Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приемы и методы формирования учебной мотивации
у обучающихся в рамках уроков биологии

Антонова Александра Анатольевна
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В настоящее время в силу влияния большого числа факторов,  внешняя и внутренняя учебная мотивация школьников оказалась резко ослабленной. Педагогическая теория и практика уделяет серьезное внимание отдельным сторонам проблемы учебной мотивации, однако, системный подход пока отсутствует (И.Н. Осипова, К.Н. Поливанова и др.) [1].
Следует отметить также недостаточную разработку проблемы учебной мотивации с точки зрения психолого-физиологических и философских аспектов теории познания. Здесь можно отметить наиболее простое определение мотива, данное  психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном «Мотив — это опредмеченная потребность» [2-4].
Фактор мотивации для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта. Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Следует четко различать аспекты внутренней и внешней мотивации.
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. При внешней мотивации знание не выступает целью учения. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Мотивация есть сплав двух тенденций: стремление к достижению успеха и к недопущению неудачи. Мотивация на достижение успеха, включает в себя постановку позитивной цели и выбора средств ее достижения. Мотивация на недопущение неудачи обычно связана с низкой самооценкой и боязнью критики, неадекватностью восприятия информации о своих способностях и возможностях.
Итак, используемые учителем приемы и методы мотивации учеников должны иметь целью перевод его с уровня внешней мотивации к внутренней и от стремления недопущения неудачи к достижению успеха. Именно в таком ключе и надо рассматривать предлагаемую в данном сообщении попытку систематизации приемов и методов формирования и развития мотивации.
Наиболее продуктивным  по организации учебной мотивационной деятельности является классификация методов Ю.К. Бабанского [5] по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности, методам ее стимулирования и мотивации, методам контроля и самоконтроля. (Таблица 1).
Словесные методы используются в преподавании всех учебных предметов. Недооценка устного изложения на уроках  ограничивает возможности развития абстрактного  мышления, творческих способностей школьников. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся.
Рассказ - это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. При высоком уровне подготовки рассказ обладает особой силой воздействия на слушателей.
Беседа. Диалогический метод изложения и усвоения учебного материала. Довольно распространенный, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах урока
Объяснение. Истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Оно может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным, требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов.
Инструктаж  Разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью.
Работа с книгой. Работа с книгой  и другими печатными источниками информации — среди других методов занимает важное место. Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление, активное включение лингвального канала обработки информации.
Познавательные и вербальные игры. Представляют собой загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры, игры в угадайку и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету.
Наглядные методы. Исследования отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.   
Метод иллюстрации. Показ иллюстративных материалов и пособий активирует визуальное и ассоциативное мышление и усвоение информации.
Метод демонстрации. Показ в действии реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов помогает перейти от абстрактного, отстраненного восприятия к конкретному.
Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного, опредмечивании поличенной информации.
Интерактивные экскурсии - это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в процесс проведения экскурсии.
Видеометод.   Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия.
 Практические методы.
Метод упражнений является самым распространенным, наиболее эффективным и приоритетным среди практических методов по закреплению знаний, выработке умений и навыков. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
Лабораторный метод применяется для проведения учащимися наблюдений за явлениями, процессами преимущественно в условиях специальных лабораторий, кабинетов и с применением технических средств. Метод лабораторных работ используется для прочного усвоения теоретических знаний, приобретения умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы “добывания” знаний, ранее полученных наукой.
Практический метод. Углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией.
Метод игры как и метод игры-инсценировки, следует рассматривать как многофункциональный метод. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений.
Театрализация различных жанров по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, продол­жительные по времени, с декорациями и другими атрибутами способствует вживанию в  ситуацию (литературную, историческую и т.п.), осмыслению на уровне всех каналов восприятия информации.
Классификация  и примеры приемов, применяемых в обучении.
Методические приемы (Таблица 2)– это элементы конкретного метода, они применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение.  Это отдельные операции, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Одни и те же приемы входят в состав различных методов обучения
 
Приемы обучения подразделяются на:   
-приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
-приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников;
-приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
-приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
-приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.
 Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.
Список литературы
  1. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г.
  2. Алексей Леонтьев, Александр Запорожец, ПетрГальперин, Даниил Эльконин. Деятельность. Сознание.Личность. – Изд.: Смысл, Academia, 2005г.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2015г.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд.МГУ, 1981г.
  5. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – 1989г.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»