Использование ИКТ на уроках как способ
повышения мотивации к изучению предмета
Маркова Екатерина Владимировна
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый учитель решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме. Что же можно сделать в этой ситуации?
Когда я начала работать в школе при ИК-3 я выбрала тему самообразования «Использование ИКТ на уроках как способ повышения мотивации к изучению предмета» неслучайно. Учебная деятельность обучающихся ИК-3 сосредоточена только на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому было необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
ИКТ – компетентность современного учителя. Поэтому, идя в ногу со временем, я начала внедрять ИКТ на своих уроках, но и в работе школы при ИК-3.
Цель работы: мотивация учебно-воспитательного процесса
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение методических приемов применения компьютерных технологий,
-повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
Применение ИКТ особенно актуально для нашей школы с очень бедной материальной базой.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А.В.Дворецкой).
1Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
2Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
· они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
· удобная система навигации на основе гиперссылок;
· возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
3Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
4Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
5Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Главное их преимущество – они позволяют ученику проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п.
6Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.
7Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
8Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.
К наиболее эффективным формам представления материала, которые я использую в школе, следует отнести мультимедийные презентации. Использовать мультимедийные презентации целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. По химии составлены презентации по следующим темам:
· Азотная кислота и нитраты
· Скорость химической реакции
· Фосфор
· Кислоты
· Неметаллы
· Одноатомные спирты
· Многоатомные спирты
· Карбоновые кислоты
· Эфиры
· Жиры
· Крахмал
· Углеводы
По биологии всего за 2013-2014 учебный год подготовила презентаций по следующим темам:
· Строение головного мозга
· I помощь при кровотечениях
· Выделительная система
· Табакокурение
· Органоиды клетки
· Естественный отбор
· Формы естественного отбора
· Направления эволюции
· Эволюция человека
· Расы человека
Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Так как в школе при ИК-3 не разрешается проведение лабораторных работ, я использую готовые электронные видео по химии и биологии. Это виртуальные лабораторные работы или видеопросмотр этих работ. Всего по химии по учебнику Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана дается 132 видео лабораторных работ с 9 по 11 классы. А также есть некоторые программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в виртуальной лаборатории. Например «Расщепление пероксидазы ферментами». Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление, анимация позволяет смоделировать реальную биологическую картину.
Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы. Это программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты.
В проведении уроков мною используются готовые электронные продукты: мультимедийные материалы, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников биологии «Общая биология» 10 класс, базовый уровень к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафновой и Е.Т. Захаровой; «Уроки химии Кирилла и Мефодия» 10-11классы; электронные приложения к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 9-11 классы.
Также ИКТ используем для подготовки наглядного материала при оформлении кабинета биологии: Это биографии ученых, планы, высказывания известных ученых, новые информации и др.
Каждую весну в начале 4 четверти проводится неделя биологии и химии. Следующее где используется ИКТ – это подготовка наглядного материала и отчета проведения недели биологии и химии. прошлогодная неделя фото
Какие преимущества дает использование ИКТ на уроках?
-широкое использование анимации, моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся;
- одновременно используются несколько каналов восприятия обучающихся;
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- способствует повышению познавательного интереса к предмету, и развивает мотивацию.
-использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор обучающегося и облегчает понимание окружающей среды.
- главное достоинство компьютерного проектирования на уроке биологии – его использование при рассмотрении сложных биологических процессов таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз и другие сложные биохимические процессы.
- вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен.
Конечно, для того, чтобы подготовить и организовать качественную работу в выбранном мною направлении, необходимо постоянно обновлять свои знания и умения, в том числе и умения работы на компьютере. В будущем планирую использовать презентации по результатам выполнения индивидуальных или групповых проектов.
Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:
- наличие компьютерного оборудования и мультимедийного проектора в школе,
- наличие персонального компьютера у каждого учителя с доступом в интернет,
- готовые электронные продукты,
- изучение методической и педагогической литературы,
- наличию коллектива учащихся и учителей работать в новых условиях,
- и самое главное- желание самого учителя, так как подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.