Исследовательская деятельность по биологии как средство
достижения образовательных результатов ФГОС
Ларина Светлана Владимировна,
учитель биологии ГБОУ школа 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
учитель биологии ГБОУ школа 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения предъявляются высокие требования к результатам освоения выпускниками школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Учителя и родители хотят, чтобы дети хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но нередко и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать снижение или полное отсутствие у детей мотивации к обучению. Любой учитель задает вопрос сам себе: Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь [1,3].
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Исследовательская деятельность школьника – это учебная работа в определенной области науки, т.е. организация деятельности учащегося по овладению учебными компетенциями, способствование процессу познания для развития теоретического мышления, диалектического мировоззрения. Основной целью исследовательской деятельности обучающихся является: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации [4,5].
Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Исследовательская деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Очень важно, что в исследовательской деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа исследования. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.
Кроме того, исследовательская деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. [2].
В процессе работы школьников над исследовательским проектом по биологии могут быть достигнуты следующие результаты ФГОС:
а) личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному определению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправляемой познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
б) метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В своей педагогической практике важное место я отвожу исследовательской работе - работе, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, значимость, ощутить успех. Особенно это важно для детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны учителя, в силу психо-эмоциональных и поведенческих особенностей.
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
Для этих целей я использую как урочную так и внеурочную деятельность, где применяю следующие методы и виды исследовательских работ: экспресс-исследование, проведение учебного эксперимента, нетрадиционные уроки, исследовательские проекты, творческие задания и др. Также очень много работы мы выполняем в рамках классного экологического проекта «Земля- наш общий дом».
По типу экспресс – исследования строится исследовательская деятельность учащихся в 5-6 классах.
Так в 5 классе на уроках по темам: «Строение клетки», «Особенности строения грибов», «Методы изучения живой природы» и т. д. дети с большим интересом рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные организмы. Они изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют.
На экскурсиях и уроках в 5-6 классах даются индивидуальные задания для проведения следующих исследований:
Учителя и родители хотят, чтобы дети хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но нередко и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать снижение или полное отсутствие у детей мотивации к обучению. Любой учитель задает вопрос сам себе: Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь [1,3].
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Исследовательская деятельность школьника – это учебная работа в определенной области науки, т.е. организация деятельности учащегося по овладению учебными компетенциями, способствование процессу познания для развития теоретического мышления, диалектического мировоззрения. Основной целью исследовательской деятельности обучающихся является: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации [4,5].
Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Исследовательская деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Очень важно, что в исследовательской деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа исследования. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.
Кроме того, исследовательская деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. [2].
В процессе работы школьников над исследовательским проектом по биологии могут быть достигнуты следующие результаты ФГОС:
а) личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному определению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправляемой познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
б) метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В своей педагогической практике важное место я отвожу исследовательской работе - работе, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, значимость, ощутить успех. Особенно это важно для детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны учителя, в силу психо-эмоциональных и поведенческих особенностей.
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
Для этих целей я использую как урочную так и внеурочную деятельность, где применяю следующие методы и виды исследовательских работ: экспресс-исследование, проведение учебного эксперимента, нетрадиционные уроки, исследовательские проекты, творческие задания и др. Также очень много работы мы выполняем в рамках классного экологического проекта «Земля- наш общий дом».
По типу экспресс – исследования строится исследовательская деятельность учащихся в 5-6 классах.
Так в 5 классе на уроках по темам: «Строение клетки», «Особенности строения грибов», «Методы изучения живой природы» и т. д. дети с большим интересом рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные организмы. Они изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют.
На экскурсиях и уроках в 5-6 классах даются индивидуальные задания для проведения следующих исследований:
- «Сезонные изменения в окружающей среде»
- «Ядовитые и лекарственные растения Ленинградской области»
- «Растения Красной книги».
- «Птицы нашей местности»
- «Животные нашей местности»
Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.
Также эффективны нетрадиционные уроки по биологии, такие как урок-исследование, урок-игра, урок-лаборатория, урок-дискуссия, где ребята исследуют дополнительную учебную литературу, приобретают навыки практической экспериментальной работы, учатся взаимодействовать друг с другом в парах и группах.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя практические навыки, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.
Со своими исследовательскими работами мои ученики активно участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, занимают призовые места, имеют грамоты и дипломы.
Также домашние задания могут носить исследовательский характер. Это могут быть творческие задания – стихи, мини – сочинения, кроссворды, мультфильмы. Так в 5 классе при изучении темы «Строение клетки» ребята изготовили модели клетки из различных материалов, от пластилина до шерсти. Некоторые учащиеся написали мини-сочинение «Путешествие по клетке» и даже сняли мультфильм.
Также активное участие школьники принимают в проведении предметных недель по биологии: организуют выставки «Мое домашнее животное», «Санкт-Петербург - чистый город», «Мы за здоровый образ жизни», старшеклассники проводят игры и квесты.
В заключении можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации:
Также эффективны нетрадиционные уроки по биологии, такие как урок-исследование, урок-игра, урок-лаборатория, урок-дискуссия, где ребята исследуют дополнительную учебную литературу, приобретают навыки практической экспериментальной работы, учатся взаимодействовать друг с другом в парах и группах.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя практические навыки, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.
Со своими исследовательскими работами мои ученики активно участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, занимают призовые места, имеют грамоты и дипломы.
Также домашние задания могут носить исследовательский характер. Это могут быть творческие задания – стихи, мини – сочинения, кроссворды, мультфильмы. Так в 5 классе при изучении темы «Строение клетки» ребята изготовили модели клетки из различных материалов, от пластилина до шерсти. Некоторые учащиеся написали мини-сочинение «Путешествие по клетке» и даже сняли мультфильм.
Также активное участие школьники принимают в проведении предметных недель по биологии: организуют выставки «Мое домашнее животное», «Санкт-Петербург - чистый город», «Мы за здоровый образ жизни», старшеклассники проводят игры и квесты.
В заключении можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации:
- способность видеть противоречия
- ориентироваться в мире информации
- умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам
- собирать, анализировать, систематизировать новую информацию, умение читать карту
- оформлять полученные результаты при помощи средств ИКТ
- способность организовывать процесс, проявлять коммуникативные умения
- представление работы широкому кругу заинтересованных лиц.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, а это и есть основная задача ФГОС второго поколения.
ЛИТЕРАТУРА
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов // Завуч. -2005. - №6.
- Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование). 2 изд., стереотип./авт.сост. сост.М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2008.-79 с.
- Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост.Б.А.Татьяннкин.-М.:5 за знания, 2007.-272 с.
- Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.
- Интернет-ресурсы: www. researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников.