Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

Виноградская Мария Анатольевна

В современном мире в базовом  образовании школьников на одно из первых мест выходит функциональная грамотность обучающихся. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования универсальных учебных действий, кроме того этот комплекс компетенций необходим школьнику для жизни в окружающем социальном мире сегодня и в будущем. Под функциональной грамотностью понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. С этой позиции к ключевым компетенциям относят  кооперацию, креативность, критическое мышление и коммуникацию. Реализация компетентностого подхода в образовании основывается на сотрудничестве и деятельностном подходе. Одним из главных компонентом образовательного процесса сегодня выступают практикоориентированная, исследовательская и проектная деятельности, основанные на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся. Ученик должен быть готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром,  способен строить социальные отношения,  иметь возможности для  решения различных учебных и жизненных задач.
Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, читательскую. На уроках биологии у учащихся в наибольшей степени происходит формирование естественнонаучной, а также читательской грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Современные естественнонаучные дисциплины включают огромный пласт знаний. Главная задача естественнонаучного образования заключается в том, чтобы обеспечить школьникам условия для освоения основ тех знаний, которые накоплены на сегодня науками о Земле. Так как накопление это весьма богато, то за период обучения в средней школе его невозможно познать в полном объеме. По этой причине содержание программ и учебников каждой школьной дисциплины естественнонаучного цикла охватывает лишь главные факты, понятия, теории и методы соответствующей науки, а вместе с тем отражает исторический путь научных (Воробьева и др., 2017). Однако, уделяя особое внимание на уроках практикоориентированной, исследовательской и проектной деятельности у ученика происходит формирование естественнонаучной грамотности,  он будет способен найти ответы на  вопросы в конкретной реальной жизненной ситуации, заданные  в проблемном ключе. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Компетенция научное объяснение явлений включает умения применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления; распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; доделать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления; объяснять принцип действия технического устройства или технологии.
 Компетенция понимать основные особенности естественнонаучного исследования включает умения распознавать и формулировать цель данного исследования; предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса; выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки; описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений.
Компетенция интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов включает умения анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; преобразовывать одну форму представления данных в другую; распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах; оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.
Тематическими областями или контекстами, в  которых происходит формирование естественнонаучной  грамотности являются
• здоровье;
• природные ресурсы;
• окружающая среда;
• опасности и риски;
• связь науки и технологий.
В младшем подростковом возрасте (5 класс) формирование естественнонаучной  грамотности в большей степени связано  с природной любознательностью и исследовательским склонностям учащихся, тогда как у более взрослой аудитории (7 класс) – обращено к гражданской позиции и готовности к аргументированному обсуждению общественно значимых естественнонаучных проблем.
Проблема качества естественнонаучного образования школьников
в последние десятилетия изучается с помощью крупномасштабных
исследований по двум направлениям:
•  в ходе выборочных мониторинговых исследований качества образования федерального и регионального уровней.
•  в ходе проведения в России международных сравнительных исследований качества образования (Андреева, 2019). По оценке PISA за последние несколько лет в направлении «естественнонаучная грамотность» в российском школьном естественнонаучном образовании не наблюдается прогресса (Пентин и др., 2018). Изменить эту тенденцию и прийти прогрессу по-видимому должно включение в содержание образования заданий, ориентированных на достижение и формирование у обучающихся основных компетенций. Для достижения этой цели необходима реализация задач: сформировать умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений; развивать умение применять методы естественнонаучного исследования; развивать умение интерпретировать данные и использование научных доказательств для получения выводов; сформировать у обучающихся системы научных знаний по биологическим дисциплинам.
 
 
Список литературы.
1.Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние
естественнонаучного образования в российской школе по результатам
международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования.
2018. №1. С. 79-109.
2.Воробьева О.В. , Хизбуллина Р.З. , Саттарова Г.А. , Якимов М.С.  Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 23. 3.Андреева, Н. Д.Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под редакцией Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Образовательный процесс).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»