урока: урок – ролевая игра.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, таблицы, компьютер, мультимедийная установка, презентации, подготовленные учащимися.
Оборудование: таблица «Бактерии», фрагмент фильма «Роль бактерий в природе».
Ход урока
ролевая игра «Суд над бактриями»
I. Актуализация знаний учащихся, формулирование темы урока, постановка его познавательной задачи.
- Учитель демонстрирует учащимсяфрагменит фильма. Перед учащимися ставится задача выяснить, какую же роль играют прокариоты в нашей жизни. Представление участников процесса.
На доске:таблица, с которой в течение урока работают дети.
Значение бактерий
Представители | Роль в природе | Роль в жизни человека | Способы защиты | |
положительная | отрицательная | |||
«Да будь я хоть
Негром преклонных годов,
Индейцем из западных прерий,
Я руки бы вымыл только за то,
Чтоб было поменьше бактерий»
В.В. Салухов
II. Ролевая игра
Секретарь суда:прошу всех встать! Суд идет! (Звонит колокольчик)
Входят члены суда:судья, прокурор, адвокат, заседатели
Секретарь: прошу всех сесть. Судебное заседание объявлено открытым.
Судья: Слушается уголовное дело по обвинению бактерий, малых жителей планеты Земля, в преступлениях против жителей планеты.
Подсудимые! Ваши права: Вы имеете право давать отвод составу суда, прокурору, знать, в чем обвиняетесь, давать объяснения, представлять доказательства, иметь право на последнее слово. Доверяете ли вы суду, подсудимые?
Бактерии: Суду доверяем, права понятны.
Судья: Судебное следствие начато. Оглашается обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению бактерий в совершении тяжелых преступлений против жителей планеты Земля. Возбуждено уголовное дело в отношении бактерий, которые:
- Портят продукты питания
- Приводят в негодность водопроводные трубы
- Вызывают тяжелые болезни
- Убивают живые организмы
На основании изложенного бактерии обвиняются в совершении тяжких преступлений.
Секретарь: Бактерии, признаете ли вы свою вину?
Бактерии: Признаем частично
Прокурор: Предлагаю начать с допроса подсудимых, а затем потерпевших, свидетелей.
Судья: Кишечная палочка, встаньте, расскажите, как вы дошли до жизни такой?
Кишечная палочка: Бактерии – виновники всякого зла. Люди видят в них своих врагов и борются с ними всевозможными способами. Однако в человеческом теле их всегда много и от этого человечество не вымерло, и здоровых людей всегда больше, чем больных. Однажды врачи решили проделать опыт. Они вырастили цыплят в необыкновенно чистой комнате, в идеальных, стерильных условиях. Поили кипяченой водой, кормили вареной едой. Цыплята вдруг стали чахнуть и перестали расти. Оказалось, что для жизни и птиц и человека необходимы некоторые бациллы. Они постоянно живут в теле и полезны ему. Не забывайте об этом, когда будете выносить приговор!
Судья:Болезнетворная бактерия, слово вам!
Болезнетворная бактерия: Долго, долго мы были невидимками, но на беду нашу Антоний де Левенгук – голландский ученый изготовил микроскоп, разглядел нас, зарисовал наши портреты и стали мы известными особами. И началось на нас гонение. Жизни нам не стало, нигде не укрыться, чем дальше, тем горше наша жизнь стала. Вот и на суд попали. Бедные мы несчастные. Никто нас не пожалеет, никто о нас не позаботится. Весь мир ополчился против нас. Но не дождетесь вы нашей гибели! Нет! Мы приноравливаемся как можем. Нас голыми руками не возьмешь! Нет! Кормимся кровью и другими соками живого тела и еще в тепле любим жить. Кто не любит воду и мыло, свежий воздух, труд, изнежен и хил, того мы быстро приберем к рукам. Вот так и живем. Чуть не забыла. Есть у нас и родители. Нас даже для войны хотели приспособить. Может быть и сейчас в тайных лабораториях создают бактериальное оружие. Вот кого судить надо, а мы мелкая сошка!
Судья: Железобактерия, слово вам!
Железобактерия: Еще в старину во многих местах нашей страны добывалась со дна больших озер железная руда. Выберут в таком озере руду, а через некоторое время она снова там появляется. В 1888 году русский микробиолог Сергей Николаевич Виноградский высказал смелую мысль. Колоссальные отложения железных руд, известных под названием болотной, озерной, весьма вероятно должны быть приписаны деятельности особых бактерий – железобактерий. Ржавая вода в ручьях, колодцах, болотах, говорит о присутствии железобактерий. На нас часто жалуются, что мы приносим вред водопроводу, в квартиру поступает ржавая вода. Но я считаю, что это мелочи, по сравнению с тем, какую пользу мы приносим. Требую справедливости!
Судья: Для дачи показания приглашается свидетель обвинения.
Свидетель (Туберкулезная палочка): Я расскажу о туберкулезной бактерии. Эта дама – малютка весьма почтенного возраста. Она поражала людей с древнейших времен. В своде закона вавилонского царя указывалось, что если жена заболела чахоткой, то муж с нею может развестись (3800 лет до н.э.). В древнем Египте, как и в других странах во все времена туберкулез поражал больше бедных и угнетенных, чем людей состоятельных классов. В легких погибших от туберкулеза людей заметили бугорки (по-латински туберкулум) откуда болезнь и получила название туберкулез.
Возбудители болезни были открыты в 1882 году Робертом Кохом. Туберкулезная палочка очень тоненькая и покрыта жиро-восковой оболочкой. Она устойчива к спирту, кислотам, щелочам, не поддается высушиванию, поэтому долго живет в пыли и с пылью попадает в легкие или с капельками мокроты больного человека. Но заболевает не каждый. Закаленный человек, физически развитый остается здоровым. Отсюда ясно: чистота жилья, улиц, борьба с пылью, укрепление организма – надежное средство борьбы с бациллами.
Судья: Слово предоставляется второму свидетелю
Свидетель (лаборант):Я работаю в лаборатории инфекционной больницы. Какой забавный вид у холерного вибриона под микроскопом! Ни на минуту не прекращает он своего стремительного движения. Он кувыркается, извивается в капле воды, как рыбка в тихой заводи в солнечное безветренное утро. Но если этим забавным плясунам удается вторгнуться в организм человека, начинается трагедия. Несчастный заболевает холерой, страдает сильной резью в животе. Начинается острый понос. Тело коченеет, лицо становится иссиня-бледным. Больного одолевает мучительная жажда. Тело бьется в смертельных судорогах, но больной не теряет ясного сознания. Через несколько часов во многих случаях наступает смерть. Так микробы холеры делают свое страшное дело.
Судья:Слово предоставляется следующему свидетелю.
Свидетель (фермер):Многие болезни растений, приносящие большой экологический урон и по существу приводящие к потерям 1/8 части урожая всех культурных растений земного шара, вызываются бактериями. На стеблях, листьях, цветках и плодах появляются пятна. Бактериальный ожог яблонь, груш может привести к гибели молодых деревьев в течение одного сезона. Бактериальная мягкая гниль обычно поражает мясистые запасающие части овощей, такие как клубни (картофель), луковицы, а также сочные плоды. – томаты, баклажаны. Наиболее разрушительный эффект оказывает мягкая гниль, вызванная бактериями рода Эрвиниа.
Судья:слово предоставляется врачу.
Врач:Я хочу рассказать о бактерии ботулинуса. Спора этой бактерии выдерживает температуру до +120 ̊C. Пищевое отравление – ботулизм – наступает при использовании в пищу недоброкачественных консервов. Если пища не будет качественно приготовлена, то бактерии ботулинуса будут размножаться в бескислородной среде и выделять яд. Одного грамма яда достаточно, чтобы отравить 14 млн человек.
Судья:приглашается следующий свидетель обвинения
Свидетель (о столбняке):Я тоже хочу рассказать о вредности бактерий. С моим соседом беда приключилась. Иногда болезни не ждешь, а она пришла нежданно. Бежал сосед по полю, торопился, споткнулся и упал. Поднялся, видит – на локте кожа содрана, кровь сочится, а рана засорена комочками грязи. Посмотрел, подумал: «Пустяки!» Махнул рукой и пошел, как ни в чем не бывало дальше. Прошел день, два. Заметил он, что голова не поворачивается, ногами трудно двигать. Пока «скорую» вызывал, хуже и хуже ему. Врачи приехали, а у него ноги вытянуты как палки. Голова напряженно откинута назад. Сам лежит на постели, прикасаясь к ней только затылком и пятками ног. Изменить положение было уже невозможно. В один из приступов наступает смерть. Врач сказал, что болезнь эта называется столбняком. Во времена Пирогова каждый второй раненый погибал от столбняка. А в Отечественную войну имелись лишь единичные случаи столбняка, т.к. солдатам делались прививки. Бактерия, хоть и малышка, а сильна и силача бьет с плеча.
Судья:Приглашается следующий свидетель.
История. В 1383 году в небольшом германском городе Вильспаке гости (лепешки из пшеничного теста), остававшиеся в заброшенной полуобгоревшей церкви, покрылись кровавыми пятнами. Пятна эти смыли, но они вновь появились в еще большем количестве. Слух об этом «чуде» быстро распространился. Церковники взвалили вину на еретиков, начались сжигания людей на кострах. Сейчас стало известно, что такие пятна вызывают массовые размножения бактерий – «Палочки чудесной крови», которые в благоприятных условиях образуют колонии – пятна. А в те времена люди пострадали ни за что.
Судья: для дачи показаний вызываются свидетели защиты.
Свидетель:Я хочу защитить азотфиксирующие бактерии. Слово «азот» произошло от греческого «азоос» - «не поддерживающий жизнь».Но вскоре выяснилось, что без азота растения не образуют ни белков, ни хлорофилла. А без них, как известно, растения не в состоянии использовать энергию солнечных лучей. Вот почему при недостатке азота у растений начинают желтеть листья, приостанавливается рост, они слабо кустятся и плохо плодоносят. Вначале предполагали, что растения получают азот из воздуха, на 80% состоящего из этого элемента. Но в середине прошлого столетия французский ученый Буссенго выращивал растения в почве и воде, не содержавших азота, получил так называемые «предельные» растения. Количество азота в них было таким же, как и в семенах, и не увеличилось за счет воздуха. Значит, растения, всю жизнь буквально «купаясь» в азоте, не могут его усваивать, и вынуждены добывать из почвы. К сожалению, большинство почв, даже высокоплодородные черноземы, содержат мало азота, и растения постоянно испытывают азотный голод.
Судья:слово следующему свидетелю.
Свидетель:Серобактерии живут в верхних слоях воды и очищают воду от сероводорода. Жизнь в Черном море возможна, потому что там работают серобактерии. Они же производят очистку сточных вод. Так что они нам нужны.
Судья:в соответствии с уголовно процессуальным кодексом, часть вторая статья 53 потерпевшим может воспользоваться экспертизой. Эксперт-криминалист предоставит видеокассету для экспертизы.
Прокурор: На скамье подсудимых сидят малые жители планеты, обвиняемые бактерии. Уважаемы судьи, вы слышали, как они расхваливали себя и так и эдак. А сколько бед от них – ни слова. Кто как ни они приводят в негодность кожу, рыбу, зерно, ткани, мясо, бумагу. И где их только нет!
… все в мире так ведется, что в воздухе, в воде и на сухом пути. В тепле и в холоде зародыш разовьется. Один огонь, спасибо, остается. А то б убежище, ей богу, не найти.
Это все безротые существа, но кровь в жилах стынет, сколько горя от них на Земле. В прошлом столетии каждый второй ребенок, заболевший дифтерией, умирал. Выходит, не зря дифтерию назвали «петля палача». Ужас и смятение охватывают народ, как только они узнают, что им грозит холера, оспа. Люди избегают друг друга, запираются дома на крепкие засовы. Да от кровопийцы не отгородиться и каменной стеной – пронырливы бактерии. В былые времена «Черная смерть» скосила 100 млн человек. И сейчас не перевелись эти зловредные бактерии, хотя их сила поубавилась. Если эти бактерии не уничтожить, то много бед они могут принести человечеству. Предлагаю бактерий объявить вне закона и применить к ним высшую меру наказания.
Судья:Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:Каждый живой организм имеет право на существование. Да, конечно, бактерии приносят вред. Но в ряде случаев бактерии необходимы людям. Квашение овощей и силосование кормов, приготовление йогуртов, кефира и сыра невозможно без молочно-кислых бактерий. Некоторые бактерии живут в пищеварительной системе человека. Это наши постоянные спутники, без которых невозможна нормальная деятельность кишечника. Такова, например, кишечная палочка, сбраживаюшая глюкозу и другие углеводы. Кстати, у кишечной палочки удалось выделить гормон роста – соматропин, который который с успехом используется для лечения некоторых форм карликовости. Среди почвенных бактерий есть, конечно, вредные, вызывающие болезни животных и растений. Но гораздо больше в почве полезных бактерий, наших помощников в борьбе за урожай. Осенью опадают листья деревьев и кустарников, отмирают надземные побеги трав, опадают старые ветки, время от времени падают деревья. Все это превращается в перегной. Это длительный сложный процесс, в котором принимают участие гнилостные бактерии. Их деятельность приводит к образованию минеральных солей, некоторые хорошо усваиваются корнями зеленых растений. Бактерии активно участвуют в круговороте веществ в природе. А клубеньковые бактерии, которые из воздуха усваивают атмосферный азот? Принимая во внимание все эти факты, а также выступления обвиняемых и свидетелей, я предлагаю смягчить наказание и принять решение о частичной виновности подсудимых.
Судья:слово научному консультанту.
Научный консультант: Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. В почве они проникают на глубину 2-3 км, в атмосфере встречаются на высоте до 12 км, а гидросфера вообще не имеет границ обитании этих организмов. Бактерии способны поселяться практически на любом субстрате, используя как органически, так и неорганические соединения. Они чрезвычайно устойчивы в отношении к экстремальным условиям среды: их обнаружили даже на стенках ядерных реакторов.
III.Осмысление и закрепление знаний. Учащиеся получают задание написать синквейн о бактериях.
IV. Домашние задание: закончить заполнение таблицы, привести свои примеры о пользе и вреде бактрий.