Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока биологии в 8 классе

Обмен веществ – главное свойство живых организмов

Маслова Наталья Николаевна,
кандидат биологических наук, 
учитель биологии ГБОУ школа № 509
Красносельского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Урок биологии в 8 классе по теме «Обмен веществ и энергии– главное свойство живых организмов» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ. Данный урок должен проводиться в классе, оборудованном смарт-доской. Оборудование: АРМ учителя ,проекционный аппарат, зкран (смарт доска) Программное обеспечение: Операционная система – Windows XP, Smart – технологии

Тема: «Обмен веществ – главное свойство живых организмов»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях обмена веств в организме человека.
Задачи:
Образовательные: определить биологическую сущность обмена веществ, его значение в жизни человека; познакомить с видами обмена веществ, особенностями обмена органических и неорганических веществ, функциями этих веществ в организме человека.
Развивающие: продолжить развивать учебно-интеллектуальные умения (выделять главное, сравнивать, делать выводы), развивать правильную биологическую речь.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные компетенции учащихся через совместную работу по изучению обмена веществ.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты. Ученик научится Определять понятия: «пластический обмен». «ассимиляция», «анаболизм», энергетический обмен», «диссимиляция», «катаболизм», «макроэлементы», «микроэлементы», «ультрамикроэлементы». Ученик получит возможность научиться Сравнивать различные виды обмена веществ, их значение в жизни человека.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД -сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, формулировать вопрос урока; -сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; -сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки образовательных достижений.
Познавательные УУД -сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с иллюстрациями, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД -сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре Личностные: формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение организма человека; овладевают интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
 УМК
  1. Учебник: Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- Москва.: Дрофа, 2015.
  2. Методическое пособие. Биология. Человек. И.А. Демичева, И.Н. Беляев.- Москва.: «Дрофа», 2018.
  3. Биологический тренажер. Г.А. Воронина, С.Н. Исакова.- Москва.: «Вентана Граф», 2015.

Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Приветствие учителя
Актуализация знаний Мы закончили изучение строения и функционирования пищеварительной системы.
Давайте разгадаем кроссворд на пройденную тему, тем самым закрепим изученное:
  1. Фермент слюны, расщепляющий углеводы.
  2. Фермент, содержащийся в желудочном соке, расщепляющий белки.
  3. Фермент поджелудочной железы, расщепляющий белки.
  4. Вещество, до которого расщепляются углеводы.
  5. Органические вещества, расщепляющиеся до аминокислот.
  6. Вещества, которые в ротовой полости и тонком кишечнике расщепляются до простых сахаров.
  7. Секрет печени, благодаря которому происходит эмульгирование жиров.
  8. Жиры расщепляются на жирные кислоты и …..
  9. Фермент, расщепляющий жиры.
Часть внутренней среды организма, в которую всасываются жирные кислоты и глицерин
Решают кроссворд (приложение 1.)
Правильно ответивший ученик выходит к Smart-доске и записывает ответ в ячейки кроссворда.
 

 
Формулирование темы урока Какое ключевое слово получилось?
Что является синонимом к этому слову?
Какая тема нашего урока?

 
-Метаболизм.
-Обмен веществ.
Формулируют тему урока «Обмен веществ и энергии»
Целеполагание Какая цель нашего урока?
 
Какие задачи мы поставим?
Формулируют цель и задачи урока: Цель: познакомиться с обменом веществ и его видами.
Задачи: 1. Что понимается под ОВ. 2. Виды ОВ. 3. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ.
4. Функции органических и неорганических веществ в организме человека.
Открытие новых знаний Главным свойством живых организмов является обмен веществ. Так что понимают под этим понятием?
Мы уже упоминали о видах обмена веществ в начале изучения темы «Пищеварение». Перед вами характеристики видов ОВ, распределите их соответственно.
Пластический                             Энергетический
-Синтез веществ                        -распад веществ
- Энергия затрачивается       -Энергия запасается
 
Дополним наши знания: П – ассимиляция, анаболизм; Э – диссимиляция, катаболизм.
Результат ЭО – конечные продукты ОВ – вода, углекислый газ, аммиак, соединения различных веществ. Осуществляется кровью, потовыми железами, легкими, органами мочевыделения.
 
В пищеварительном тракте протекает подготовительный этап ОВ.
Обмен белков.
Расставьте в правильном порядке этапы обмена белков: 1. Расщепление в желудке пепсином; 2. Расщепление в ДПК трипсином до аминокислот. 3. Поступление аминокислот с кровью в печень. 4. Построение собственных белков в клетках.
Функции белков: энергетическая, структурная, опорная, ферментативная, защитная, транспортная,
 
Обмен жиров. Используя текст учебника выделите этапы обмена жиров.  
Функции жиров: энергетическая, структурная, запасающая, теплоизоляционная, регуляторная.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обмен углеводов. Используя текст учебника найдите ошибки в тексе «Обмен углеводов». Кратко запишите этапы углеводного обмена. 1. Сложные углеводы начинают распадаться в желудке (ротовой полости) до глюкозы под действием фермента слюны липазы (амилазы). 2. В тонком кишечнике сложные углеводы окончательно расщепляются ферментом амилазой. 3. В толстом (тонком) кишечнике глюкоза всасывается через ворсинки в кровь. 4. Поступление глюкозы в печень. 5. Образование гликогена в печени и распределение гликогена (глюкозы) по клеткам тела.
Функции углеводов: энергетическая, структурная, защитная.
 
 
Составьте кластер по обмену воды в организме.
Функции воды: транспортная, растворитель, поддержание гомеостаза.
 
Запишите в тетрадь схему «Обмен солей» Обмен минеральных солей: макро, микроэлементы, ультрамикроэлементы.
Функции минеральных солей: поддержание pH среды в клетках и внутренней среды организма.
Находят в учебнике (запись в тетрадь).
 
 
 
 
 
 
Один ученик выходит к Smart- доске и составляет из блоков схему «Виды обмена веществ»
Остальные учащиеся заносят схему в тетрадь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с презентацией и учебником. Запись в тетрадь.
 
 
Ответ: 2, 1, 3, 4
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с учебником. Запись в тетрадь.
  1. Эмульгирование жиров в ДПК желчью. 2. Расщепление жиров в тонком кишечнике до жирных кислот и глицерина. 3. Синтез собственных жиров в эпителии кишечника. 4. Транспорт жирных кислот и глицерина в жировые депо лимфатической системой.
 
Работа с учебником.
  1. Расщепление углеводов амилазой до глюкозы в ротовой полости.
  2. Расщепление амилазой в тонком кищечнике до глюкозы.
  3. Всасывание глюкозы в кровь в тонком кишечнике.
  4. Поступление глюкозы в печень.
  5. Образование гликогена в печени и распределение глюкозы по клеткам тела.
Один ученик выходит к Smart- доске и составляет кластер «Обмен воды в организме человека»
 
 
Запись в тетрадь. Индивидуальный опрос по составленной схеме.
Первичное закрепление материала
  1. Какие функции являются общими для белков, жиров и углеводов?
  2. Какую функцию выполняет вода в случае поступлении веществ в клетку и удалению из нее продуктов обмена?
Почему белки являются главными органическими веществами в нашем организме?
Энергетическая, структурная.
 
 


Функция растворителя
 
 
 

Из них могут синтезироваться углеводы и жиры, а обратный процесс невозможен.
Рефлексия - Сегодня на уроке мне….. рефлексируют
Домашнее задание Составить тест по параграфу 36 на 5 вопросов. Написать на отдельном листе. Записывают домашнее задание

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»