Система дистанционного образования в России
Методическая разработка занятия по экологии
для группы II года обучения (10 класс)
Деятельность человека на окружающую природную среду
Самохвалов Андрей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №336 Санкт-Петербурга
Тема занятия: "Деятельность человека на окружающую природную среду".
Вид занятия: занятие систематизации и обобщения знаний.
Цель занятия: систематизировать знания обучающихся осущности , масштабности и последствиях антропогенного воздействия на природу.
Задачи занятия:
1). образовательные:
а). обобщить знания учащихсяоб антропогенном воздействии на окружающую среду;
б). выявить возможность оптимистического развития цивилизации при соблюдении определенных условий;
в). предложить способы решения проблемы антропогенного воздействия на природу.
2). развивающие:
а). активизировать познавательную деятельность обучающихся;
б). развивать умение подбирать аргументы , строить доказательства , логическую цепочку рассуждений , ведущую к формулированию умозаключений;
в). формировать информационную культуру.
3). воспитывающие:
а). сформировать бережное отношение к окружающей среде;
б). воспитывать патриотические чувства.
Межпредметные связи:
● химия;
● география;
● информатика;
● биология;
● физика;
● основы права;
Обеспечение занятия:
- интерактивная доска , компьютер с выходом в интернет;
- мультимедийное сопровождение;
- раздаточный материал: кластер , таблица , лист самооценки , задания и материалы для практической работы.
Тип занятия: комбинированное с использованием технологии критического мышления.
Форма работы с учащимися: фронтальная , индивидуальная , подгрупповая.
Методы и приёмы обучения: словесный , наглядный , практико-ориентированный , презентация нового материала , кейс-метод , приём кластера , приём "мозгового штурма" , приём инсерт , приём "Знаю-Хочу знать-Узнал" , метод проектирования.
Образовательные технологии: беседа , технология обучения в сотрудничестве , технология развития критического мышления , технология практико-ориентированного обучения , кейс-технология , информационно-коммуникационные технологии , модульная технология.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I этап: актуализация знаний; стадия вызова.
II этап: стадия осмысления; закрепление:
а). работа с кластером; домашнее задание;
б). практическая работа.
III этап: стадия рефлексии; подведение итогов.
Технологическая карта занятия по теме: "Деятельность чел. на окружающую природную среду":
Этапы занятия |
Дидакти-ческая цель |
Метод обучения |
Методическое обеспечение |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1 Этап. Актуализация знаний. Стадия вызова. |
Актуализация имеющихся знаний по данной теме. Совместное целеполагание и составление плана изучения новой темы. |
Приём "Знаю-Хочу знать -Узнал" , приём инсерт , метод мозгового штурма, интерактивный метод.
метод мозговой атаки, (эвристи-ческая беседа) Интерак-тивный метод
|
Раздаточный дидактический материал для анализа и составления плана , формулировки цели и задач занятия , музыкальное сопровождение , интерактивная доска (видеопрезента-ция) , обеспечивающие эмоциональный настрой учащихся. |
Педагог обеспечивает эмоциональный настрой на изучение темы в процессе чтения стихотворения; используя приём инсерт , направляет мыслительную деятельность учащихся при заполнении таблицы "я знаю – я хочу знать – я узнал"; управление активной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на занятии , в формулировании темы , цели и задач занятия. Педагог обеспечивает высокий уровень учебной мотивации учащихся (формируются непосредственно-побуждающие , перспективно-побуждающие и интеллектуально-побуждающие мотивы). |
Учащиеся настраиваются на работу (формируется заинтересованность , эмоциональный отклик , осознание того , что какие-то знания уже имеются , что-то необходимо повторить , обобщить , что-то приобрести новое , возникает потребность узнать , формируются предпосылки к активной познавательной деятельности). Заканчивается этап самостоятельной формулировкой цели и задач обучающимися.
|
2 этап. Стадия осмысления. Закрепление. Домашнее задание. |
Организация активной работы с информацией (ее расширение, углубление, обобщение) Определение направлений в дальнейшей работе над темой |
Кейс-метод, прием кластера, инсерт, метод проектов, практический метод, метод мозговой атаки, интерактивный метод |
Видеосюжет "Смешарики".
Интерактивная доска (видеопрезента-ция).
Выход в интернет (интернет-ресурсы).
Раздаточный материал для заполнения кластера.
Детали к изготовлению макета вторичной утилизаци пласмассовых бутылок; компьютерная программа PowerPoint.
Интернет-ресурс (сайт http://10russia.ru).
|
Руководство самостоятельной работой учащихся в заполнении кластера. Педагогическая поддержка в самостоятельной работе над углублением понятия "экологическое образование" , расширением знаний об административно-правовых мерах пресечения за экологические преступления , в вопросах обновления экологических технологий защиты окружающей среды. Управление деятельностью учащихся с различными источниками информации и избыточной информацией. Методический инструктаж к практическим работам (помощь в выполнении проектов и презентаций). Оценка и поведение итогов , предоставление дополнительной информации , направленной на расширение знаний по представленным проектам.
Педагог даёт инструктаж по выполнению домашней работы. |
Просмотр и анализ видеосюжета.
Самостоятельная работа учащихся по заполнению кластера. Работа с литературой , интернет-источниками , нормативно-правовыми документами над расширением имеющихся знаний.
Практическая деятельность по выполнению проектов и их презентации (рекламе).
Выполнение домашней работы: участие в интернет-голосовании за выбранный объект природы , нуждающийся в защите. Обоснование выбора объекта для голосования. |
3 этап. Стадия рефлексии. |
Систематизация нового материала , встраивание нового опыта , новых знаний в личностный опыт. Интериоризация знаний. |
Прием "Знаю - Хочу узнать - Узнал", Заполнение лис- точка самооценки , интерактивный метод.
|
Раздаточный материал "Лист самооценки" , Интерактивная доска. |
Педагог руководит процессом интериоризации и формирования оценочных суждений и умозаключений; подводит к осознанию ценности полученных знаний , обеспечивает формирование умений критически оценивать собственную деятельность на занятии , собственную мыслительную деятельность.
Подводит итог урока. |
Осознание практической и теоретической значимости полученных знаний (в том числе в рамках получаемой специальности). Формирование умений самооценки , самоанализа собственной учебной деятельности. Повторное осмысление результатов собственной деятельности.
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Парты расположены таким образом , чтобы удобно было организовать работу в трёх подгруппах. На партах лежит заранее подготовленный раздаточный материал: вопросы для анализа мультфильма; мультимедийное сопровождение; лист учащегося , в который входят кластер , пустая таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал" , "Лестница успеха" для самооценки (ПРИЛОЖЕНИЯ А , Б).
На экране – девиз занятия: "Думай глобально – действуй локально!" на фоне природы и портрета автора слов девиза – Махатмы Ганди.
- Здравствуйте, уважаемые учащиеся. Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем занятии и надеюсь на плодотворное сотрудничество.
II. Актуализация знаний. Стадия Вызова.
На этой фазе обучающиеся под руководством педагога реализуют следующие задачи:
а). самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме;
б). пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой путем вовлечения учащихся в деятельность по формулировке гипотез , предположений; путем формулировки вопроса высокого уровня. Этот интерес создает нечто вроде "информационной пустоты" , которую хочется заполнить;
в). самостоятельное определение обучающимися направлений в изучении темы: формулирование темы занятия и его цели.
Ведущие методы: Приём "Знаю - Хочу знать - Узнал" , приём инсерт , метод мозгового штурма.
Педагог:
- Для начала предлагаю вам внимательно выслушать стихотворение С. Михалкова "Стон Земли".
Выразительное чтение наизусть , сопровождаемое демонстрацией слайдов:
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю.
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
Беседа фронтальная , управляющаяактивной мыслительной деятельностью по самостоятельному определению ключевых направлений работы на занятии , в формулировании темы, цели и задач занятия.
Педагог: Вы услышали стон Земли. От чего стонет Земля? О чём свидетельствуют услышанные вами строки?
Учащиеся: о загрязнении окружающей среды.
Педагог: Кто наносит раны планете?
Учащиеся: Всему виной человек.
Педагог: Правильно. А о чём говорят эти слова…
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек…
Учащиеся: о неразумном использовании природных ресурсов Земли.
Педагог: К чему может привести хозяйственная деятельность человека?
Учащиеся: К уничтожению всего живого на Земле.
Используются приемы "Знаю - Хочу знать - Узнал" , модерация.
На экране интерактивной доски – пустая таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал" , которая заполняется последовательно на основе умозаключений , выполненных обучающимися в процессе модеративного общения.
Педагог: Да , действительно , человек в результате своей деятельности чаще всего оказывает пагубное влияние на природу , которое может привести к необратимым глобальным последствиям. Перед вами таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". Зафиксируйте в графу "Я знаю" то , как влияет человек на природу в результате своей деятельности.
Обучающиеся делают свои умозаключения и вписывают их в карточки , лежащие на столах. По результатам управляемого обсуждения заполняется первый столбец таблицы на интерактивной доске.
Таблица "Знаю – Хочу знать – Узнал" (после заполнения 1 столбца)
"Я знаю" |
"Я хочу узнать" |
"Я узнал" |
Человек потребляет ресурсы природы. |
|
|
Человек загрязняет природу. |
|
|
Человек уничтожает биосферу. |
|
|
Педагог: Анализируясодержимое графы "Язнаю", сформулируйтетему занятия.
Обучающиеся: "Воздействие человека на окружающую природу".
Педагог: Верно. Но так как слово "Человек" – по-гречески "антропос" , а окружающая среда объединяет все живое на Земле и называется биосферой , то как можно переформулировать тему занятия?
Обучающиеся: "Антропогенное воздействие на биосферу".
Педагог: Итак , понимая необходимость формирования грамотной и активной жизненной позиции в вопросах сохранении природы на земле , нам с вами наверное хочется узнать о характеристиках той угрозы , которую несет человек своим воздействием на биосферу. Что нового по теме занятия вы хотели бы узнать? Запишите возникшие вопросы ,в графе "Хочу узнать". Это позволит нам в дальнейшем сформулировать цель занятия.
(совместное заполнение графы "Я хочу узнать" )
"Я знаю" |
"Я хочу узнать" |
"Я узнал" |
Человек потребляет ресурсы природы. |
Масштабность антропогенного воздействия. |
|
Человек загрязняет природу. |
Каковы последствия антропогенного вмешательства в природу. |
|
Человек уничтожает биосферу. |
Как решить проблему загрязнения окружающей среды. |
|
Педагог: Итак , какова цельнашего занятия?
Обучающиеся: Рассмотреть особенности антропогенного воздействия человека на природу , определить масштабность этого влияния , раскрыть пути решения проблемы.
Педагог: Верно. Цель урока – раскрыть сущность и пути решения проблемы антропогенного воздействия на биосферу.
На экране - тема и цель занятия.
III. Стадия осмысления.
На этой фазе решаются две основные задачи:
а). организация активной работы с новой информацией , когда учащийся подчиняет работу личной цели в изучении материала , сформулированной на первой фазе;
б). самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными , мнениями.
Ведущие методы и приёмы: кейс-метод , приёмы кластера , "мозгового штурма" , метод проектов.
а). Работа с кластером.
Здесь учащиеся выделяют смысловые единицы в графическом их оформлении в определённом порядке в виде грозди и устанавливают причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками (индивидуально или в подгруппах).
Педагог: Для реализации поставленной цели я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма "Смешарики". Во время просмотра обратите внимание:
- Какие виды загрязнения представлены в фильме?
- Каковы последствия антропогенного воздействия на окружающую среду?
- Попробуйте предложить пути решения данной проблемы.
Всё внимание на экран.
(Просмотр фрагмент фильмаоб экологической катастрофе).
Педагог: Осмысливая содержание мультфильма ответьте на поставленные ранее вопросы и заполнитекластер, который лежит перед вами (ПРИЛОЖЕНИЕ Б-II).
При выполнении задания вы также можете пользоваться глоссарием с новыми для вас понятиями и предложенной специальной литературой. На выполнение задания вам отводится 3 минуты.
(Заполнение кластера учащимися на карточках. Заполняя кластер , учащиеся сопоставляют ранее известные им виды антропогенного воздействия на биосферу с новыми для них понятиями , отражающими последствия этого воздействия. Также результатом этой работы станет самостоятельное формулирование учащимися путей решения выявленных экологических проблем).
Педагог: Приступаем к проверке кластера. На какие составляющие биосферы оказывает влияние человек? Какие глобальные последствия возникают в результате пагубного воздействия человека на биосферу?
(Учащиеся по ходу проверки предлагают свои ответы , заполняют у доски соответствующие вопросам ветви кластера).
Педагог: Спасибо. Итак , вы назвали такие последствия воздействия человека на природу как снижение биологического разнообразия, природные катаклизмы, истощение природных ресурсов, разрушение озонового слоя, усиление парникового эффекта, выпадение кислотных осадков.
(Далее идёт работа над более глубоким освоением введенных новых понятий , когда учащиеся , выделяя ключевые слова , проникают в суть терминов).
Давайте выявим сущность этих новых для вас терминов, для этого поработаем с глоссарием (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Задание: выделить ключевые слова в определениях терминов. Например, в глоссарии есть термин "Природные ресурсы". (Педагогчитает: Природные ресурсы– это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования). Ключевыми словами в определении термина будут "совокупность естественных тел и явлений природы". Можете приступать к работе.
(Учащиеся работают с глоссарием , выявляют сущность терминов. Фронтальная проверка задания).
Педагог: Спасибо , вы справились с заданием и расширили свой терминологический словарь. Приведем несколько фактов разрушительных последствий глобальных экологических проблем.
На экране – кадры , подтверждающие факты.
Знаете ли вы , что Европа "лысеет" от выпадения кислотныхдождей ,это неминуети Россию.Ежегодно с лица Земли исчезает 11млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы их восстановления.По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения , изменение климата уже обусловило в мире около 150 тыс. смертей и потерю примерно 5,5 миллионов лет жизни. Ежегодно на каждого жителя планеты добывается 20 т минерального сырья, 97-98% его в виде отходов поступает затем в почву, воду, воздух.Есть над чем задуматься , не правда ли?..
Педагог: Какие же пути решения проблемы загрязнения биосферы вы бы смогли предложить?
Учащиеся: Сбор бытового мусора , утилизация отходов , озеленение природы.
Педагог: Спасибо , действительно очень важно участие каждого человека в сохранении экологического равновесия в природе. Однако динамика отрицательного воздействия человека на природу столь велика , что возникла необходимость в решении сложившихся проблем на государственном и международном уровне. Вконце XXвека в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию. В рамках этой конференции была принята Концепция устойчивого развития , в которой обозначены три направления выхода из экологического кризиса. Это экологическое образование , рациональное природопользование и усовершенствование технологий. В поддержку решения сложившихся экологических проблем по всему миру проходят экологические акции. Так , например , 22 марта в календаре объявлен Всемирным Днём Воды , а 22 апреля пройдет акция , посвященная Всемирному Дню Земли. Не менее важным является и то , что указами президентов РФ и РБ 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды , а в Стерлитамаке этот год пройдет под девизом "Сохраним своё государство".
Домашнее задание: Если проблема сохранения экологического равновесия в природе вас затронула , вы можете принять участие в интернет-голосовании. В рамках Года Охраны окружающей среды в интернете запущено ежедневное голосование за природные объекты РФ , которые больше всего нуждаются в защите. Ссылку на сайт вы можете найти на стене Моей страницы в контакте. А на следующем занятии вы обоснуете свой выбор.
б). Практическая работа.
Педагог: Перейдем от слов к делу. Девизомпрактической части нашего занятиястанут слова "Думай глобально, действуй локально".Уважаемые учащиеся , давайте представим , что мы члены городской мэрии и нам необходимо решить проблему загрязнения составляющих биосферы. Для этого вы разделились на три рабочие фокус-подгруппы. Функции подгрупп определились автоматически , когда вы заняли свои места. За столами с пластиком заседают "Конструкторы" , возле компьютера – "Методисты" , оставшаяся подгруппа – "Аналитики".
В процессе выдачи заданий и пояснений к их выполнению подгруппам учащихся раздаются листочки с заданиями (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Подгруппе "Аналитиков"предлагается экологическая ситуация. Вам необходимо проанализировать её , выделить последствия и предложить альтернативный способ решения проблемы.
Подгруппе "Конструкторов" необходимо предложить нестандартный способ вторичного использования пластмассовых отходов. Для этого вы должны из предложенных деталей из пластмассы представить свою продукцию.
(На столах набор отходов из пластмассы , ножниц и др.).
Подгруппа"Методистов в области охраны гидросферы"разрабатывает электронный проект плаката в программе PowerPoint, который должен содержать призывы , лозунги к рациональномуиспользованиюводных ресурсов. Материалы для оформления плаката вы можете взять из интернета.
На выполнение практических заданий отводится 10мин. После выполнения работы каждая фокус-подгруппа защищает свой проект. На защиту каждой работы отводится 1 мин.При защите ваших проектов оценивается креативность и рациональность предложенных путей решения экологических проблем. Успехов вам и открытий!
Педагог:
- Уважаемые учащиеся , вам предоставляется возможность защитить свои проекты.
(Защита проектовс демонстрацией разработанного продукта (-ов))
После каждой защиты рубрика "Знаете ли вы что…" , которую ведёт педагог.
К проекту "Аналитиков":
1. Знаете ли вы , что в Люксембурге изобрели экспериментальную модель абсолютно экологически чистого автомобиля на планете , который работает на сжатом воздухе. Выхлопные газы автомобиля не выходят в атмосферный воздух , а подводятся в виде топлива к двигателю. Это особенно актуально , так как более 60% загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу автотранспорт.
К проекту "Конструкторов":
2. В мире начало работать единственное предприятие, способное перерабатывать и гибкие, и твёрдые пластмассы. Это важно , ведь на сегодняшний день по все миру образуется огромное количество синтетических гор.
К проекту "Методистов":
3. А знаете ли вы , сколько литров воды расходуется в сутки , применительно к одному человеку? (Ответ: 400 литров).
Педагог: Ваши проектыполучились интереснымии полезными. Мне они очень понравились. А вам? Давайте оценим их. Проект оценивается в баллах от 1 до 5.
(На столах набор цифр от 1 до5. Учащиеся демонстрируют одну из цифр).
- Оцените , пожалуйста , работу группы "Аналитиков".
- Насколько по-вашему справились с заданием "Конструкторы"?
- Понравился ли вам проект "Методистов"?
Большое спасибо , что вы не остались равнодушными к проблеме и предложили замечательные способы её решения.
Стадия рефлексии
задачи: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов); анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе занятия; анализ образовательного процесса в целом.
Ведущие методы: беседа , приём "Знаю - Хочу знать - Узнал" , анализ , самооценка.
Педагог:
Итак , на занятии мыс вами раскрыли сущность антропогенного воздействия на биосферу , предложили пути решения проблемы. Что же нового вы узнали сегодня?
(вернуться к таблице "Знаю – Хочу узнать – Узнал" и заполнить графу "Я узнал")
"Я знаю" |
"Я хочу узнать" |
"Я узнал" |
Человек потребляет ресурсы природы. |
Масштабность антропогенного воздействия. |
Проблема глобальна. |
Человек загрязняет природу. |
Каковы последствия антропогенного вмешательства на природу. |
Глобальная экологическая катастрофа. |
Человек уничтожает биосферу. |
Как решить проблему загрязнения окружающей среды. |
Как на мировом уровне, так и на уровне одного человека. |
Далее , в результате управляемого общения с обучающими , делается обобщение по всему объёму новых знаний и умений.
Кроме того , мы увидели , как даже из мультфильма , предназначенного для малышей , можно извлечь много полезной информации , если правильно поставить себе цель перед просмотром , далее мы освоили новый для нас глоссарий , привели в систему наши знания по теме , заполняя кластер , узнали целый ряд фактов. Не менее важно , что мы смогли продуктивно работать в подгруппах и индивидуально , представлять наработанные результаты так , чтобы они понравились всем.
(Возврат к слайду с темой и целью занятия)
Достигнута ли цель нашего занятия?
Оцените свою деятельность на занятии , заполняя "Лестницу успеха" (ПРИЛОЖЕНИЕ Б-III). Для этого необходимо поставить "+" над соответствующей областью: кто считает, что он достиг на занятииуровня "Знаю" смысл понятия "Антропогенное воздействие на природу", ставит "+" над "знаю" , если ваш уровень - "Понимаю масштабность сложившейся экологической проблемы"или"Умею предлагать способы решения экологических проблем", ставите "+" над соответствующими областями. Знак "+" ставится только один раз.
Рефлексия деятельности на занятии: "Лестница успеха"
Уважаемые учащиеся , поднимите руку те , кто оценивает свою деятельность на уровне "ЗНАЮ", а теперь те , у кого уровень "ПОНИМАЮ" , ну и те , кто оценил себя на уровень "УМЕЮ". А теперь внимание на экран. По диаграмме видно , что деятельностный уровень подгруппы - ????. Это означает , что для вас занятие завершилось оценками "хорошо" и "отлично".
Спасибо за плодотворное сотрудничество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексашина И. Ю. Естествознание: 10 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / И. Ю. Алексашина , К. В. Галактионов. – М.: Просвещение , 2008. – 152 с.
2. Алексашина И. Ю. Естествознание: 11 кл. : учеб. дляобщеобразоват. учреждений: базовый уровень: в 2 ч. , ч. 1 / И. Ю. Алексашина , А. В. Ляпцев , М. А. Шаталов. – М.: Просвещение , 2008. – 175 с.
3. Алексашина И. Ю. Естествознание: 11 кл. : учеб. дляобщеобразоват. учреждений: базовый уровень: в 2 ч. , ч. 2 / И.Ю. Алексашина , К. В. Галактионов , Н. И. Орешенко. – М.: Просвещение , 2008. – 141 с.
4. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та "Открытое общество", 2000.
5. Википедия. Свободная энциклопедия.[электронный ресурс] - / http://ru.wikipedia.org/wiki
6. Губарева Л. И. Экология человека: Практикум для вузов / Л. И. Губарева , О. М. Мизирева , Т. М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. - 112 с.
7. Загашев И. О. , Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта , 2003. — 284 с.
8. Загашев И. О. , Заир-Бек С. И. , Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: Альянс "Дельта" совм. с издательством "Речь", 2003. – 192 с.
9. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. 2003/ http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
10. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы // Директор школы. 2005. № 4. с. 66-72.
11. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение , 2004. 173 c.
12. Королёва , А. В. О сущности понятия "критическое мышление" [Текст] / А. В. Королева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. Выпуск 3 (83). – с. 116-123.
13. Миркин Б. М. Экология Башкортостана: учебник для средней школы. / Б. М. Мирникин , Л. Г. Наумова. - Уфа: Китап , 2010. – 232 с.
14. Селиверстова Л. С. Концепции современного естествознания: справочник. / Л. С. Селиверстова – Ростов н/Д: Феникс , 2008. – 260с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Глоссарий
1. Безотходная технология — это комплекс мероприятий, направленных на максимально полное использование сырья и образующихся при этом отходов, а также создание производства с замкнутым циклом без сброса сточных вод и без выброса в атмосферу вредных веществ.
2. Кислотные дожди-все виды метеорологических осадков, содержащих смесь влаги и мельчайших частиц оксидов азота и оксидов серы в концентрациях , превышающих нормальный природный фон.
3. Озоновые дыры- это область со значительно пониженной концентрациейозона в озоновом слоеЗемли, которая способствует усилениюпотокасолнечной радиации на Землю и приводит кростучисла раковых образований кожи, резкому увеличению смертности среди животных и растений.
4. Парниковый эффект-повышение средней температуры поверхности Земливследствие скопленияв атмосфере парниковых газов , (основным является углекислый газ) , приводящих к задержкеземногоизлученияи способствующихаккумуляции тепла Землёй.
5. Природные ресурсы –это совокупность естественных тел и явлений природы , которые использует человек в своей деятельности , направленной на поддержание своего существования.
6. Рациональное природопользование-хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводствос учётом не только настоящих, но и будущих интересов общества.
7. Сокращение биологическогоразнообразия– это снижение многообразияформ жизни в биосфере.
8. Экологическое воспитаниеи образование- формирование экологической культуры личности, осознание себя частью природы, чувство ответственности за неёкак за национальное богатство, основу жизни на земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ
I. Актуализация знаний. Стадия вызова.
Таблица 1. "Знаю – Хочу знать – Узнал"
"Я знаю" |
"Я хочу узнать" |
"Я узнал" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Стадия осмысления. Заполнение кластера.
III. Стадия рефлексии.
а). Заполнение графы "Я узнал".
б). Определение уровня деятельности на занятии.
Необходимо поставить только один "+" над своим уровнем деятельности на занятии.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
АНАЛИТИКИ
Проблема:
Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали , которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками.
Задание:
1. Выявить последствия недоработки проекта. Обратить внимание на то , что дорога должна будет проходить через центр города с плодородными угодьями и лесопарками. Кто от этого пострадает? И почему?
2. Предложить альтернативный проект строительства магистрали.
КОНСТРУКТОРЫ
Задание:
Предложить нестандартный способ вторичного использования пластмассовых отходов. Для этого , вы должны из предложенных деталей из пластмассы представить свою продукцию и убедительно прорекламировать её.
МЕТОДИСТЫ
Задание:
Разработать электронный проект плаката в программе PowerPoint, который должен содержать призывы , лозунги к рациональномуиспользованиюводных ресурсов. Материалы для оформления плаката вы можете взять из интернета.
1. Зайти в "Мой компьютер" - Сетевой диск группы – папку 14 – Рекомендации.
2. Красочно оформить плакат призыв. Он должен содержать картинки и лозунги , призывающие к правильному использованию водных ресурсов.
3. Сохранить и закрыть программу.