Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России 
Методическая разработка урока по биологии для обучающихся 11 классов 
Лабораторная работа по теме

Анализ и оценка последствий собственной деятельности
в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

                                                                                      Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ № 353 Санкт-Петербурга
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 
Тип урока:  комбинированный урок.
Вид урока:  исследовательский урок, урок на основе групповой технологии.
Форма урока: урок-практикум с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.
Цели урока:
- Для учителя:
1). Познакомить обучающихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде;
2). Формировать у обучающихся экологическое мировоззрение и способность оценивать состояние окружающей среды с позиции охраны природы;
3). Продолжить формирование умений обучающихся находить решения экологических задач по глобальным проблемам человечества.
 
- Для обучающихся:
1). Повысить интерес обучающихся к естественным наукам и показать их значение в жизни человека;
2). Выявить межпредметные связи, научить обучающихся применять знания и работать в группе          (в команде);
3). Повысить у обучающихся престиж интеллектуального труда.
 
Планируемые результаты
  1. Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы);
- формирование экологической культуры и сознания о влиянии деятельности человека на природу;
- формирование необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности, о важности сохранения природных объектов;
- формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.
  1. Метапредметные результаты:
1). Регулятивные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на уроке), выдвигать свои версии, анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме, в форме рисунков, схем);
- продолжить формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- продолжить формирование умений излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая данными;
- продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
2). Познавательные УУД:
- продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;
- продолжить формирование умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании учителя, при работе с учебником, системой Интернет;
- продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (объяснения  учителя, справочный и иллюстративный материал для сравнения и для общего вывода, теоретические знания – для выполнения различных заданий).
3). Коммуникативные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в группах;
- продолжить формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем при индивидуальной работе и работе в группах.
  1. Предметные результаты:
- формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы;
- формирование представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов;
- формирование оценки последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу и собственной деятельности на окружающую природную среду.
Обучающиеся должны знать:
1). Определения понятиям "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "биосфера", "глобальная экологическая проблема;
2). Границы биосферы;
3). Факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;
4). Функцию биосферы;
5). Эволюцию биосферы;
6). Учёных, внёсших научный вклад в понятие "биосфера", в развитие биосферы.
Обучающиеся должны уметь:
1). Раскрывать суть понятий: биосфера, вещество (живое, биогенное, косное, биокосное), биологический круговорот веществ, ноосфера, планктон, атмосфера, литосфера, гидросфера, биомасса, бентонос, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, литораль, сукцессия.
2). Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.
3). Объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.
 
Средства обучения: учебник авторов В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   Биология. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных     учреждений. – 10-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2015; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).
 
Оборудование: тетради, ручки, учебник курса "Биология. Общая биология. Базовый уровень.  Учебник для 10 – 11 классов", наглядный раздаточный материал.
 
Форма работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, групповая.
 
Методы обучения: словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирование темы, целей и задач урока, выполнение некоторых заданий), наглядный (эвристическая беседа с использований иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого обучающегося), самоконтроль (выполнение некоторых заданий).
 
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.
 
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
 
Образовательные технологиидиалог, беседа, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология развития критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.
 
Методические рекомендации
Данная лабораторная работа проводится в 11 классе при прохождении темы "Биосфера и человек" (вторым уроком по счёту) в разделе ″Экосистема″. Этот урок проводится после изучения тем "Экологические факторы", "Структура экосистем", "Биосфера – глобальная экосистема".
Работа выполняется обучающимися в группах. При подготовке к лабораторной работе учитель должен обеспечить каждую из групп обучающихся раздаточным материалом:
а) карточками с индивидуальными заданиями по некоторым глобальным экологическим проблемам человечества (приложения 1, 2, 3);
б) рефлексивными карточками.
В классе учитель-предметник заранее расставляет "круглые" столы – от 3 до 6 (в зависимости от количества обучающихся в классе, для командных групп). Учитель раскладывает за каждый стол раздаточный материал и рефлексивные карточки (по количеству человек за столом).
 
Ход урока
I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности обучающихся к уроку, работа с журналом ("отсутствующие").
[Методические приёмы:  "диалог"]   {1 мин}
 
II.Мотивация учебной деятельности: формулирование темы урока, постановка целей и задач (вызов):  [Методические приёмы:  "беседа", "диалог", "мозговой штурм", "рассказ учителя"]  
{3 мин}
а). Создание  ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.
Учитель просит обучающихся ответить на вопросы-термины и каждый правильный ответ записывает на доске:
1). Процесс разложения на составные части одного целого объекта с целью его более подробного и тщательного изучения называется …
(Анализом)
 
2). Анализ данных с использованием исследовательских методов называется …
(Оценкой)
 
3). Объективные результаты, к которым привели действия человека, называются …
(Последствиями)
 
4). Действия человека, связанные с личным проявлением, решением проблем, осуществлением проектов, риском, ответственностью, которым он сам придаёт некоторый смысл, называются …
(Собственной деятельностью)
 
5). Совокупность природных условий, объектов живой и неживой природы, составляющие окружение живой системы (человека или животного) и постоянно взаимодействующие с ней, называется …
(Окружающей средой)
 
6). Проблемы, негативное воздействие которых осуществляется в любой точке земного шара и влияет на всю структуру, строение и части биосферы, называются …
 
7). Направление, а также порядок действий, используемый для решения каких-либо задач,  называется …
(Путём)
 
8). Нахождение ответа на какой-либо вопрос, являющийся составной частью мышления,          называется …
(Решением)
 
Затем учитель зачитывает стихотворение Михаила Александровича Дудина:
 
                                                               Как яблоко на блюде,
                                                               У нас Земля одна.
                                                               Не торопитесь, люди,
                                                               Всё выскрести до дна.
                                                               Не мудрено добраться
                                                               До скрытых тайников,
                                                               Разграбить все богатства
                                                               У будущих веков.
                                                               Мы – общей жизни зёрна,
                                                               Одной судьбы родня,
                                                               Нам пировать позорно
                                                               В счёт будущего дня.
                                                               Поймите это, люди,
                                                               Как собственный приказ,
                                                               Не то Земли не будет
                                                               У каждого из нас.
 
Учитель: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой - величайшее чудо, она у нас одна.  Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но всё начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего урока?
 
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
 
Далее учитель спрашивает: "Исходя из темы, что мы будем изучать на уроке"?
 
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
 
III.Осмысление: изучение нового материала, работа в группах, закрепление изученного материала (фронтальный опрос)  [Методические приёмы:  "рассказ учителя", "беседа", "диалог", "мозговой штурм", "интеллектуальная разминка", "групповая дискуссия", "ассоциация" при работе обучающихся в группах, "работа с иллюстративным материалом", "интеллектуальная разминка"]   {36 мин}
1). Изучение нового материала   {5 мин}
Учитель: Сегодня на уроке мы обсудим важнейшие экологические проблемы, а также предложим пути их решения. Суть  проблем состоит в противоречии: с одной стороны, потребительских запросов человека, с другой – в ограниченности природных ресурсов Земли. Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка.
Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.
Как вы считаете, какие проблемы человечество испытывает на себе сегодня?
 
Обучающиеся: Экологические, демографические, продовольственные.
 
Учитель: Человечество ожидает серьёзное потрясение. Во избежание катастрофы, что вы предлагаете сделать?
 
Предполагаемые ответы обучающихся:
1). Рационально размещать производство чёрной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности;
2). Промышленным предприятиям производить комплексную очистку воды (механическую, биологическую, химическую);
3). Переходить к биологическому земледелию, основанному на исключении или значительном сокращении применения минеральных удобрений и пестицидов;
4). Бережно и рационально пользоваться природными богатствами;
5). Принимать срочные меры по предотвращению исчезновения отдельных видов животных и растений.
 
Учитель: Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!
Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, деревьев и цветов. Общими усилиями мы должны реанимировать города, попавшие в чёрный экологический список. Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? 
 
Предполагаемые ответы обучающихся:
1). Загрязнения атмосферы:
      - проблема кислотных осадков;
      - проблема озонового слоя и увеличения потока ультрафиолетовой радиации;
      - проблема парникового эффекта (смога);
      - проблема радиационного загрязнения обширных участков с трагическими последствиями;
2). Загрязнения гидросферы:
      - проблема загрязнения Мирового океана нефтепродуктами, тяжёлыми металлами, пластиком;
3). Загрязнения и разрушения почв:
      - эрозия почв;
      - засоление;
      - заболачивание;
      - опустынивание;
      - распашка степей;
      - несанкционированные свалки;
      - незаконная вырубка и деградация лесных массивов, особенно влажных тропических лесов;
      - изъятие из недр огромных масс вещества и дефицит сырья и топлива;
      - токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами и другими веществами;
4). Сокращение видового разнообразия живых организмов:
      - браконьерство (истребление видов);
      - промысел;
      - акклиматизация животных и растений;
      - строительство объектов в природоохранной зоне;
5). Нарушение естественного круговорота веществ и энергетических потоков.
 
Учитель: Молодцы. Вы, ребята, перечислили очень много глобальных экологических проблем. Экологические проблемы сложны и многообразны и в рамках одного урока мы сможем лишь коротко познакомиться далеко не со всеми из них. Давайте для начала остановимся на трёх таких проблемах как:
а). Проблемы мусора (приложение 1);
б). Проблемы загрязнения атмосферы (приложение 2);
в). Проблемы вырубки леса (приложение 3).
 
2). Работа обучающихся в группах   {24 мин}
Ребята, сейчас вы будете работать в группах по выделенным нами трём экологическим проблемам. Результаты своей работы вы оформляете в виде опорного конспекта (схемы). Для этого вы можете использовать дополнительный материал, имеющийся у вас на столах. Вам необходимо будет выделить причины, последствия и пути решения вашей проблемы. Для этого вам необходимо в своих группах разделить обязанности. Каждый работает с дополнительным материалом и учебником (один выделяет причины, другой – последствия, третий – находит оптимальные пути решения), а затем вы обсуждаете свою проблему и оформляете работу в виде опорного конспекта (схемы). Свои работы вы вывешиваете на доску.
3). Закрепление изученного материала (фронтальный опрос ″Эковикторина″)   {7 мин}
Учитель:  Ребята, сейчас мы с вами ответим на устные вопросы с места. Вы, заслушав вопрос, при готовности дать свой ответ поднимаете руку и по моей команде отвечаете (вопросы на фронтальный опрос ″Эковикторины″ смотрите в приложении 4).
 
IV.Рефлексия  [Методический приём:  "опрос-итог"]   {3 мин}
Учитель: Уважаемые товарищи обучающиеся! На партах для каждого из вас лежат рефлексивные карточки: "организация эмоциональной рефлексии" и "организация качественной рефлексии". Заполните их, пожалуйста. Вы мне их сдадите после окончания урока.
Педагог также просит каждого обучающегося поставить себе оценку за свою работу на уроке на рефлексивной карточке.
 
Обучающиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки.
 
V.Домашнее задание  [Методические приёмы:  "беседа", "рассказ учителя"]   {1 мин}
Учитель задаёт домашнее задание написать мини-сочинение по теме: "Я оставлю на память потомкам …".
 
Обучающиеся внимательно слушают педагога и записывают домашнее задание.
 
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
Список экологических проблем огромен и некоторые из них мы даже не упомянули сегодня. Но я думаю, что сказанного уже достаточно, чтобы понять то, что человечество стоит на краю пропасти, выбраться из которой будет невозможно. От каждого из нас зависит, сделаем мы этот последний шаг в пропасть или нет.
Глядя на вашу работу, у меня появилась надежда. Я надеюсь, что вы многое сегодня для себя открыли, и многое ещё вам предстоит открыть. А закончить урок я хочу словами стихотворения "Останьтесь на Земле …" Александра Михайловича Макарова:
 
                                    Останьтесь на земле осина, дуб и клён.
                                    Я показать хочу живую землю сыну –
                                    Высокий мощный дуб и тонкую осину
                                    На полотне весны, где свет со всех сторон.
                                    Останьтесь на земле орёл, журавль и стриж,
                                    Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,
                                    Увидел журавля, похожего на скрипку,
                                    И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.
                                    Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,
                                    Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.
                                    Даю ему на память молот, плуг и лиру.
                                    На незакатный час, на безупречный день.
 
 
VI.Подведение итогов  [Методический приём:  "беседа"]   {1 мин}
После рефлексивной работы детей учитель, озвучивая, выставляет оценки обучающимся (за их устные ответы при беседе в процессе урока и при работе с вопросами эковикторины, за работу в группах), хвалит их за деятельность на уроке.
 
 
 

 
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ
(с учётом рационального распределения времени на этапы урока)
 
 
  1. Организационный момент – 1 минута.
 
  1. Мотивация учебной деятельности – 3 минуты.
 
    III. Осмысление:
1). Изучение нового материала – 5 минут.
2). Работа обучающихся в группах – 24 минуты.
3). Закрепление изученного материала (фронтальный опрос "Эковикторина") – 7 минут.

 
  1. Рефлексия – 3 минуты.
 
  1. Домашнее задание – 1 минута.
 
  1. Подведение итогов – 1 минута.
 
За работу на уроке в целом дети оценивают себя сами (в рефлексивных карточках).
За лабораторную работу (деятельность обучающихся в группе) учитель выставляет в журнал оценки каждому ученику. Дополнительно оценивается учителем работа обучающихся при фронтальном опросе "Эковикторины", за устные ответы при беседе на протяжении всего урока. Учитель может поставить обучающимся в журнал ещё дополнительно оценки либо за фронтальный опрос "Эковикторины", либо за устные ответы, данные индивидуально обучающимися при беседе на протяжении всего урока, при условии, если у них мало текущих оценок в полугодии.
 
За деятельность обучающихся в группе учитель выставляет оценки каждому обучающемуся из следующих соображений:
   - «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта;
   - «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
   - «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
   - «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более  6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
 
 
 

 
Рефлексия урока
 
Фамилия, имя _________________________          Класс ______
 
 
[Методический приём:  "опрос-итог"]   {3 мин}
 
1). Организация эмоциональной рефлексии обучающихся
Рефлексивные вопросы:
1). Что я приобрёл после этого урока? / ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2). Что меня удивило? / ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3). Что мне не удалось? / _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
 
 
 
В таблицу 2  поставьте знак "+" в соответствующую колонку.
 
Таблица 2.  Вопросы эмоциональной рефлексии

 
Вопросы "Да" "Нет" "Затрудняюсь ответить"
Своей работой на уроке в целом я доволен      
Своей работой в группе я доволен      
Для меня не было подходящего задания      
Урок для меня показался коротким      
За урок я устал (а)      
Моё настроение улучшилось      
Материал урока мне был интересен      
Материал урока мне был полезен      
Сегодня на уроке мне было комфортно      
 
 
 
2). Организация качественной рефлексии обучающихся
Закончите следующие предложения:
а). Я научился _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
б). Я почувствовал ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
в). Я хотел бы поблагодарить _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
г). Я теперь буду ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
 
Выставление оценки обучающимся самому себе в целом за работу на уроке: ____________
                                                                                                                            оценка                                                                                                  

 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
Проблема мусора
 
Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. По данным Росприроднадзора на начало 2013 года в Российской Федерации было накоплено более 32,5 млрд. т отходов.
После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.
По данным Минприроды, ежегодно в России образуется 60 млн. т твёрдых бытовых отходов, свыше 400 кг на человека.  Вторично используется не более 8% (против 40% в США и 60% ЕС), остальное подвергается захоронению.
В нашей стране свыше 90% твёрдых бытовых отходов подвергают захоронению.
Свалки твёрдых бытовых отходов (ТБО) – причина загрязнения атмосферного воздуха и грунтовых вод. Они привлекают грызунов, распространяющих различные заболевания, являются одной из причин роста численности иксодовых клещей.
Каждый год в России территория под свалки увеличивается на площадь, равную Москве и Санкт-Петербургу, взятым вместе. Это при том, что мусорные свалки в России уже занимают пространство, вдвое большее, чем Крым. Во время захоронения мусора производится загрязнения не только больших участков земли, но и грунтовых вод и водоёмов, которые находятся вблизи таких свалок. Во время сжигания отходов в воздух попадают вредные вещества, которые ухудшают его качество. Так что оба процесса утилизации отходов являются устаревшими, потому что здесь отсутствует процесс переработки этих отходов. Сжигание мусора на специальных заводах приводит к росту онкологических заболеваний.
Современный метод решения этой проблемы – раздельный сбор отходов и их переработка. Сегодня это признано во всем мире.
При сортировке отходы разделяются на несколько групп: обычно это пластик, бумага и металл. Сортированный материал впоследствии спрессовывается в кубы вторичного сырья. Металлические обрезки могут быть утилизированы для изготовления проволоки. Бумажные отходы могут быть использованы для переработки в бумагу, картон, рубероид и другие материалы. Переработанные полимерные отходы могут быть использованы для изготовления изделий из пластмассы, а также в производстве труб для сантехнических работ.
Граждане могут внести свой вклад в улучшение экологии нашей страны. Существуют организации, которые вывозят макулатуру из жилых домов. Они не только предоставляют данную услугу совершенно бесплатно, но и сами платят деньги за это. К сожалению, таких организаций пока очень мало, потому что рентабельность такого бизнеса низкая. Однако если власти придумают как простимулировать такой вид деятельности, то это значительно улучшит ситуацию с нехваткой бумажного ресурса для вторичной переработки.
 
Универсальные мусороперерабатываю

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»