Методическая разработка урока биологии в 8 классе
Обмен веществ – главное свойство живых организмов
Маслова Наталья Николаевна,
кандидат биологических наук,
учитель биологии ГБОУ школа № 509
Красносельского района Санкт-Петербурга
Пояснительная запискакандидат биологических наук,
учитель биологии ГБОУ школа № 509
Красносельского района Санкт-Петербурга
Урок биологии в 8 классе по теме «Обмен веществ и энергии– главное свойство живых организмов» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ. Данный урок должен проводиться в классе, оборудованном смарт-доской. Оборудование: АРМ учителя ,проекционный аппарат, зкран (смарт доска) Программное обеспечение: Операционная система – Windows XP, Smart – технологии
Тема: «Обмен веществ – главное свойство живых организмов»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях обмена веств в организме человека.
Задачи:
Образовательные: определить биологическую сущность обмена веществ, его значение в жизни человека; познакомить с видами обмена веществ, особенностями обмена органических и неорганических веществ, функциями этих веществ в организме человека.
Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению обмена веществ.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты. Ученик научится Определять понятия: «пластический обмен». «ассимиляция», «анаболизм», энергетический обмен», «диссимиляция», «катаболизм», «макроэлементы», «микроэлементы», «ультрамикроэлементы». Ученик получит возможность научиться Сравнивать различные виды обмена веществ, их значение в жизни человека.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД -сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока; -сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; -сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД -сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД -сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре Личностные: формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение организма человека; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
УМК
- Учебник: Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- Москва.: Дрофа, 2015.
- Методическое пособие. Биология. Человек. И.А. Демичева, И.Н. Беляев.- Москва.: «Дрофа», 2018.
- Биологический тренажер. Г.А. Воронина, С.Н. Исакова.- Москва.: «Вентана Граф», 2015.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
---|---|---|
Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствие учителя |
Актуализация знаний | Мы закончили изучение строения и функционирования пищеварительной системы. Давайте разгадаем кроссворд на пройденную тему, тем самым закрепим изученное:
|
Решают кроссворд (приложение 1.) Правильно ответивший ученик выходит к Smart-доске и записывает ответ в ячейки кроссворда. |
Формулирование темы урока | Какое ключевое слово получилось? Что является синонимом к этому слову? Какая тема нашего урока? |
-Метаболизм. -Обмен веществ. Формулируют тему урока «Обмен веществ и энергии» |
Целеполагание | Какая цель нашего урока? Какие задачи мы поставим? |
Формулируют цель и задачи урока: Цель: познакомиться с обменом веществ и его видами. Задачи: 1. Что понимается под ОВ. 2. Виды ОВ. 3. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. 4. Функции органических и неорганических веществ в организме человека. |
Открытие новых знаний | Главным свойством живых организмов является обмен веществ. Так что понимают под этим понятием? Мы уже упоминали о видах обмена веществ в начале изучения темы «Пищеварение». Перед вами характеристики видов ОВ, распределите их соответственно. Пластический Энергетический -Синтез веществ -распад веществ - Энергия затрачивается -Энергия запасается Дополним наши знания: П – ассимиляция, анаболизм; Э – диссимиляция, катаболизм. Результат ЭО – конечные продукты ОВ – вода, углекислый газ, аммиак, соединения различных веществ. Осуществляется кровью, потовыми железами, легкими, органами мочевыделения. В пищеварительном тракте протекает подготовительный этап ОВ. Обмен белков. Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков: 1. Расщепление в желудке пепсином; 2. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот. 3. Поступление аминокислот с кровью в печень. 4. Построение собственных белков в клетках. Функции белков: энергетическая, структурная, опорная, ферментативная, защитная, транспортная, Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров. Функции жиров: энергетическая, структурная, запасающая, теплоизоляционная, регуляторная. Обмен углеводов. Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. 1. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке (ротовой полости) до глюкозы под действием фермента слюны липазы (амилазы). 2. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. 3. В толстом (тонком) кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение гликогена (глюкозы) по клеткам тела. Функции углеводов: энергетическая, структурная, защитная. Составьте кластер по обмену воды в организме. Функции воды: транспортная, растворитель, поддержание гомеостаза. Запишите в тетрадь схему «Обмен солей» Обмен минеральных солей: макро, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Функции минеральных солей: поддержание pH среды в клетках и внутренней среды организма. |
Находят в учебнике (запись в тетрадь). Один ученик выходит к Smart- доске и составляет из блоков схему «Виды обмена веществ» Остальные учащиеся заносят схему в тетрадь. Работа с презентацией и учебником. Запись в тетрадь. Ответ: 2, 1, 3, 4 Работа с учебником. Запись в тетрадь.
Работа с учебником.
Запись в тетрадь. Индивидуальный опрос по составленной схеме. |
Первичное закрепление материала |
|
Энергетическая, структурная. Функция растворителя Из них могут синтезироваться углеводы и жиры, а обратный процесс невозможен. |
Рефлексия | - Сегодня на уроке мне….. | рефлексируют |
Домашнее задание | Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе. | Записывают домашнее задание |