Применение технологии формирующего оценивания на уроках биологии
Долина Вера Васильевна
Не в количестве знаний заключается образование,
но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистерверг
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. при этом следует отметить, что термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения.но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистерверг
В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи. В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности .Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения. Самооценка – это отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности.
Роль учителя здесь сводится к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания; создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.
Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС:
.·изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;
·развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;
·комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;
·оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества
;·введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.
Одной из задач, стоящих перед педагогом школы в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных и предложенных новых моделей образовательной системы. Очень важным аспектом является система оценивания. Система оценки образовательных достижений очень важна, так как она поддерживает и стимулирует учащихся, обеспечивает точную обратную связь, она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Нельзя не согласиться с П.Груздевым, который писал: «Оценка - очень важное средство воспитания у детей способности к самооценке, без преувеличения своих заслуг и достоинств, без зависти и недоброжелательности к более сильным товарищам, способности к нравственно достойному признанию своих недостатков без каких-либо душевных надломов».
Сегодня в качестве инновационных средств необходимо активнее использовать тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио, которые позволяют установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Современные подходы к системе контроля и оценивания учебной работы школьника не могут ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Они ставят более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
При оценивании предметных результатов необходимо учитывать, что предметом оценки, в соответствии с требованиями ФГОС, являются не только знания, но и специфические для данного предмета учебные и практические умения, базирующиеся обычно на определенных видах универсальных учебных действий. Стандарты прямо указывают, что важнейшим предметом оценивания в данном случае выступает «способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач»
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.
Цель обучения биологии это:
-формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно- научных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Основными видами оценки и контроля на уроке биологии являются:
Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, в которых учитель начинает преподавание. Он используется также в отношении вновь прибывших в класс учащихся, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.
Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных.
Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела.
Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание начального, основного или полного среднего звеньев образования). Его формы — зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, экзамены.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений;
- Находить информацию в разных источниках и уметь ее анализировать, необходимую для изучения биологических объектов и явлений.
- Приводить примеры многообразие живого мира; метаболизма; прокариотических клеток; эукариотических клеток; размножения организмов; закономерности наследования признаков; использования и охраны окружающей среды, адаптации живых организмов к условиям местообитания; влияние абиотических и биотических факторов на живые организмы.
- Составлять краткую биологическую характеристику разных типов биологических объектов, явлений и процессов, на основе разнообразных источников биологической информации и форм ее представления.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .
Пять принципов формирующего оценивания;
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
- портфолио;
- кейсы;
- контекстные задачи;
- междисциплинарные экзамены;
- компетентностно -ориентированные тесты;
- ситуационные задания.
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Тем не менее условным выражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия.
Достижение - это понятие более широкое, чем результат, поскольку в нем заключена качественная оценка результата, то есть степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям.
Таким образом: результат - это объективная характеристика продукта; достижение - это субъективное переживание результата как значимого положительного события; успех - это субъективное переживание достижения как значимого положительного события.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, принцип «личной выгоды», набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы к оценке их деятельности. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества.
Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих учеников средства принудительного обучения должна превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в школьном сообществе.
Использование интерактивных форм и методов обучения требует реализации и инновационных подходов к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, индивидуального, личностно ориентированного, технологического, диагностического.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся.
При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:
а) уровня учащегося относительно определенного эталона,
б) уровня учащегося относительно класса в целом,
в) уровня учащегося относительно его же самого в предшествующий период, причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.
В первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, то есть, другими словами, - возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.
Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т. е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.
В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. В противном случае, на первый план вместо информативно-диагностической выходит карательно-поощрительная функция оценивания, в отношении правомерности существования которой в рамках среднего звена школы существуют большие сомнения.
В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.
В-пятых, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы . Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит и обеспечение его целостности.
· В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства для учащегося, необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.
И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся , избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того. Перечисленные положения должны, на мой взгляд, формировать скелет системы оценивания, задавать общие рамки ее функционирования и, одновременно, служить критериями успешности и полноценности каждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которой и является система оценивания. Плюс к перечисленному следовало бы упомянуть, конечно, еще и соответствие ее утвержденным государством требованиям, но, поскольку безусловно обязательным и жестко нормированным является только порядок итоговой аттестации, это обстоятельство можно вывести "за скобки".
Последовательное применение указанных требований трансформирует функциональное значение системы оценивания, перенося и многократно усиливая упор на информационно-диагностической функции, серьезно изменяя содержание нормативной и стремясь если не вообще отделаться от карательно-поощрительной функции, то, во всяком случае, полностью изменить механизм ее действия.
Формирующее оценивание позволяет объективно оценивать учеников с разными учебными возможностями, а также разной направленности обучения. Данный метод является одной из составляющих ФГОС и может успешно применяться учебной деятельности учащихся..
Список литературы:
1.ФишманИ.С., Голуб Г.Б.Формирующая оценка образовательных результатов учащихся.–СПб.: Учебная литература, 2012.
2. Афонина, Л.А Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Афонина Л.И. Саратов, 2000.
3. Баженова, И.И. Развитие контрольно-оценочных умений учащихся в процессе обучения физике Текст.: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02 / И.И. Баженова. Екатеринбург, 2000.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка Текст. / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
5. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников Текст. / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951
6.Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. –Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.
7.Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы форирующего оценивания. Методический конструктор. –М.: Русское слово, 2016
8.Пинская М.А.Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А.Пинская.–М.: Логос, 2011