Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Исследовательская деятельность по биологии как средство
достижения образовательных результатов ФГОС

 
Ларина Светлана Владимировна,
учитель биологии 
ГБОУ школа 645
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 В условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения предъявляются высокие требования к результатам освоения выпускниками школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
 Учителя и родители хотят, чтобы дети хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но нередко и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать снижение или полное отсутствие у детей мотивации к обучению. Любой учитель задает вопрос сам себе: Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой учащиеся встречаются со всем многообразием фактов и явлений.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь [1,3].
Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Исследовательская деятельность школьника – это учебная работа в определенной области науки, т.е. организация деятельности учащегося по овладению учебными компетенциями, способствование процессу познания для развития теоретического мышления, диалектического мировоззрения. Основной  целью  исследовательской деятельности обучающихся является: научиться проводить само научное исследование и получить новые для себя знания, творчески преобразуя объект познания, а также формировать исследовательские умения и навыки для развития личности, ее самоопределения и самореализации [4,5].
Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Исследовательская деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Очень важно, что в исследовательской  деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа исследования. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.
Кроме того, исследовательская деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями. [2].
В процессе работы школьников над исследовательским проектом по биологии могут быть достигнуты следующие результаты ФГОС:
а) личностные результаты:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному определению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправляемой познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
б) метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В своей педагогической практике важное место я отвожу исследовательской работе - работе, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Во время исследовательской работы  каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, значимость, ощутить успех. Особенно это важно для детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны учителя, в силу психо-эмоциональных и поведенческих особенностей.
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.
Для этих целей я использую как урочную так и внеурочную деятельность,  где применяю следующие методы и виды исследовательских работ: экспресс-исследование, проведение учебного эксперимента, нетрадиционные уроки, исследовательские проекты, творческие задания и др. Также очень много работы мы выполняем в рамках классного экологического проекта «Земля- наш общий дом».
По типу экспресс – исследования строится исследовательская деятельность учащихся в 5-6 классах.
Так в 5 классе на уроках по темам: «Строение клетки», «Особенности строения грибов», «Методы изучения живой природы» и т. д. дети с большим интересом рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные организмы. Они изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют.
На экскурсиях и уроках в 5-6 классах даются индивидуальные задания для проведения следующих исследований:
  • «Сезонные изменения в окружающей среде»
  •  «Ядовитые и лекарственные растения Ленинградской области»
  • «Растения Красной книги».
  • «Птицы нашей местности»
  • «Животные нашей местности»
Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы.
Также эффективны нетрадиционные уроки по биологии, такие как урок-исследование, урок-игра, урок-лаборатория, урок-дискуссия, где ребята исследуют дополнительную учебную литературу, приобретают навыки практической экспериментальной работы, учатся взаимодействовать друг с другом в парах и группах.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом  теоретических экспресс-исследований,  приобретя практические навыки, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам.
Со своими исследовательскими работами мои ученики активно участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня, занимают призовые места, имеют грамоты и дипломы.
 Также домашние задания могут носить исследовательский характер.   Это могут быть творческие задания  – стихи, мини – сочинения, кроссворды, мультфильмы. Так в 5 классе при изучении темы «Строение клетки» ребята изготовили модели клетки из различных материалов, от пластилина до шерсти. Некоторые учащиеся написали мини-сочинение «Путешествие по клетке» и даже сняли мультфильм.
Также активное участие школьники принимают в проведении предметных недель по биологии: организуют выставки «Мое домашнее животное», «Санкт-Петербург - чистый город», «Мы за здоровый образ жизни», старшеклассники проводят игры и квесты.
В заключении можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации:
  • способность видеть противоречия
  • ориентироваться в мире информации
  • умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам
  • собирать, анализировать, систематизировать новую информацию, умение читать карту
  • оформлять полученные результаты при помощи средств ИКТ
  • способность организовывать процесс, проявлять коммуникативные умения
  • представление работы широкому кругу заинтересованных лиц.
Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, а это и есть основная задача ФГОС второго поколения.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов // Завуч. -2005. - №6.
  2. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование). 2 изд., стереотип./авт.сост. сост.М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2008.-79 с.
  3. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост.Б.А.Татьяннкин.-М.:5 за знания, 2007.-272 с.
  4. Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.
  5. Интернет-ресурсы: www. researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников.
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»