Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мероприятие, посвященное празднованию 170-летия
со дня рождения Ивана Петровича Павлова

 Присухина Елена Александровна
        Введение
    В данной работе представлена биография великого русского ученого Ивана Петровича Павлова, а так же мероприятие, посвященное 170-летию со дня его рождения.
    Мероприятия, посвященные знакомству с личностными особенностями великих ученых, крайне актуальны, так как раскрывают воспитательный  потенциал содержания биологических наук, изучаемых в школе. Это содержание имеет научно-познавательную ценность для развития интеллектуальных качеств личности учащихся,  и позволяет учителю формировать у школьников эмоционально-ценностную сферу их учебной деятельности, взгляд на мир и осознавать свое место в нем. Предметный «центризм» негативно влияет на развитие индивидуальности каждого ученика, поскольку «скрывает» огромный спектр ценностно-смысловых и нравственно-этических аспектов наук. Воспитательный потенциал процесса обучения определяется не только суммой накопленных учеником знаний, умений и навыков, но и сформированностью отношений к приобретаемым школьником знаниям, умениям и навыкам их применения в жизни. Биографическая  информация обладает огромными воспитательными возможностями. Она занимает значительное место в каждой биологической дисциплине. Биографии ученых — достоверная историческая информация о научной деятельности ученых, их нравственных качествах, поступках, устремлениях и «драмах судеб» людей, реально живших и живущих и достигших определенных высот и результатов в научной деятельности.  Включения биографической информации в школьные курсы,  сводятся чаще всего  к эпизодическому применению на уроках кратких биографических сведений об ученых. В итоге воспитательные резервы этого вида знания используются в практике работы школы недостаточно. Для реализации воспитательного потенциала биографической информации можно проводить внеклассные мероприятия, целью и результатом которых было бы формирование разносторонних качеств личности ученика, особенно его ценностно-смысловой и нравственной сферы. Основным результатом воспитания школьника на биографическом материале является побуждение его к самовоспитанию. «Зеркалом» для самопознания ученика должен служить образ выдающегося деятеля науки. Из приобретенных учениками знаний многое скоро забывается, некоторые знания неизбежно потеряют свое значение для них. Постоянную же ценность имеют те психологические новообразования, которые сформировались в ходе усвоения этих знаний. В качестве конкретной воспитательной задачи формирования ученика выступает развитие умений школьника идентифицировать себя с конкретными людьми — выдающимися учеными. 
Задачи:
  • познакомить учащихся с краткой биографической справкой о жизни И.П.Павлова
  • способствовать созданию  развивающей образовательной среды, самораскрытию и самореализации каждого учащегося
  • развивать коммуникативные навыки учащихся
  • побуждение детей к самостоятельной познавательной, художественной, организационной, коммуникативной деятельности
     Организация. Мероприятие можно проводить как в кабинете, так и в актовом зале. Можно объединять учащихся нескольких классов. Перед началом мероприятия устраивается выставка работ учащихся. Для подготовки к нему учащимся предлагается составить кроссворды, доклады или рефераты, подготовить газеты на темы «Жизнедеятельность Павлова», «Научная работа И.П. Павлова». Так же дается домашнее задание по подготовке сценки и анализа статьи. 
Ход мероприятия.
1 Вводное слово учителя.
В этом году отмечается 160 лет со дня рождения великого русского ученого – Ивана Петровича Павлова. Иван Петрович родился 26 сентября 1849 года в семье рязанского священника. Отец мечтал о том, что бы сын, как и он, стал священником, но юношу увлекли естественные науки, и, оставив семинарию, он поступил в Петербургский университет. Увлекшись физиологией, Павлов посвятил этой науке всю жизнь. Павлов изучал физиологию пищеварения, высшей нервной деятельности животных и человека. Он выявил механизмы возникновения условных рефлексов, доказал, что сознание человека и его способность к мышлению тесно связаны с развитием мозга и второй сигнальной системы (общение с помощью реи). Его имя носят институт физиологии Академии Наук России и 1-й Петербургский Медицинский Институт. За свою научную деятельность Павлов был награжден физиологами всех стран почетным титулом «Старейшина физиологов мира». Ни до него, ни после,  ни один биолог не удостаивался такой чести. Сегодня мы с вами вспомним некоторые факты его биографии, поговорим об особенностях личности ученого, обсудим интересные факты его жизни.
2. Демонстрация лучшей презентации, созданной учащимися.
3. Конкурсная программа.
Учащиеся заранее распределены на три- четыре  группы, в зависимости от того, сколько классов принимают участие в мероприятии. .
1. Сценка, посвященная работам И.П. Павлова. Тема: «Лабораторный эксперимент Павлова». Продолжительность 5 минут.
 
2. Домашние заготовки. Обсуждение статьи Павлова.
• Составьте рецензию на любую понравившуюся вам научно-популярную статью, используя следующий алгоритм действий.
  1. О чем статья?
  2. Что заинтересовало вас в статье?
  3. Что является главным в статье?
  4. Что нового для вас в прочитанной статье?
  5. Все ли понятно и доступно раскрыто в статье? Что является трудным для восприятия?
  6. Что бы хотелось узнать дополнительного по освещаемому вопросу?
  7. Какой вывод можно сделать из прочитанного вами материала?
  8. Где Вы можете применить содержание прочитанной статьи?
По итогам работы – выступление учащихся: 2 человека от группы. 
3. Решение кроссворда. Каждой группе выдается одинаковое задание. Время на выполнение – 3 минуты. Готовое задание сдается в жюри для анализа.

 
            1                    
      2                          
3                                
  4                              
          5                      
          6                      
 
Вопросы.
  1. Физиологический процесс, изучением которого занимался Иван Петрович Павлов.
  2. Город, в котором родился Павлов.
  3. Премия, которую получил великий физиолог.
  4. Павловым и его учениками был разработан и введен для исследования пищеварения метод хронических …
  5. угасание условного торможения.
  6. условный раздражитель, применяемы при выработке рефлексов у собак.
 
 

 
            п и щ е в а р е н и е
      р я з а н ь                
н о б е л е в с к а я            
  ф и с т у л                    
          т о р м о ж е н и е    
          с в е т                
 
4. Конкурс капитанов команд: «Верю – не верю».
Согласие – красный флажок, несогласие – зеленый флажок.
 
Задание.
1. Верите ли вы, что Павлов обращал особое внимание на то, что бы животное после операции выжило и выздоровело.  (Да). Павлов, в отличие от своих предшественников, изыскивал такие методы и способы операции, что бы после выздоровления животного сохранить нормальные условия целостности органов и организма в целом.
2. Верите ли вы, что в классических опытах на здоровых собаках Павлов изучал основные закономерности деятельности почек.  ( Нет). Целью классических опытов было изучение закономерностей деятельности различных отделов пищеварительного тракта.
3. Верите ли вы, что типы темперамента человека выявлены при наблюдении за поведением собак.   (Да). Павлов изучал поведение собак и выявил, что они по типу поведения различаются на 4 типа. Позже эта классификация легла в основу знаний о типах темперамента у людей.
4. Верите ли вы, что  в 1875 году  Павлову была присуждена Нобелевская премия.  (Нет). Нобелевская премия была вручена Павлову в 1904 году. В 1875 г. Павлов блестяще закончил университет, получив ученую степень кандидата естественных наук.
5. Верите ли вы, что Павлов считал, что психическая деятельность человека вообще не познаваема.  (Нет). Павлов доказал, что психическая деятельность человека основана на работе нервной системы.
6. Верите ли вы, что Иван Петрович родился в семье, где было 10 детей.  (Да). Варвара Ивановна родила 10 детей. К сожалению некоторые из них рано умерли. Иван Петрович был первенцем.  Особенно близок Иван Петрович был с младшим братом Дмитрием, именно он помогал их семье,  в то время когда у Ивана Петровича было очень сложно с работой.
7. Верите ли вы, что когда Павлов познакомился со своей будущей женой, он забросил свою исследовательскую деятельность. (Да). По свидетельству брата, Дмитрия Петровича, молодой ученый некоторое время больше был занят сочинением писем к любимой девушке, чем лабораторными делами.
 
Жюри отмечает у себя на бланке правильность ответов (один член жюри следит за ответами одного капитана команды)
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7
Ответ капитана              
.
 
5. Работа в группах. Обсуждение представленной жизненной ситуации.
 
Условный рефлекс.
 
      Скульптор Сергей Коненков рассказывает в своих воспоминаниях об одном забавном случае, произошедшим, когда он в конце 20-х годов лепил бюст академика Павлова. Академик приезжал к нему в студию на автомобиле, но как-то попросил привезти его в конном экипаже, сказав, что автотранспорт ему надоел, но достать конный экипаж оказалось непросто. В конце концов, академику Павлову был подан, как обычно автомобиль, но с опозданием на два часа.
      Возмущенный потерей времени ученый пригрозил, что перестанет позировать. Оказалось, виной всему был нелепый случай. Поиски конного экипажа привели в зоопарк, где согласились дать напрокат лошадку, вот уже 10 лет катавшую детей по кругу. Но когда животное запрягли в экипаж городского типа, оказалось оно не способно покинуть территорию зоопарка и привычно сворачивает на круговой маршрут. Промучившись, целый час с лошадью, академику решили все-таки подать автомобиль.
      Коньков пишет, что он с тревогой ожидал, какой взрыв ярости вызовет у Ивана Петровича это нелепое происшествие. Но неожиданно ученый пришел в хорошее настроение духа и воскликнул:
      - Отлично! Это только подтверждает мою теорию условных рефлексов!
Созданный Коненковым бюст И.П. Павлова считается одним из лучших произведений ваятеля. 
Вопросы для обсуждения.
  1. Какими чертами характера обладал И. П. Павлов?
  2. Зачем человеку необходимо быть пунктуальным?
  3. Приходилось ли вам ждать опаздывающего товарища? Что вы при этом чувствовали?
  4. Что привело к улучшению настроения Павлова? Как вы считаете, при других обстоятельствах возмущение ученого было бы более долгим? После того как вас кто-то обидел, вы быстро отходите?  
Оценивает деятельность команд жюри из учителей по пятибалльной системе. Затем подводятся итоги конкурса, происходит награждение команд. 
7, Заключительное слово учителя. 
Спасибо всем вам  за участие в сегодняшнем мероприятии. Учителям приятно, что вы активно участвуете в жизни школы. Сегодня мы успели немного познакомиться с биографией великого русского ученого, окунуться в мир его открытий. Смогли понять насколько интеллигентным, честным, правильным был этот человек. Еще раз оценили его заслуги перед человечеством. В конкурсе все показали себя с лучшей стороны, поэтому, не смотря на то, что команды заняли различные места (можно перечислить),жюри решило наградить всех вас одинаково. Пусть это мероприятие воспринимается не как соревнование, а как праздник. Ведь сегодня мы отмечали 160-летие со дня рождения Ивана Петровича Павлова. Всем еще раз спасибо.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»