План-конспект урока по биологии для 5 класса
Важность охраны живого мира планеты
Павлова Юлия Юрьевна,
учитель
Тип урока: комбинированныйучитель
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер с доступом в интернет, интерактивная доска.
Учебник: «Биология. 5 класс» И. Н. Пономарева, И. В. Николаева, О. А. Корнилова
Цели урока
Образовательные
продолжить формирование следующих УУД по данному учебному материалу:
научить анализировать, выделять главное (существенное)
исследовать зависимость
Развивающие
формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия
учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки
развивать самостоятельное мышление, речь учащихся
Воспитательные
формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий
пробудить чувство ответственности, долга
Место урока в разделе
Третий урок в разделе "Человек на планете Земля". Ему предшествует урок "Как человек изменял природу". Данный урок дает понимание почему важно сохранять живую природу. После него следует урок "Сохраним богатство живого мира"
Основные термины и понятия
Косвенное влияние человека на природу, прямое влияние человека на природу, истребленные организмы, исчезающие организмы, заповедник, заказник, питомник, национальный парк
Наглядность
Презентация, Google карта ( https://www.google.com/maps/d/edit?mid=12B-6hN2-uqHGI21GpbK3FaPG-yc&usp=sharing )
Формы работы на уроке
Индивидуальная, фронтальная, в парах
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
Опрос Д/З
Учитель просит детей встать около парт и задвинуть стулья. Учитель задает вопросы, которые требуют односложных ответов «да» или «нет». При ответе на вопрос «Да» дети должны сделать шаг влево, «Нет» - вправо
- Письменная речь позволила людям передавать накопленные знания и опыт из поколения в поколение (да)
- Увеличение роста человека привело к возникновению способности мыслить (нет)
- Древний человек не уничтожал леса т.к. у него не было специальных приспособлений (нет)
- Древний человек в результате охоты истребил мамонта и шерстистого носорога (да)
- Для возобновления леса человек производит лесопосадки (да)
- Тропический лес легко восстановить потому что в нем обитает незначительное количество видов растений (нет)
- Лес - это дом для многих видов живых организмов (да)
Изучение нового материала
Учитель: Для того, чтобы продолжить разговор и определить тему нашего сегодняшнего урока посмотрим фрагмент видеоклипа Майкла Джексона на песню «Earth Song» (Песня Земли)(Просмотр клипа)
Учитель:
Ученики: ……………………..
Учитель:
Давайте определим задачи нашего сегодняшнего урока (учитель совместно с детьми формулирует задачи к уроку и записывает их на доске)
Задачи урока
- Выделить угрозы для живого мира нашей планеты (причины уничтожения живого мира)
- Познакомиться с истребленными и редким животными и растениями планеты
- Начать знакомство с методами сохранения живого мира планеты
Учитель: Почему исчезают живые существа в настоящее время?
Ученики: …………………..Из-за влияния человека
Учитель: Какие угрозы несет человек?
Ученики: ………………… (перечисляют разнообразные угрозы)
Учитель: Давайте попытаемся разделить все угрозы (классифицировать) их на 2 большие группы в зависимости от особенностей воздействия человека на живой организм/на среду его существования (учитель создает на доске схему, которую дети переносят в тетрадь. Примеры предлагают дети – фронтальная работа)
Влияние человека на природу
Косвенное влияние (изменение среды обитания): |
Прямое влияние |
- загрязнение водоемов - вырубка лесов - создание плотин - осушение болот - распашка степей и т.д. |
- охота (ради чего?) - сбор букетов - рыбная ловля и т.д. |
Учитель: Влияние человека настолько велико, что человек за время своего существования на Земле уже истребил ряд живых организмов, а некоторые находятся на грани исчезновения в настоящее время. Прочитайте параграфа 26 и заполните таблицу «Истребленные и исчезающие виды». (Ученики читают учебник и с помощью текста заполняют таблицу – индивидуальная работа)
«Истребленные и исчезающие виды»
Истребленные животные | Редкие и исчезающие животные | Редкие и исчезающие растения |
Тур Тарпан (дикая лошадь) Морская корова Дронт |
Амурский тигр Дальневосточный леопардСоболь Выхухоль Дрофа Сайгак Белые медведи Киты |
Голубая пролеска Синяя сон-трава (прострел) Сиреневый сочевичник Хохлатки Цикламены Венерин башмачок Кувшинка белая Кубышка желтая |
Учитель с помощью презентации рассказывает о причинах вымирания некоторых организмов, а также показывает фотографии тех организмов, которых нет на рисунках учебника – тур, тарпан, выхухоль, дрофа, сайгак, голубая пролеска, прострел, хохлатки, цикламен, венерин башмачок, кубышка желтая, кувшинка белая)
Учитель: Послушаем информация к размышлению:
«Виды продолжают исчезать»
До появления человека 1 вид исчезал за 1000 лет
С 1850 - 1950 гг.– за 10 лет
После 1950 – за 1 год
Сейчас – за 1 день
Учитель: Какие меры предпринимает человек для того чтобы сохранить живую природу нашей планеты?
Ученики: …………………………………… (предлагают свои ответы)
(Учитель записывает ответы на доске, а дети в тетради)
Меры по сохранению живой природы:
- Создание заповедников, заказников, и национальных парков
- Создание питомников
- Создание Красных книг
Задание: Сопоставьте понятие и его определение (работа в парах)
- Территория, на которой запрещена любая деятельность людей
- Охраняемая природная территория, которая предназначена для туризма в просветительских целях
- Специальный центр для размножения редких видов живых организмов
- Территория, на которой частично ограничена хозяйственная деятельность человека для сохранения отдельных видов
А. заповедник
Б. заказник
В. национальный парк
Г. питомник
Учитель: Давайте проверим результаты вашей работы и оформим их в таблицу «Охраняемые природные территории»
(с помощью Google карты ( https://www.google.com/maps/d/edit?mid=12B-6hN2-uqHGI21GpbK3FaPG-yc&usp=sharing ) учитель приводит примеры и дети записывают их в таблицу.)
«Охраняемые природные территории»
Понятие | Определение | Примеры |
Заповедник | Территория, на которой запрещена любая деятельность людей | Баргузинский заповедник – I заповедник на территории нашей страны. Был создан в 1916 году с целью сохранить баргузинского соболя Заповедник «Восток Финского залива» Нижне-Свирский заповедник |
Заказник | Территория, на которой частично ограничена хозяйственная деятельность человека для сохранения отдельных видов | Земля Франца –Иосифа – самый крупный заказник в России Линдуловская роща, Заказник «Лебяжий» – заказники в Ленинградской области |
Национальный парк | Охраняемая природная территория, которая предназначена для туризма в просветительских целях | Национальный парк Лосиный остров в Москве и московской области |
Питомник | Специальный центр для размножения редких видов живых организмов | Окский журавлиный питомник Алтайский питомник (создан с целью воспроизведения кабарги) |
Рефлексия
Учитель: Итак, вы виде что в настоящее время человек осознал свое негативное влияние на природу и предпринимает достаточно много различных мер по сохранению живого мира планеты. И те не менее я предлагаю каждому из вас написать на специально выданном вам «дереве жизни» ответ на вопрос: «Что еще по вашему мнению могут предпринять правительства разных стран, чтобы остановить обеднение растительного и животного мира планеты?»