Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Система дистанционного образования в России
Учебно-методическая разработка интеллектуальной игры по биологии

Юный ботаник

Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ №336 Санкт-Петербурга

Внеклассная работа по биологии – это возможность расширить рамки учебника и открыть ребёнку удивительный мир науки.

В пособии представлен сценарий внеклассного мероприятия по биологии, предназначенного для учащихся 6 классов.

Успех обучения и воспитания зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на уроках, но и от организации внеклассной работы по предметам. Роль внеклассной работы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, вырабатывает устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, самостоятельно использовать различные источники биологической информации.

Внеклассная работа связана с деятельностью в определённом коллективе и воспитывает у учащихся взаимопомощь, дисциплинированность, умение работать в команде.

Учебно-методическое пособие предназначено учителям биологии для организации внеклассной работы, при проведении предметных недель, может быть полезно организаторам детского досуга.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Биология как общеобразовательный предмет обладает своими особенностями. К числу важнейших из них относится абстрактность большинства биологических понятий и явлений. Никто из нас не видел атомов и молекул, движения электронов и многого другого. Это порождает ряд серьёзных трудностей ещё при изучении биологии в школе. Учёными доказано отсутствие психологической готовности школьников 6 класса к восприятию и усвоению абстрактного биологического материала: сначала это первоначальных биологических понятий, а затем всего объёма школьного курса. Как следствие – резкое снижение интереса учащихся к предмету.

По данным исследований [8] только 15% школьников в начале I полугодия 2012 – 2013 учебного года назвали биологию среди любимых школьных предметов, хотя на косвенные вопросы о необходимости биологических знаний каждому образованному человеку и о том, интересны ли им причины изменений живых организмов, их сравнение, положительно ответили соответственно 43.1% и 52% обучающихся школ.

Из этого следует, что предмет биология интересен для наших учеников, но существуют трудности, лежащие в процессе её изучения, что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса.

Обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы учащимся было интересно на уроках, чтобы они стремились сами получать новые знания. И для того, чтобы учащиеся продуктивно и деятельно работали на уроках биологии, были заинтересованы в её изучении, воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов, развивали коммуникабельность, ориентировались в вопросах биологических понятий, процессов и тому подобного, я провожу систематически на протяжении учебного года в учебном процессе интеллектуальные игры. В таких играх интеграция знаний учащихся осуществляется за счёт комплексного использования материала различных областей знаний (биологии, экологии, истории, химии, медицины) и активного поиска новой информации. Задачи интеграции – это не только вооружение учащихся целостной совокупностью знаний об окружающем мире, но и воспитание адекватного и грамотного отношения к действительности, развитие умений самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие явления [7]. При использовании познавательных задач в ряде случаев обучение осуществляется через опору на уже имеющиеся знания и жизненный опыт обучаемых (через объяснение обыденного с позиции науки).

Современный ученик сегодня знает не так уж и мало. Но в настоящий момент нужны не столько сами знания, сколько умение оперировать ими. Для того, чтобы оживить их, нужно создать условия, при которых учащиеся почувствуют возможности их творческого использования.

-3-

Внеурочная учебная деятельность представляет собой систематический творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивного сотрудничества, взаимодоверия и взаимоуважения учителя и учащихся. Она расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать учащихся, но и создавать условия для формирования творческих, социально-успешных личностей.

Внеклассная работа по биологии – это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению биологии.

Интеллектуальная игра "Юный ботаник" представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по ботанике, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры). Они позволяют игрокам (учащимся) самостоятельно проверить свои знания по биологии и определить уровень своей подготовки. Игра выполняет двойную функцию – контролирующую и обучающую.

Новизна предлагаемой игры заключается в том, что в качестве проверочных подготовлены комплексные задания, включающие в себя ряд вопросов из разных разделов ботаники. Они включают задания как с конструктивным типом ответов, так и с выборочным, а также задания при работе с биологическими (музейными) экспонатами и возможными способами их исследований с привлечением научных, художественных, мифологических и других текстов культуры.

Для выборки даны такие ситуации, которые имеют место в той или другой области биологии. В качестве альтернативных ответов предусмотрены также и такие, которые не составляют предмета усвоения. Задания с конструктивным типом ответов позволяют полнее охватить основные виды познавательной деятельности интересующихся биологией.

Особенностью игры является то, что в содержании самих вопросов заложена учебная информация в очень экономной и доступной форме. Эта информация либо изначально известна учащимся, либо они получают её вместе с вопросами.

-4-

ВВЕДЕНИЕ

У каждого интересующегося или изучающего биологию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению биологии, исключает формальный подход к усвоению фундаментальных биологических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль, но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по биологии, что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний в повседневной жизни, на практике.

В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа, тесты соотнесения, тесты с самостоятельно конструируемым ответом.

Тестовые задания с выборочным типом ответа предполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного, который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом, чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.

Используемое в тестах обозначение (…) означает, что здесь должно быть либо текстовое его продолжение, сконструированное вами, либо соответствующее числовое или буквенное значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.

При работе с тестами важно, чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы), так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.

Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются учителем на интерактивной доске.

Задания (туры) построены так, что дают возможность проверить ваши знания по большинству разделов зоологии, установить смысловые связи символов с экспонатами музея (школьной лаборатории).

В конце игры содержатся ответы и пояснения к тестам. В тех случаях, когда ответ очевиден и не требует каких-либо пояснений, приведён только его номер (буква), в других же случаях дано либо краткое, либо подробное пояснение к нему.

Желаю вам успеха в этой интеллектуальной игре!

-5-

Представляю интеллектуальную игру "Юный ботаник", которую необходимо провести среди нескольких командных групп учащихся 6 классов.

Методический комментарий. Предлагаемую игру целесообразно провести в конце учебного года при обобщении и повторении изученного материала.

В игре участвуют: команды учащихся 6 классов в составе по 5 человек – основные игроки; количество команд от 2 до 5; 3 человека – члены жюри; один ведущий (учитель); группа болельщиков.

Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров).

Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего, обсуждают между собой варианты ответов, пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени, отведённого на размышления, капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры, листки с ответами, итоговая таблица результатов игры, итоговый критерий оценивания игры.

В игре 6 туров. Длительность игры 45 минут.

В заключение игры проводится награждение команд игроков-победителей почётными грамотами, для которых наступает "Звёздный час", им предоставляется право сказать своё мнение: о школе, о биологии, о своей победе и т. д.

Цели интеллектуальной игры:

1). создание условий для развития и саморазвития личности учащихся, усиление эмоционального аспекта изучения биологии;

2). использование музейно-педагогических технологий для включения культурного опыта обучающихся в процесс исследования биологических объектов.

Поставленные цели может быть достигнуты через решение следующих задач:

1). расширить кругозор, активизировать опыт учащихся, развить логические и аналитические способы мышления;

2). мотивировать учащихся на успех, на индивидуальное и коллективное творчество;

3). раскрыть понятия: символизм, символ, символика;

4). устанавливать смысловые связи символов с экспонатами музея;

5). формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;

-6-

6). формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер;

7). воспитывать коммуникабельность, адаптивность, самооценку, совершенствование творческих способностей, умение мыслить логически;

8). воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, взаимную требовательность, уважение и толерантность по отношению друг к другу.

Атрибуты игры:

оформление кабинета:

1). на интерактивной доске:

а). название мероприятия: интеллектуальная игра по биологии "Юный ботаник";

б). эпиграфы к мероприятию:

эпиграф 1: "Помни, что затрачивая время на изучение объекта, ты получаешь

глубину его понимания".

(Константин Щемелинин)

эпиграф 2: "Искусство – это «я», наука – это мы".

(Виктор Гюго)

эпиграф 3: "Мыслящий и работающий человек есть мера всему. Он есть

огромное планетное явление".

(В.И. Вернадский)

эпиграф 4: "Дети учатся лучше там, где их воспитывают и на этой основе

учат. Они учатся хуже там, где их учат и надеются, что обучение

повлечёт за собой воспитанность".

(Ш.А. Амонашвили)

эпиграф 5: "Ребёнок по своей природе пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный

мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре,

в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через

неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу

ребёнка".

(В.А. Сухомлинский)

-7-

Девизы игры:

девиз 1: "Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому,

что предмет познания бесконечен".

(Блез Паскаль)

девиз 2: "Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность".

(Б. Шоу)

девиз 3: "Удачный человек тот, кто способен сложить прочный

фундамент из камней, которые швыряют в него другие".

(Дэвид Бринкли)

девиз 4: "Не существует никаких секретов достижения успеха.

Единственное, что нам на самом деле нужно тщательная

подготовка, добросовестная работа и извлечение уроков из

поражений".

(Вильям Вард)

девиз 5: "Вот рецепт достижения успеха: «Учитесь, пока другие спят,

работайте, пока другие отдыхают, будьте готовы, пока другие

расслабляются и мечтайте, пока другие плачутся»".

(Вильям Вард)

2). в классе симметрично стоят от 2 до 5 столов (в зависимости от количества команд игроков) с табличками, на которых написаны названия команд, невдалеке – стол для членов жюри. У каждой команды на столе лежит звоночек. В течение определённого времени команды будут совещаться и звонком извещать о готовности к ответу;

3). раздаточный материал: листы формата А4 с названиями туров для письменных ответов игроков;

4). разнообразные биологические музейные экспонаты (экспонаты школьной лаборатории);

5). проекционная система для демонстрации слайдов: портретов, цитат, таблиц, рисунков;

6). интерактивная доска;

7). грамоты для игроков команд-победителей.

-8-

Ход игры:

Ведущий учитель начинает игру со слов: "Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя! Мы рады приветствовать всех тех, кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей, жюри, команды игроков.

Цели нашей игры – создать условия для развития и саморазвития личности, усилить эмоциональный аспект изучения биологии, повысить эрудицию и в увлекательной форме провести саму игру. Сегодня мы проведём игру и проверим ваши знания, умения и навыки, ребята, по учебным турам. Выступление команд будет оценивать жюри. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплочённость. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами".

Затем ведущий учитель демонстрирует на интерактивной доске слайд:

"Нельзя иметь в жизни много настоящих друзей,

ведь друзья должны не только понимать, помогать,

но и жить и переживать параллельные события,

что и порождает единение души".

Затем ведущий учитель переходит по плану мероприятия к самой игре, начиная её с I тура.

-9-

I ТУР: "РАЗМИНКА"

I тур проводится ведущим учителем для команд игроков под диктовку.

Задание: заслушав вопрос, подумайте и обсудите его в команде, а затем напишите ответ на листах для письменных ответов.

1). Какое дерево на Земле является самым высоким?

2). Какое дерево живёт дольше других деревьев?

3). Корневище какого растения называют "корнем жизни"?

4). Плоды какого растения из семейства Розоцветных являются жаропонижающим средством?

5). Из стебля какого злака получают сахар?

6). Какая трава на Земле является самой высокой?

7). Какое растение на Руси являлось причиной бунтов?

8). Какое бобовое растение называют "растительной коровой"?

9). Назовите самое длинное растение на Земле.

10). Как называется водоросль, которая содержит много йода?

11). Этот цветок называется "царским", хотя на вид он очень скромный. Назовите этот цветок.

12). Из семян какого растения семейства Крестоцветных получают пищевую приправу и лекарственное средство?

13). Какое растение является символом Шотландии?

14). Как называется плод у картофеля?

15). Какое растение на Земле является самым маленьким?

-10-

16). Какие растения из семейства Лилейных выделяют фитонциды – летучие вещества, убивающие бактерий?

17). Какой хлебный злак растёт в воде?

18). Какое растение из семейства Бобовые прячет орехи в земле?

19). Плоды каких растений из семейства Розоцветных богаты витамином "С"?

20). Плоды какого растения являются самой большой ягодой в мире?

Критерий оценивания I тура: за каждый полностью правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

-11-

II ТУР: "АЗБУКА ДЕРЕВЬЕВ"

II тур даётся командам игроков письменно – на самостоятельную работу и обсуждение.

Задание: глядя на букву алфавита и фотоизображение, предложите свои варианты названия дерева, обсудите их в команде и назовите правильный ответ, написав рядом данные букву и название дерева.

Буква алфавита

Фотоизображение дерева

Буква алфавита

Фотоизображение дерева

А

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯАкация3 (белая).jpg

Б

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯБерёза2.jpg

В

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯВяз1.jpg

Г

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯГраб3.jpg

Д

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯДуб3.jpg

Е

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЕль1.jpg

Ж

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЖимолость7.jpg

З

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЗемляничное дерево5.jpg

-12-

И

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯИва2 (серебристая).jpg

К

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯКлён1.jpg

Л

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЛиственница2.jpg

М

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯМагнолия5.jpg

Н

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯНектандра1 (кото).jpg

О

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯОльха4.jpg

П

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯПихта3.jpg

Р

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯРябина3.jpg

С

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯСосна3.jpg

Т

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯТополь1.jpg

-13-

У

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯУнаби1.jpg

Ф

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯФисташковое настоящая2.jpg

Х

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯХурма японская3 (эбеновое дерево).jpg

Ц

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЦерцис европейский4.jpg

Ч

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЧерёмуха2.jpg

Ш

Описание: C:Users777DesktopШелковица белая3.jpg

Щ

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЩитовник Гольди1.jpg

Э

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЭвкалипт5.jpg

Ю

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЮкка Элефантипес3.jpg

Я

Описание: C:Users777DesktopДЕРЕВЬЯЯблоня1.jpg

Критерий оценивания II тура: за каждое правильно названное дерево на данную букву команде игроков ставится 1 балл.

-14-

III ТУР: "СИМВОЛЫ РАСТЕНИЙ В ПЕСНЯХ"

III тур проводится ведущим учителем для команд игроков письменно – на самостоятельную работу и обсуждение.

Задание: назовите названия песен о растениях (деревьях, кустарниках, травах, цветах, ягодах, фруктах, овощах). Для каждой песни нужно ещё назвать её исполнителя (имя, отчество или название группы).

Данное задание тура следует выполнить в виде таблицы (смотрите ниже):

Порядковый номер песни

Исполнитель песни (фамилия и имя солиста или название группы)

Название песни о растении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: названия песни об одном и том же растении у одного или нескольких исполнителей могут повторяться в том случае, если они различаются по своему содержанию.

Критерий оценивания III тура: команде игроков ставится 1 балл только в том случае, если у неё на листе для письменного ответа будет написана пара – исполнитель песни – название песни о растении, то есть 1 балл команде игроков ставится за каждую такую пару.

-15-

IV ТУР: "РЕШИ АНАГРАММУ"

IV тур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу и обсуждение.

Задание: в непонятных словах переставьте буквы так, чтобы получить название растения. С каждым непонятным словом рядом напишите свой правильный ответ (название) растения.

1). С Е Я Н Ь

2). Р Е З А Б Е

3). А Н С И О

4). Д Ы Ш Л А Н

5). Н А С О С

6). А П И Л

7). Ш А Н А К Т

8). Ч У К А В О Н Д И

9). П А Р И К В А

10). К О П И Ж О Р Д О Н

11). Р О Н О С А М И Д

12). Г А Ч А Р А К

13). Ё В А С И К Л

14). Н И Б Я Р А

15). Х О Д Н У П О С Л

16). К У Б

17). М А Х З А Н Т Е Р И

Критерий оценивания IV тура: за каждый правильный ответ (название растения) команде игроков ставится 1 балл.

-16-

V ТУР: "ФОТОЗАГАДКИ: ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЯГОДЫ"

V тур даётся командам игроков письменно – на самостоятельную работу и обсуждение.

Задание: по стихотворению и рисунку разгадай загадку.

 

1

 

В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИЧерника4.jpg

 

 

2

 

 

Это ягода лесная

Нам лекарство заменяет.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИМалина2.jpg

 

 

3

 

 

Что за гроздья налитые

В листья спрятались резные?

Сок их пьют и так едят,

Эти гроздья – …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИВиноград4.jpg

 

 

4

 

 

На колючем кустике

Жёлтенькие бусинки.

Наступила осень тихо

И созрела …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИОблепиха3.jpg

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Кто ж те ягоды не знает,

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода? …

 

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИКалина3.jpeg

-17-

 

 

6

 

 

Ягодки в лесу, на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника …

Ищем что мы?…

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИГолубика2.png

 

 

7

 

 

Не на шутку, а всерьёз

Куст колючками оброс.

Тёмных ягодок сорви-ка,

Что за кустик? …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИЕжевика2.jpg

 

 

8

 

 

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИБрусника1.jpg

 

9

 

 

Чёрных ягод пышный куст –

У неё приятный вкус!

На Востоке родина …

Как зовут? …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИСмородина чёрная4.jpg

 

 

10

 

 

На колючей топкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами – не шиповник,

Как зовётся он? …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИКрыжовник4.jpg

 

 

11

 

 

 

В красных платьицах сестрички

Прицепились за косички.

Летом в сад зайдите здешний –

Созревают там …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИЧерешня4.jpg

-18-

 

 

12

 

 

Эту ягодку найдёте

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая ...

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИКлюква3.jpg

 

13

 

Ягодку сорвать легко –

Ведь растёт не высоко.

Под листочки загляни-ка –

Там созрела …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИЗемляника3.jpeg

 

 

14

 

 

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась

Жёлтенькая брошка –

Ягодка …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИМорошка2.jpg

15

Была зелёной маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИВишня3.jpg

16

В жаркий солнечный денёк

На грядке вспыхнул огонёк!

Ты не бойся, посмотри-ка –

Что за ягодка? …

Описание: C:Users777DesktopКУСТАРНИКИКлубника2.jpg

Критерий оценивания V тура: за каждую правильно разгаданную загадку команде игроков ставится 1 балл.

-19-

VI ТУР: "БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ"

VI тур даётся командам игроков письменно – на самостоятельную работу и обсуждение.

Задание. С 90-х годов XX века и по настоящее время происходит постепенное изменение климата на планете. Предложите свои варианты последствий (с пояснениями к ним) этой глобальной проблемы для растений, животных и человека.

Критерий оценивания VI тура: за полностью правильно выполненное задание, то есть за каждый из 4 правильно описанных вариантов ответов с пояснениями к ним команде игроков ставиться по 3 балла (по максимуму за весь этот тур – 12 баллов). Если же у команды игроков будут иметься какие-либо недочёты (изложены не все из 4 вариантов ответов, нет пояснений к каким-то из вариантов ответов, пояснения к вариантам ответов изложены не полностью, пояснений к вариантам ответов не имеется вообще), то проверяющий по своему усмотрению может снизить результат до 0 – 2 баллов за каждый из вариантов ответов.

Если команда игроков даёт иные варианты ответов или таковых не излагает вообще, то проверяющий ставит ей за этот тур 0 баллов.

-20-

ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО БИОЛОГИИ

НА ТЕМУ: "ЮНЫЙ БОТАНИК"

Итоговая таблица результатов игры

Группа учащихся

I Тур

(0 – 20 баллов)

II Тур

(0 – 28 баллов)

III Тур

(0 – 63 балла)

IV Тур

(0 – 17 баллов)

V Тур

(0 – 16 баллов)

VI Тур

(0 – 4 балла)

Итого баллов

Место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый критерий оценивания интеллектуальной игры: призовые места ставятся жюри (комиссией) командам игроков в соответствии с максимально набранным ими общим числом баллов.

-21-

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Ведущий (учитель) завершает игру стихотворением:

Знаем мы, что встреча ваша – лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает – это факт.

А находчивость по жизни вас ведёт,

Знатокам всегда, везде везёт!

Затем один из членов жюри подводит итоги игры, объявляет призовые места .

Ведущий учитель благодарит группы команд, болельщиков, членов жюри и говорит: "Мы не прощаемся, а говорим «до свидания»". Затем ведущий учитель демонстрирует на интерактивной доске слайды:

"Учиться надо вам всегда,

На то и голова дана.

Желаем знанья добывать,

И никогда не унывать,

По жизни весело шагать,

И знанья ваши применять".

Ведущий учитель говорит: "Спасибо всем за участие, игра окончена".

-22-

ОТВЕТЫ

НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ ПО БИОЛОГИИ

НА ТЕМУ: "ЮНЫЙ БОТАНИК"

В учении неважно – молод ты или стар;

постигнешь его – и станешь мастером.

(Китайская пословица)

 

I ТУР: "РАЗМИНКА"

1 – Эвкалипт; 2 – баобаб; 3 – женьшеня; 4 – малины; 5 – из сахарного тростника; 6 – банан; 7 – картофель; 8 – сою; 9 – лиана; 10 – морская капуста (ламинария);

11 – василёк; 12 – из горчицы; 13 – чертополох; 14 – ягода; 15 – ряска;

16 – лук, чеснок; 17 – рис; 18 – арахис; 19 – шиповник, рябина; 20 – тыквы.

II ТУР: "АЗБУКА ДЕРЕВЬЕВ"

Буква алфавита

Фотоизображение дерева

Буква алфавита

Фотоизображение дерева

А

Акация

Б

Берёза

В

Вяз

Г

Граб

Д

Дуб

Е

Ель

Ж

Жимолость

З

Земляничное дерево

И

Ива

К

Клён

Л

Лиственница

М

Магнолия

Н

Нектандра

О

Ольха

П

Пихта

Р

Рябина

С

Сосна

Т

Тополь

У

Унаби (зизифус)

Ф

Фисташка настоящая

Х

Хурма японская (эбеновое дерево)

Ц

Церцис европейский

Ч

Черёмуха

Ш

Шелковица белая (тутовое дерево)

Щ

Щитовник Гольди

Э

Эвкалипт

Ю

Юкка элефантипес

Я

Яблоня

-23-

III ТУР: "СИМВОЛЫ РАСТЕНИЙ В ПЕСНЯХ"

Порядковый номер песни

Исполнитель песни (фамилия и имя солиста или название группы)

Название песни о растении

1

"Балаган Лимитед"

В лесу родилась ёлочка

2

Басков Николай

Яблони в цвету

3

Белов Геннадий

Травы, травы, травы не успели…

4

Буланова Татьяна

Белая черёмуха

5

Буланова Татьяна

25 гвоздик

6

Буланова Татьяна

Серебристый тополь

7

Вайкуле Лайма

Чёрная роза – символ печали, белая роза – символ любви

8

Варум Анжелика

Ой, цветёт калина в поле у ручья

9

Варум Анжелика

Зимняя вишня

10

Великанова Гелена

Ландыши, ландыши…

11

"Весёлые ребята"

Розовые розы

12

"Голубые гитары"

Вишня, неспелая вишня

13

Державин Андрей

Первые цветы

14

Добронравов Александр

Ромашки для Наташки

15

Журавлёва Марина

Алые гвоздики

16

Журавлёва Марина

Белая черёмуха

17

Журавлёва Марина

Калина

18

Журавлёва Марина

Малина

19

Журавлёва Марина

Первые фиалки

20

Журавлёва Марина

Полынь-трава

21

Зыкина Людмила

Ивушка

22

Зыкина Людмила

Липа вековая

23

Зыкина Людмила

Плачет тополь

24

Зыкина Людмила

Ромашки спрятались, поникли лютики…

25

Зыкина Людмила

Там, где клён шумит

26

Зыкина Людмила

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

27

"Иванушки Интернешнл"

Тополиный пух

28

Казаченко Вадим

Белая акация

29

Казаченко Вадим

Вишнёвый сад

30

Казаченко Вадим

Жёлтые розы

31

Казаченко Вадим

Осыпались розы

-24-

Порядковый номер песни

Исполнитель песни (фамилия и имя солиста или название группы)

Название песни о растении

32

Казаченко Вадим

О чёрных и красных розах

33

Казаченко Вадим

Сирень

34

Киркоров Филипп

Ты скажи мне, вишня

35

Королёв Виктор

Две ромашки для Наташки

36

Королёва Наталья

Жёлтые тюльпаны

37

Королёва Наталья

Подсолнухи

38

Круг Ирина и Королёв Виктор

Букет из белых роз

39

"Ласковый май"

Белые розы

40

Легкоступова Валентина

Ягода-малина

41

Леонтьев Валерий

Девять хризантем

42

Любавин Сергей

Тополя все в пуху

43

Мон Алиса

Подорожник-трава

44

Муромов Михаил

Яблоки на снегу

45

Натали

Вишня

46

Ника

Три хризантемы

47

Ника

Черёмуха-красавица

48

Петрова Татьяна

Цветёт черёмуха к похолоданию

49

"Профессор Лебединский"

Малосольный огурец

50

Пугачёва Алла

Миллион алых роз

51

Пьеха Эдита

Подснежник

52

Ротару София

Чайные розы в купе

53

Рыбников Николай

Старый клён

54

Семёнова Екатерина

Цветы из папье-маше

55

Сенчина Людмила

Белой акации гроздья душистые

56

Ступишина Наталья

Черёмуха

57

"Фристайл"

Белая берёза

58

"Фристайл"

Белая орхидея

59

"Фристайл"

Белая сирень

60

"Фристайл"

Букет бумажных роз

61

"Фристайл"

Пять тюльпанов

62

"Фристайл"

Старый клён

63

"Фристайл"

Фиалковый букет

-25-

IV ТУР: "РЕШИ АНАГРАММУ"

1). СЕЯНЬ (ЯСЕНЬ); 2). РЕЗАБЁ (БЕРЁЗА); 3). АНСИО (ОСИНА); 4). ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ); 5). НАСОС (СОСНА); 6). АПИЛ (ЛИПА); 7). ШАНАКТ (КАШТАН); 8). ЧУКАВОНДИ (ОДУВАНЧИК); 9). ПАРИКВА (КРАПИВА); 10). КОПИЖОРДОН (ПОДОРОЖНИК); 11). РОНОСАМИД (СМОРОДИНА); 12). ГАЧАРАК (КАРАГАЧ); 13). ЁВАСИКЛ (ВАСИЛЁК); 14). НИБЯРА (РЯБИНА); 15). ХОДНУПОСЛ (ПОДСОЛНУХ); 16). КУБ (БУК); 17). МАХЗАНТЕРИ (ХРИЗАНТЕМА).

V ТУР: "ФОТОЗАГАДКИ: ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЯГОДЫ"

1 – Черника; 2 – малиной; 3 – виноград; 4 – облепиха; 5 – калина;

6 – голубику; 7 – ежевика; 8 – брусника; 9 – смородина (чёрная);

10 – крыжовник; 11 – черешни; 12 – клюковка; 13 – земляника;

14 – морошка; 15 – вишня; 16 – клубника.

VI ТУР: "БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ"

Задание. С 90-х годов XX века и по настоящее время происходит постепенное изменение климата на планете. Предложите свои варианты последствий этой глобальной проблемы для растений, животных и человека.

Варианты ответов

1). Изменение климата приведёт к уменьшению количества осадков, повышению уровня морей и океанов и глобальному повышению температуры.

Считается, что глобальное потепление является причиной изменения климата и погоды. Согласно многолетним наблюдениям гидрометслужбы, самые жаркие года пришлись на период с 1986 года и по настоящее время, причём в 1998 году температура на планете была самой высокой за всё время её регулярных наблюдений. Увеличение количества осадков стало причиной наводнений, уровень Мирового океана за последние110 лет повысился на 15 – 20 см. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой потепление – естественный, периодически повторяющийся природный процесс, который Земля переживала уже не раз.

-26-

2). Изменение климата негативно скажется на здоровье людей.

Глобальное потепление приведёт к значительному изменению параметров окружающей среды и климата. В результате этого насекомые-переносчики различных болезней могут проникнуть в новые регионы, тем самым расширяя очаги этих заболеваний. Из-за резких изменений климата в некоторых местах могут разразиться разрушительные бури и наводнения. В бедных странах Азии и Африки засухи приведут к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и к голоду.

3). С изменением климата изменится и естественная окружающая среда.

Глобальное потепление приведёт к изменению границ биогеографических районов и природных зон, поскольку климат – определяющий фактор для существования природных сообществ и обитающих в них растений и животных. Не все виды живых организмов смогут приспособиться к новым условиям жизни, некоторые из них исчезнут. Приморские низменности и даже целые острова могут погрузиться в пучину Мирового океана.

4). Изменение климата в мировом масштабе окажет влияние на развитие экономики, размещение производств, выпуск сельскохозяйственной продукции и нанесёт огромный материальный ущерб.

На резкое изменение климата человечество будет вынуждено отвечать выделением огромных средств на защиту от его последствий: на строительство плотин и дамб для защиты от наводнений, на спасательные акции и тому подобного. Повысит это и страховые сборы, поскольку вероятность катастроф увеличится. Повышение уровня морей и океанов несёт угрозу для многих промышленно развитых и густонаселённых районов, а перенос предприятий и переселение людей будут стоить очень дорого и не всегда осуществимо с технологической и политической точек зрения. Во многих регионах мира серьёзный ущерб будет нанесён сельскому хозяйству. Тёплая и влажная погода может повлечь необходимость использования больших количеств пестицидов и средств защиты растений. В ряде других районов засухи вызовут необходимость создания систем искусственного орошения. В некоторых местах, однако, потепление может благоприятно сказаться на повышении урожайности.

-27-

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2012. – 228 с., илл.

2. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб: Паритет, 2012. – 160 с., илл.

3. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2013. – 564 с., илл.

4. Ванюшкина Л.М., Бокатова С.С., Дербилова Л.В., Домбровская С.Е. и другие. Музей – пространство образования: Музейно-педагогический комплекс "Феникс": Учебно-методическое пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. – Выпуск 2: Педагогический музей: незабытое старое. История естественно-научного образования в Петербурге с середины XIX века. – Санкт-Петербург: СПбАППО, 2014. – 125 с.

5. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. – М.: Просвещение, 2011. – 364 с., илл.

6. Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. – М.: 5 за знание, 2014. – 114 с., илл.

7. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знание, 2014. – 226 с., илл.

8. Демьянов Е.Н. Мир растений. – М.: Просвещение, 2013. – 286 с., илл.

 

9. Евстафьева Е.И., Титова И.М. Начальное профессиональное образование: развитие внутренней мотивации учения / Биология в школе, №7, 2012. – с. 20 – 25.

10. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. – СПб: СПбГУПМ, 2013. – 64 с.

11. Касаткина Н.А. Биология: 6 – 7 классы: Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2013. – 102 с.

 

-28-

12. Маркушев В.А., Безрукова В.С., Кузьмина Г.А. Научно-педагогические основы развития методики профессионального обучения. Четвёртые педагогические чтения. – Санкт-Петербург, УМЦ Комитета по образованию, 2012. – 302 с.

13. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 2010. – 364 с., илл.

 

14. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии. – М.: Просвещение, 2012. – 254 с., илл.

 

15. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике и зоологии. – М.: Творческий центр, 2013. – 128 с., илл.

 

16. Соколова А.А. День птиц. Методические рекомендации к проведению уроков и вне классных мероприятий. – Курган: КГПИ, 2011. – 116 с.

17. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Как ты знаешь биологию? – 6-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Новая волна, 2013. – 426 с., илл.

 

18. Сорокина С.В. Тематические зачёты по биологии. – М.: Школьная пресса. – 2013. – 90 с.

19. Стариков В.П., Блинова Т.К., Кочуров В.Н. Животный мир Курганской области (в помощь учителям и учащимся). – Курган: КГПИ, 2011. – 134 с., илл.

20. Строков В.Г. Звери и птицы наших лесов. – М.: Лесная промышленность, 2012. – 462 с., илл.

21. Черныш И.В. Удивительные растения. – М.: ООО Издательство АСТ; ООО Издательство Астрель, 2012. – 320 с.

22. Шитиков Д.А. Загадки животных. – М.: ООО Издательство АСТ; ООО Издательство Астрель, 2012. – 320 с.

 

23. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях: 6 – 9 классы. – 3-е издание, стереотип. – М.: Глобус, 2013. – 386 с., илл.

24. Энциклопедия "Что такое? Кто такой? В трёх томах. – М.: Педагогика-Пресс, 2013.

 

-29-

25. Юнусбаев Б.Х. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2012. – 356 с.

26. Яковлев А.С. Растительный и животный мир. – М.: Новая волна. – 2012. – 416 с., илл.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.pitomec.ru/club/blog/1862

2. File://С:/Users/777/Desktop

3. http://21205S03.edusite.ru/p187/aal.html

4. http://personbio.com/view

5. http://images.yandex.ru/yandsearch?text

6. www.myshared.ru/slide/121403/

7. http://kolmakovanatali.ucoz.ru/load/nedelja_biologii_ehkologii

8. www.aforizmiko.ru/vyskazyvanija/t/жизнь

9. www.aphorismos.ru/science/

10. www.otrezal.ru/aout_science

11. www.tululu.org/aforizmy/theme/72/

12. www.infoeco.ru

13. www.centr-crm.ru/tsitati/aforizmi-o-znaniyach-i-uchebe.html

14. www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_234_1.shtml

15. www.citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-uspex

-30-

16. www.tululu.org/aforizmy/theme/131

17. www.wisdoms.ru/179_6.html

18. www.mobiw.ru/nauka.html

19. http://toto.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=100&Itemid=101

20. http://www.infoeco.ru/games/seal/seal.swf

21. http://www.ubc-environment.net/index.php/main:game_otty

-31-

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………………………... 3

Введение ……………………………………………………………………………. 5

Методический комментарий ……………………………………………………… 6

Цели интеллектуальной игры ………………………………………………….….. 6

Атрибуты игры …………………………………………………………………….. 7

Ход игры ……………………………………………………………………….…… 9

I тур: "Разминка" ……………………………………………..…..………..… 10

II тур: "Азбука деревьев" ………………………………………………..…… 12

III тур: "Символы растений в песнях" ………………………………….…… 15

IV тур: "Реши анаграмму" …………………………………………………… 16

V тур: "Фотозагадки: такие удивительные ягоды" ………………………… 17

VI тур: "Биология и экология" ………………………………………........…. 20

Итоги интеллектуальной игры по биологии на тему "Юный ботаник" ……… 21

Подведение итогов ……………………………………………………………….. 22

Ответы на интеллектуальную игру "Юный ботаник" …………………..….….. 23

Список используемой литературы ………………………………………………. 28

Интернет-ресурсы ………………………………………………………………… 30

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»