Тема: Опыт использования программно-прикладных
электронных средств на уроках биологии
Цель: Создание учебной базы кабинета биологии с учетом современных образовательных технологий, способствующих интенсификации, оптимизации и дифференциации учебного процесса в параллели 8-х классов по теме: «Внутренняя среда организма и транспортные системы организма человека».
Задачи:1. Анализ современных образовательных и информационно-коммуникативных технологий
2. Анализ интерактивных ресурсов, электронных пособий и Интернет-ресурсов.
3. Разработка учебно-методического комплекта, включающего методические разработки для проведения уроков, лабораторных занятий и внеклассной деятельности; диагностические, дидактические, контрольно-измерительные материалы; электронное пособие; биологический словарь.
Уроки разработаны на основе развивающих и информационно-коммуникационных технологий; направлены на изучение темы: «Внутренняя среда организма и транспортные системы организма человека» в 8 классах; учитывает возрастные особенности учащихся; рассчитаны на 9 часов и 3 лабораторных работы.
УМК является готовым продуктом для усвоения теоретических знаний учащимися в сочетании с навыком их практического применения в жизни, для формирования мотивации изучения биологии в области научного познания мира.
Данный учебный комплект в отличие от традиционных способов обучения построен с учетом использования информационных технологий, что создает необходимые условия для формирования научного представления о транспортных системах организма человека. Компьютер раскрывает огромные возможности перед участниками учебного процесса. Мультимедийные презентации используются на уроках при изучении нового материала, на уроке обобщения. Программированное тестирование - на заключительном контрольном уроке. Кроме того, все презентации нами проанализированы и расставлены по темам в папке. Внедрение мультимедийных пособий должно развивать навыки сравнения, сопоставления и обобщения при изучении кровеносной и лимфатической систем, сосудов и кругов кровообращения, устанавливать причинно-следственные связи; помочь учащимся установить связь между знаниями гигиены сердечно-сосудистой систем, причинами заболеваний ими и осознанным выбором здорового образа жизни; формировать навыки работы с ПК; способствовать воспитанию культуры речи; способствовать выбору будущей специальности.
Данный курс в отличие от традиционных программ построен с использованием образовательных развивающих технологий и ИКТ, насыщен наглядным материалом, представленным в различной форме: иллюстрации, фотографии, фильмы, видеоролики, имеет техническое оснащение: компьютер, цифровой микроскоп, программное обеспечение и все это с возможным звуковым сопровождением. Используемые в учебно-методическом комплекте электронно-прикладных пособий: «Электронное пособие к микробиологической лаборатории «Биологические исследования», «Интерактивное пособие Издательства «Дрофа» «Биология», «Мультимедийное пособие по биологии Издательства «Дрофа», «Энциклопедия. Все о человеке», «Энциклопедия. Естествознание». Образовательная цель курса «Транспортные системы организма человека» выражается в создании условий для формирования у учащихся научного представления о крови ее строении, движении по кругам кровообращения, строения сердца и его работы, а также значение в соблюдении гигиенических правил, для жизни человека, с целью формирования у учащихся навыков оказания первой медицинской помощи и потребности вести здоровый образ жизни.
Включение в учебный процесс решения проблемных ситуаций - связанных с причинами заболевания сердечно-сосудистой системы и зависят ли эти заболевания от образа жизни и использование знаний о тренированном и не тренированном сердце - в классах с достаточной подготовкой способствует формированию навыков исследовательской и творческой деятельности, а в слабых классах ориентирует на сохранение своего здоровья.
Таким образом, использование учебно-методического комплекта к теме «Внутренняя среда организма и транспортные системы организма человека» позволяет:
• повысить уровень мотивации к изучению биологии;
• показать необходимость научного мировоззрения;
• целенаправленно формировать ряд компетентностейучащихся:
• интенсифицировать деятельность учителя и школьника.
Учебно-методический комплект по теме:
«Внутренняя среда организма и
транспортные системы организма человека»
№ урока |
Название урока |
1 |
Состав и свойства внутренней среды, её значение. Л.р.1 «Сравнение клеток эритроцитов в крови лягушки и человека» |
2 |
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет |
3 |
Органы иммунной системы. Иммунология на службе здоровья |
4 |
Транспортные системы организма человека: кровеносная и лимфатическая. |
5 |
Сосуды. Круги кровообращения. |
6 |
Сердце. Сердечная мышечная ткань. Строение и работа. |
7 |
Движение крови по сосудам. Скорость, давление. Регуляция кровоснабжения. Л.р. 2 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» |
8 |
Гигиена сердечно – сосудистой систем. Причины заболеваний. Первая помощь при заболеваниях. Л. р. 3 «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку»
|
9 |
Типы кровотечений. |
Структура комплекта
Учебно-методический комплект по теме: «Внутренняя среда организма и транспортные системы организма человека» был реализован на уроках биологии в 8 классах.
Состоит из 9 тем, 3 лабораторных работы, дидактического и проверочного материала.
В зависимости от содержания темы урока подбираются различные инструменты: фото- и видеоматериал, электронные кластеры, схематические изображения, таблицы, тесты различных видов, кроссворды, подбирается справочный и словарный материал.
№ урока |
Название урока |
Использование программно-прикладных электронных средств |
1 |
Состав и свойство внутренней среды, её значение. Л.р.1«Сравнение клеток эритроцитов в крови лягушки и человека» |
Презентация («Энциклопедия. Все о человеке»), «Электронное пособие к микробиологической лаборатории «Биологические исследования» и цифровой микроскоп. |
2 |
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет |
Беседа с элементами рассказа |
3 |
Органы иммунной системы. Иммунология на службе здоровья |
Беседа с элементами рассказа |
4 |
Транспортные системы организма человека: кровеносная и лимфатическая. |
Беседа с элементами рассказа |
5 |
Сосуды. Круги кровообращения. |
|
6 |
Сердце. Сердечная мышечная ткань. Строение и работа. |
ИНП объяснительный рассказ |
7 |
Движение крови по сосудам. Скорость, давление. Регуляция кровоснабжения.Л.р. 2 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» |
|
8 |
Гигиена сердечно - сосудистой систем. Причины заболеваний. Первая помощь при заболеваниях. Л. р. 3 «Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку»
|
|
9 |
Типы кровотечений. |
Работа с учебником, составления опорного конспекта |
Используемые в учебно-методическом комплекте электронно-прикладных пособий: «Электронное пособие к микробиологической лаборатории «Биологические исследования», «Интерактивное пособие Издательства «Дрофа» «Биология», «Мультимедийное пособие по биологии Издательства «Дрофа», «Энциклопедия. Все о человеке», «Энциклопедия. Естествознание».