Урок биологии (по ФГОС)
Организм и его свойства
Виноградова Елена Анатольевна,
учитель бтологии ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Предмет: природоведение
Класс: 5
Учебник : «Введение в естественно-научные предметы . Природа. Неживая и живая. 5 класс» (авторы В.М. Пакулова, Н.В. Иванова)
Тема: Организм и его свойства |
Тип: изучение нового материала |
||||||
Задачи: -обеспечить усвоение учащимися понятий : организм, свойства организмов, биологические явления - расширить представления о биологических объектах -развивать умение получать информацию из различных источников |
|||||||
Планируемые результаты |
|||||||
Предметные -понимать отличия организмов от тел неживой природы - характеризовать биологические явления |
Метапредметные - определять задачу урока и оценивать степень её достижения -читать , анализировать текст -находить в тексте ответы на вопросы -ставить вопросы к фильму - определять сходство и различия объектов -работать в парах: обсуждать информацию, высказывать предположения |
Личностные - определять мотивы учебной деятельности - проявлять целостный взгляд на мир - проявлять осознанное , уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку |
|||||
Межпредметные связи: русский язык |
|||||||
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, видеофрагмент «Питание и дыхание организмов», лабораторное оборудование ( химический стакан, известковая вода, стеклянная трубка) |
|||||||
Ход урока: |
|||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||||
· Организует работу в парах: Предлагает внимательно рассмотреть рисунок, найти на нём изображение тел живой и неживой природы, написать их названия. Предлагает объяснить свой выбор. Предлагает ответить на вопрос, чем тела живой природы отличаются от тел не живой природы.
· Спрашивает, какими другими словами можно назвать тела живой природы. Записывает ответы учащихся на доске. · Организует работу в парах: предлагает записать в тексте карандашом пропущенные слова( см. дополнительный материал) Спрашивает, почему не могут справиться с заданием. Предлагает вернуться к заданию в конце урока. .Предлагает определить учебную задачу урока. · Помогает определить тему урока: организм и его свойства |
· Работают в парах : рассматривают рисунок, находят на нем изображения тел живой(человек, деревья, куст, трава, заяц) и неживой природы( солнце, снег, дом, лыжи, одежда). Записывают отличия тел живой природы: они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Выслушивают друг друга, объясняют свой выбор. Представляют результаты работы. Сравнивают свой ответ с ответами других пар. · Предлагают назвать тела живой природы другими терминами: организмы, существа , особи, жители Земли и др. · Работают в парах: высказывают предположения, записывают пропущенные слова. Представляют результаты работы. Фиксируют затруднения при выполнении задания, определяют учебную задачу урока. · Участвуют в определении темы урока |
||||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||||
· Организует работу в парах : предлагает ответить на вопросы: - Что такое явление? -С какими явлениями они познакомились в 5 классе ? - Что называют физическим явлением? - Что называют химическим явлением ? -Что называют биологическим явлением? Организует работу с учебником на стр. 131.Предлагает выполнить задание 105 в рабочей тетради. |
· Работают в парах. Дают определения понятиям: явление, физические и химические явления. Формулируют понятие биологического явления. Самостоятельно читают текст на стр. 131. Обсуждают задание 105 , заполняют схему в рабочей тетради. Сверяют схему с эталоном. |
||||||
Организация познавательной деятельности |
|||||||
· Организует работу в паре с учебником на стр.131-134 Спрашивает: - Что называют питанием? - Чем питание растений отличается от питания животных? - Что называют ростом организма? - Что называют размножением? - Что называют дыханием? · Рассказывает, что известковая жидкость мутнеет в присутствии углекислого газа . Демонстрирует опыт: пропускает выдыхаемый воздух через известковую жидкость. Спрашивает, почему жидкость помутнела. · Организует работу в паре : предлагает посмотреть видеофрагмент « Питание и дыхание организмов » и составить к нему «тонкие « и «толстые» вопросы, задать вопросы друг другу. |
· Самостоятельно читают текст. Работают в паре: формулируют определения, отвечают на вопросы. Внимательно выслушивают ответы , дополняют друг друга, исправляют ошибки.
· Наблюдают демонстрируемый опыт. Высказывают предположения о причинах помутнения известковой воды. Делают вывод, о том, что при дыхании выделяется углекислый газ
· Работают в паре: смотрят видеофрагмент, составляют к нему «тонкие « и «толстые» вопросы, задают их друг другу, отвечают на вопросы. |
||||||
Подведение итогов |
|||||||
· Организует работу в парах: предлагает вернуться к заданию «вставь пропущенные слова» и выполнить его повторно. · Предлагает выполнить задание 106 в рабочей тетради , провести сверку с эталоном и выставить себе оценку. · Помогает определить домашнее задание: §32, задание 104 в рабочей тетради. |
· Работают в парах : проверяют правильность вписанных слов, заполняют пропуски. · Самостоятельно выполняют задание. Сверяют с эталоном, проводят самооценку. · Определяют домашнее задание |
||||||
Дополнительный материал: Напиши пропущенные слова в тексте: Все живые организмы в процессе дыхания поглощают ________. Кислород ________________ вещества, при этом образуется ___________ ____ и выделяется ________________. Животные получают при питании готовые _______________ вещества. Они используют в пищу или растения, или_______________. Растения питаются иначе. Они получают извне лишь неорганические вещества, а органические _________________ ______, используя на этот процесс энергию __________. Таблица «толстых и тонких» вопросов
|