Система дистанционного образования в России
Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии –
командной интеллектуальной игры для обучающихся 7 классов
Методическая разработка внеурочного мероприятия по биологии –
командной интеллектуальной игры для обучающихся 7 классов
Мир амфибий и рептилий
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ № 353 Санкт-Петербурга
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ № 353 Санкт-Петербурга
План-конспект занятия
Тема занятия: интеллектуальная игра "Мир амфибий и рептилий".
Тип занятия: занятие общеметодологической направленности (по дидактической цели – занятие совершенствования знаний, по способу организации – обобщающее занятие).
Вид занятия: занятие-интеллектуальная игра, занятие на основе групповой технологии.
Форма занятия: занятие-игра с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.
Цели занятия:
- Для учителя: обобщить, расширить и систематизировать знания обучающихся по теме "Амфибии и Рептилии".
- Для обучающихся: проверить усвоение материала по теме "Амфибии и Рептилии".
Задачи занятия:
- Для учителя:
1). Развить коммуникативные качества личности, интеллектуальную грамотность, сообразительность, быстроту реакции в принятии решений;
2). Развить креативные способности школьников;
3). Привить интерес к приобретению знаний в области биологии, экологии;
4). Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
5). Формировать у обучающихся ценностного отношения к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны;
6). Воспитывать коммуникабельность, адаптивность, самооценку, совершенствование творческих способностей, умение мыслить логически;
7). Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, взаимную требовательность и уважение по отношению друг к другу.
- Для обучающихся:
1). Пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных обучающихся, побудить их к чтению и изучению естественнонаучной литературы;
2). Приобщить обучающихся к экологической культуре;
Тип занятия: занятие общеметодологической направленности (по дидактической цели – занятие совершенствования знаний, по способу организации – обобщающее занятие).
Вид занятия: занятие-интеллектуальная игра, занятие на основе групповой технологии.
Форма занятия: занятие-игра с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.
Цели занятия:
- Для учителя: обобщить, расширить и систематизировать знания обучающихся по теме "Амфибии и Рептилии".
- Для обучающихся: проверить усвоение материала по теме "Амфибии и Рептилии".
Задачи занятия:
- Для учителя:
1). Развить коммуникативные качества личности, интеллектуальную грамотность, сообразительность, быстроту реакции в принятии решений;
2). Развить креативные способности школьников;
3). Привить интерес к приобретению знаний в области биологии, экологии;
4). Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
5). Формировать у обучающихся ценностного отношения к природе и активную жизненную позицию в деле её охраны;
6). Воспитывать коммуникабельность, адаптивность, самооценку, совершенствование творческих способностей, умение мыслить логически;
7). Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, взаимную требовательность и уважение по отношению друг к другу.
- Для обучающихся:
1). Пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их кругозор, выявить смекалистых, пытливых, наблюдательных обучающихся, побудить их к чтению и изучению естественнонаучной литературы;
2). Приобщить обучающихся к экологической культуре;
-1-
3). Повысить интерес обучающихся к естественным наукам и показать их значение в жизни человека;4). Выявить межпредметные связи, научить обучающихся применять знания и работать в команде;
5). Повысить у обучающихся престиж интеллектуального труда.
Планируемые результаты:
I.Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
- формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы;
- формирование экологической культуры и сознания о влиянии деятельности человека на природу;
- формирование необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности, о важности сохранения природных объектов;
- формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.
II.Метапредметные результаты:
1). Регулятивные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на занятии), выдвигать свои версии, анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме, в форме рисунков, схем);
- продолжить формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- продолжить формирование умений излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая данными;
- продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
2). Познавательные УУД:
- продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;
- продолжить формирование умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании учителя, при работе с учебником, системой Интернет;
- продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (объяснения учителя, справочный и иллюстративный материал для сравнения и для общего вывода, теоретические знания – для выполнения тестовых заданий).
3). Коммуникативные УУД:
- продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в группах;
- продолжить формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем при индивидуальной работе и работе в группах.
III.Предметные результаты:
- формирование отличительных признаков представителей классов Земноводных (Амфибий) и Пресмыкающихся (Рептилий);
-2-
- называть и приводить примеры представителей отрядов классов Амфибий и Рептилий;- описывать внешний вид представителей отрядов классов Амфибий и Рептилий;
- обосновывать роль амфибий и рептилий в природе;
- формировать отношение к амфибиям и рептилиям как к части живой природы;
- выделять ядовитых представителей отрядов классов Амфибий и Рептилий.
Обучающиеся должны знать:
1). Современные представления о возникновении хордовых животных (классов Земноводные и Пресмыкающиеся);
2). Основные направления эволюции хордовых животных (классов Земноводные и Пресмыкающиеся);
3). Общую характеристику класса Земноводные (Амфибии);
4). Общую характеристику класса Пресмыкающиеся (Рептилии);
5). Виды земноводных и пресмыкающихся различных отрядов.
Обучающиеся должны уметь:
1). Определять систематическую принадлежность животных – представителей отрядов классов Земноводные и Пресмыкающиеся – к той или иной таксономической группе;
2). Распознавать на рисунках, фотографиях, натуральных объектах представителей отрядов классов Земноводных и Пресмыкающихся и описывать их;
3). Объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания амфибий и рептилий;
4). Понимать и уметь характеризовать экологическую роль амфибий и рептилий в природе;
5). Характеризовать значение амфибий и рептилий в жизни человека;
6). Наблюдать за поведением представителей отрядов Амфибий и Рептилий в природе;
7). Выделять представителей отрядов классов Амфибий и Рептилий, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
8). Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при укусах опасными или ядовитыми животными – некоторыми представителями отрядов классов Амфибий и Рептилий;
9). Объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.
Средства обучения: учебник авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология: Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).
Оборудование: тетради, ручки, наглядный раздаточный материал, листы формата А4 для письменных ответов обучающихся.
Форма работы с обучающимися: фронтальная, групповая.
Методы обучения: словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирование темы, целей и задач занятия, выполнение некоторых заданий учебных туров), наглядный (эвристическая беседа с использований иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого обучающегося), самоконтроль (выполнение заданий туров).
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
-3-
Образовательные технологии: диалог, беседа, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, диалог, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, работа с иллюстративным материалом, групповая дискуссия, перепутанные логические цепочки, тестовый опрос, кроссворд, ассоциация, опрос-итог.
Каналы общения: "ученик-литературный источник", "родитель-литературный источник", "ученик-ученик", "ученик-родитель", "ученик-учитель", "родитель-учитель".
Ход занятия
I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом ("отсутствующие"). [Методический приём "диалог"] {0,5 мин}
II.Мотивация учебной деятельности: формулирование темы занятия, постановка целей и задач (вызов). [Приёмы: "мозговой штурм", "беседа", "диалог"] {4 мин}
Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.
Учитель просит обучающихся назвать классы животных, о которых он зачитает им их краткие характеристики. [Приёмы: "мозговой штурм", "беседа"]
1). Данные обитатели – самый малочисленный класс холоднокровных позвоночных животных, включающий 3 отряда: хвостатые, безногие и бесхвостые. Они ведут наземный или полуводный образ жизни и распространены практически повсеместно. Для них характерны различные способы передвижения: известны виды, совершающие довольно длинные прыжки, передвигающиеся шагом или ползающие (лишённые конечностей). Для представителей данного класса характерна гладкая и влажная, лишённая чешуй, кожа. Увлажнение кожи происходит благодаря секреции кожных желез. Глаза и ноздри в большинстве случаев у животных находятся на возвышениях для более удобного дыхания в воде. Температура тела этих животных непостоянная и зависит от температуры окружающей среды. О каком классе животных идёт речь?
Ответ обучающихся: класс земноводные или амфибии.
2). Данные обитатели – типичные холоднокровные наземные позвоночные животные. К этому классу относятся пустынные, степные, лесные, почвенные и вторичноводные формы. Кожа у данных животных сухая, покрыта роговыми чешуями или щитками, лишена желез, а конечности типично наземного типа, пятипалые, на пальцах имеются когти. Глаза у этих животных подвижны. Кроме подвижных век имеется мигательная перепонка – третье веко. Температура тела данных животных непостоянная и зависит от температуры окружающей среды.
Ответ обучающихся: класс пресмыкающиеся или рептилии.
Затем учитель просит обучающихся дать названия (назвать слова-термины) и зачитывает им определения:
- Умственная способность, включающая возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта, называется …
Ответ обучающихся: интеллектом.
- Вид осмысленной непродуктивной деятельности, мотив которой лежит как в её результате, так и в самом процессе, называется …
Ответ обучающихся: игрой.
-4-
Затем учитель зачитывает стихотворение:"Животные – живые существа
И им забота наша так важна,
Чтобы могли летать, дышать, детей растить
И мирно на планете нашей жить".
Ведущий учитель задаёт вопросы обучающимся. [Приёмы: "беседа", "диалог"]
- А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего занятия?
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
Далее учитель спрашивает: "Исходя из темы, что мы будем изучать на уроке"?
- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.
III.Осмысление: выполнение интеллектуальной игры по учебным турам (по составленному сценарию). [Методические приёмы: "рассказ учителя", "беседа", "диалог", "мозговой штурм", "интеллектуальная разминка", "работа с иллюстративным материалом", "групповая дискуссия", "перепутанные логические цепочки", "тестовый опрос", "кроссворд", "ассоциация" при работе обучающихся в группах] {109,5 мин}
IV.Рефлексия. [Методический приём "опрос-итог"] {4 мин}
Пока члены жюри проверяют последний тур, считают общее число баллов, заработанное каждой командой игроков за игру, определяют призовые места и ставят оценки каждой из командных групп, ведущий учитель просит каждого обучающегося взять со стола рефлексивные карточки, заполнить и сдать ему их после урока.
Обучающиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки.
V.Домашнее задание. [Методический приём "беседа"] {1 мин}
Учитель задаёт домашнее задание написать сообщение по теме: "Народные поверья и легенды о земноводных и пресмыкающихся". Объём работы – 1 страница листа формата А4 .
Обучающиеся внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание.
VI.Подведение итогов {1 мин}
Кто-нибудь из членов жюри озвучивает призовые места командных групп, называет общее число баллов, набранное каждой из командных групп, и оценки каждому из игроков данной командной группы.
Ведущий учитель благодарит обучающихся за работу на занятии, членов жюри за помощь при проведении занятия и прощается с классом.
Обучающиеся сдают учителю рефлексивные листы-карточки.
-5-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название методической разработки: интеллектуальная игра по биологии "Мир амфибий и рептилий".
Аннотация к методической разработке
У каждого интересующегося или изучающего биологию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению биологии, исключает формальный подход к усвоению фундаментальных биологических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль, но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по биологии, что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету, к использованию полученных знаний в повседневной жизни, на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа, тесты соотнесения, тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответа предполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного, который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом, чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение (…) означает, что здесь должно быть либо текстовое его продолжение, сконструированное вами, либо соответствующее числовое или буквенное значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
В конце игры содержатся ответы и пояснения к тестам. В тех случаях, когда ответ очевиден и не требует каких-либо пояснений, приведён только его номер (буква), в других же случаях дано либо краткое, либо подробное пояснение к нему.
Желаю вам успеха в этой интеллектуальной игре!
Место проведения игры: классная комната в школе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ
Участники: в игре участвуют: команды обучающихся 7 классов (возраст игроков – 13 – 14 лет) в составе по 4 – 6 человек – основные игроки; количество команд от 2 до 5; 3 человека – члены жюри; один ведущий (учитель); группа болельщиков. Команды игроков формируются ведущим учителем заранее.
Уровень подготовки: обучающимся заранее, до дня проведения интеллектуальной игры, учителем задавалось домашнее задание по изучению материалов и сведений об амфибиях и рептилиях (смотрите в списке используемой литературы позиции [2], [4], [8], [9], [14], [19], [20], [21], [23], [25], [27], [30], [32], [34], [36]), и по повторению правил поведения на природе.
Правила игры
Интеллектуальная игра по биологии "Мир Амфибий и Рептилий" представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по биологии, составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с возможностью работать с биологическими объектами как с объектами культуры).
-6-
В игре участвуют: команды обучающихся 7 класса в составе по 4 – 6 человек (количество команд – от 2 до 5); 2 – 3 человека члены жюри (заранее приглашаются учителем-предметником свободные на данный момент времени учителя); один ведущий учитель-предметник.Учитель-предметник заранее расставляет в классе "круглые" столы от 2 до 5 (в зависимости от количества обучающихся в данном классе) и раскладывает на каждом из столов карточки с номерами команд и наглядный раздаточный материал (листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров, листы формата А4 с заданиями некоторых туров, а также рефлексивные листы-карточки на каждого из обучающихся в классе). На листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.
Отдельно для жюри учитель также ставит стол, сценарии игры с ответами и критериями оценивания и итоговой таблицей результативности, грамоты для командных групп.
При работе с заданиями каждого тура важно, чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы), так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются учителем на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так, что дают возможность учителю обширно обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся по темам "Земноводные или Амфибии", "Пресмыкающиеся или Рептилии" дисциплины "Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс".
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего, обсуждают между собой варианты ответов, пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени, отведённого на размышления, капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры, листки с ответами, итоговая таблица результатов игры, итоговый критерий оценивания игры.
В игре 8 туров. Длительность игры 2 часа. В конце занятия после работы над всеми турами кто-нибудь из членов жюри озвучивает общее количество баллов, набранное каждой командой игроков, место, которое заняла каждая из команд, и оценки за работу на занятии, которые получает каждый из обучающихся данной командной группы в зависимости от набранного ими общего количества баллов за игру.
Примечание: если вдруг по времени получается, что все туры пройти за занятие не получится, то ведущий учитель на своё усмотрение либо сокращает какое-то количество вопросов в каких-либо турах, либо сокращает игру на какой-нибудь тур (в зависимости от ситуации). И тогда жюри определяют места по общему количеству баллов за игру, а оценки выставляет (и озвучивает после выставления) по следующему критерию:
1). Если никакое количество вопросов в турах и сами туры не сокращаются, то наибольшее количество баллов за всю игру при ответах правильно на все вопросы, равно 337.
2). Если какой-либо тур (туры) или количество вопросов в туре (турах) были сокращены, то от числа 337 отнимается то количество баллов за тур (туры) или вопросы, которые не рассматривались на занятии, а затем следует максимально возможное количество баллов,
-7-
которые командные группы обучающихся могли получить за игру, умножать на следующие коэффициенты:- на оценку "5" – от 0,9 * макс. кол-во баллов до макс. кол-во баллов;
- на оценку "4" – от 0,75 * макс. кол-во баллов до 0,9 * макс. кол-во баллов;
- на оценку "3" – от 0,5 * макс. кол-во баллов до 0,75 * макс. кол-во баллов;
- на оценку "2" – менее 0,5 * макс. кол-во баллов.
3). При сокращении тура (туров) или вопросов для определения максимально возможного количества баллов за игру членам жюри следует смотреть критерии оценивания каждого тура (в них прописано количество баллов за каждый вопрос или задание) и итоговую таблицу результатов игры (в ней дано максимально возможное количество баллов за каждый тур) на листах формата А4 и на основании этого произвести вычисление.
В заключение игры проводится награждение команд игроков-победителей почётными грамотами.
Атрибуты занятия-игры: [Методический приём "беседа"] {0,25 мин}
Оформление кабинета:
1). На интерактивной доске:
а). Название мероприятия: интеллектуальная игра по биологии "Мир амфибий и рептилий";
б). Эпиграф к мероприятию:
"Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны".
(Марк Твен)
Девиз занятия-игры: [Методический приём "беседа"] {0,25 мин}
"На занятии нам, друзья,
Черепахами быть нельзя.
Как ящерицы будьте быстры
И пятёрки получите вы".
(Неизвестный автор)
2). В классе симметрично стоят от 2 до 5 столов (в зависимости от количества команд игроков) с табличками, на которых написаны названия команд, невдалеке – стол для членов жюри. У каждой команды на столе лежит звоночек. В течение определённого времени команды будут совещаться и звонком извещать о готовности к ответу;
3). Раздаточный материал: листы формата А4 с названиями туров для письменных ответов игроков;
4). Проекционная система для демонстрации слайдов: цитат, таблиц, рисунков;
5). Интерактивная доска;
6). Грамоты для игроков команд-победителей.
Ход занятия-игры [Методический приём "беседа"] {1,5 мин}
Ведущий учитель начинает игру со слов: "Добрый день, дорогие ребята, родители и уважаемые учителя! Мы рады приветствовать всех тех, кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей, жюри, команды игроков. Занятие-игра посвящено животному миру амфибий и рептилий и проводится для выявления лучших знатоков природы этих животных.
-8-
Цели нашей игры – создать условия для развития и саморазвития личности, усилить эмоциональный аспект изучения биологии, повысить эрудицию и в увлекательной форме провести саму игру. Сегодня мы проведём игру и проверим ваши знания, умения и навыки, ребята, по учебным турам. Выступление команд будет оценивать жюри. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплочённость. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами".Затем ведущий учитель демонстрирует на интерактивной доске слайд:
Ну, кто говорит, что лягушки – уроды!
Он должен наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животных - чтоб жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шёрстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
А сколько лягушек? Бесчисленно много:
Их можно считать и считать без конца.
Отдали науки лягушачьи ноги,
На пользу науке отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
Ты тихо скажи ей: "Лягушка! Прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказку, её отпусти!
(Лейла Гайнуллина)
Затем ведущий учитель переходит по плану мероприятия к самой игре, начиная её с I тура.
-9-
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
"Человек не станет господином природы,
пока он не стал господином самого себя"
(Георг Гегель)
I ТУР: "РАЗМИНКА"
I тур проводится ведущим учителем для команд игроков под диктовку.
[Методические приёмы: "интеллектуальная разминка", "мозговой штурм"] {14 мин}
Задание: заслушав вопрос, подумайте и обсудите его в команде, а затем напишите ответ на листах для письменных ответов.
1). Большую тёплую часть года он проводит в водоёмах со стоячей водой и питается в основном личинками комаров. О каком животном идёт речь?
2). Это земноводное обитает не только на территории Европейской части России, но и в пустынях Средней Азии, поселяясь вблизи постоянных или пересыхающих водоёмов, в том числе и солоноватых. Она лучше всех остальных земноводных приспособлена к обитанию в сухом климате. О каком животном идёт речь?
3). Один вид этого животного обитает в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, другой вид – в умеренном поясе – лесах и лесостепях. Эти животные имеют довольно длинные тела, по земле передвигаются извиваясь. Их часто принимают за ядовитых змей и безжалостно уничтожают, хотя они безвредны и даже полезны, так как питаются улитками, насекомыми, грызунами. О каких животных идёт речь?
4). Где зимуют прудовые лягушки?
5). Почему земноводные в холодное время года впадают в спячку?
6). Почему земноводные животные откладывают икру близко к берегам водоёмов?
7). Тела земноводных холодные и мокрые, а тела пресмыкающихся имеют сухую кожу. С чем это связано?
8). Данное животное в зелёной траве имеет зелёную окраску, а в высохшей и пожелтевшей траве – жёлтую. На стволе дерева оно имеет окраску коры и листьев. О каком животном идёт речь?
9). Живой организм не может обходиться без воды, но вот гремучая змея, обитающая в пустынях на юго-западе США, никогда не пьёт воду. Как она решает свою "питьевую проблему"?
10). Данных животных особо почитали и обожествляли в Древнем Египте, в их честь сооружались храмы. Живых животных содержали в мраморных бассейнах, а сверкающими драгоценными камнями украшали их головы, а золотыми браслетами – их ноги. Жрецы храмов подносили им пищу: жареных куропаток, окорока диких зверей. О каких животных идёт речь?
-10-
11). Как объяснить тот факт, что дыхание у черепах очень вялое? Им приходится не вдыхать воздух, а как бы заглатывать его, подобно тому, как это делают лягушки.12). Змеи видят и слышат плохо, но когда наступают сумерки, они выходят на охоту. Как можно объяснить этот факт?
13). Гадюки, уходя на зимовку в убежища, собираются в одном месте до нескольких десятков и образуют большой клубок. Как можно объяснить этот факт?
14). Каким образом можно определить возраст черепахи?
15). Где зимуют тритоны и саламандры?
16). Как предохранить место ночлега в лесу или в степи от возможного нападения змей?
17). Зачем ядовитой гремучей змее погремушка на хвосте?
18). В желудке у крокодилов имеются камни. Какую функцию в их жизнедеятельности они выполняют?
19). Какой из видов ящериц утратил свои конечности и внешне похож на змей?
20). Назовите причины вымирания динозавров.
21). Чем объясняется пристальный немигающий взгляд змей?
22). Крокодилы могут длительное время пребывать на берегу водоёмов под палящими лучами тропического солнца. Для каких целей крокодилы греются на солнце? Почему у них не происходит теплового удара?
23). Известно, что если ящерицу схватить за хвост, то она резкими движениями моментально отломит его и убежит, а оторванный конец хвоста ещё какое-то время будет двигаться изгибаясь. Для каких целей ящерица отбрасывает свой хвост? Какое значение имеет то, что оторванный хвост продолжает двигаться?
24). Почему крокодилы иногда "плачут"?
25). Про каких животных можно сказать о том, что они вылезают из кожи?
26). В каких местах на Земле установлены памятники лягушкам?
27). Эта ящерица быстро бега