Конспект урока и презентация с использованием ТРКМ
Слуховой анализатор
Буркова Светлана Александровна
Тип урока:Урок формирования новых знаний
Форма проведения урока:
Урок – эвристическая беседа
Цель урока: способствовать формированию и развитию образовательных компетенций учащихся, показать роль органа слуха в жизни человека
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- создать условия для формирования и развития основных образовательных компетенций ученика, показать роль анализаторов в связи организма с окружающей средой
- формирование ценностных ориентиров учеников, их способности видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
- формирование навыков деятельности по отношению к информации окружающего мира;
- формирование способов физического, интеллектуального саморазвития;
- формирование основ личной гигиены, заботы о собственном здоровье
- совершенствование знаний по теме «Анализаторы»
- формирование эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Стадия вызова
Как красив лес. Как только заходишь в него, сразу появляется ощущение сказки. - , таинственное место, полное разных загадок. Лес завораживает.
Что вы сейчас делаете? (Смотрим) Чего не хватает, чтобы увиденное на экране было более ярким и запоминающимся? (Звука)
Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения
и 10% - с помощью слуха, но его значение столь же велико, как и
органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.
Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Тема сегодняшнего урока «Слуховой анализатор») Запишите в тетрадь.
Что бы вы хотели узнать о зрительном анализаторе? (Строение, функции, гигиена).Это и будет нашей целью.
- Стадия осмысления
Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить кластер «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе.
Задание: заполните кластер (самостоятельно в тетради, с проверкой)
Где располагаются слуховые рецепторы? (В ухе)
Задание: составить кластер «Ухо – орган слуха» на доске и в тетради.
Ухо
Наружное Среднее Внутреннее
Ушная раковина Слуховые Улитка
косточки
Наружный Три
слуховой Слуховая полукружных
проход труба канала
Барабанная Преддверие
перепонка
Каждый из отделов органа слуха имеет особое строение и выполняет свои функции. Рассмотрим каждый из них.
Задания для работы в группах.
Задание 1.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции ушной раковины. Изготовьте из листов бумаги «уши»: один лист бумаги сверните трубочкой, другой – воронкой. С какой ушной раковиной вы будете слышать лучше? Почему пожилые люди с пониженным слухом, прислушиваясь к чему-либо, приставляют ладонь к уху?
Задание 2.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции наружного слухового прохода. Подумайте, откуда в наружном слуховом проходе берётся сера, какую функцию она выполняет?
Задание 3.
Как вы думаете, что в старину называли «копоушками»? Почему сейчас некоторых людей называют «копушами»? Как связаны эти два понятия? Имеет ли слово «копуша» какое-либо отношение к уху?
Задание 4.
Пользуясь учебником (с.80) изучите строение и функции барабанной перепонки. Рассмотрите модели барабанной перепонки. Подумайте, какая модель перепонки будет лучше проводить звук?
Задание 5.
Изучите информацию в учебнике о среднем ухе (с.80-81) и ответьте на вопросы:
- Где находится среднее ухо?
- Что из себя представляет среднее ухо?
- Что находится в полости среднего уха?
- Дайте название слуховым косточкам. Какова их масса?
- Какую функцию выполняют слуховые косточки?
Задание 6.
Изучите информацию в учебнике о среднем ухе (с.80-81) и ответьте на вопросы:
- Где берёт начало и куда открывается слуховая труба?
- Какую функцию выполняет слуховая труба?
- Самонаблюдение: зажмите нос, закройте рот, сделайте глотательное движение. Что вы ощущаете? Сделайте вывод о том, как влияет изменение давления в ротовой полости на давление в среднем ухе.
Задание 7.
Изучите информацию в учебнике о строении среднего уха (с.80-81) и ответьте на вопрос. Очень часто мы слышим, что различные инфекционные заболевания, например, ангина, могут привести к резкому снижению слуха. Подумайте, почему это происходит?
Задание 8.
Заполните пропуски в тексте.
Внутреннее ухо расположено в _____________________________________ Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - ____________________________ и орган равновесия - _______________________________________________ Улитка заполнена _________________________________________________ Улитка получила такое название, так как __________________________ Одна из стенок перепончатой части улитки называется________________ мембрана.
На ________________ мембране располагаются чувствительные __________ клетки. Это слуховые ______________________.
Над ними находится _______________________ мембрана.
К каждому рецептору подходят окончания ____________________ нерва.
Видеоролик «Работа слухового анализатора»
Задание: Заполнение кластера передачи звуковой волны.
Задание 9.
«Верите ли вы,,,» по теме «Гигиена слуха»
- Мыть ужи нужно ежедневно
- Заболевания ротовой и носовой полости не влияют на орган слуха
- При сильном ветре и минусовой температуре нужно одевать головной убор
- Громкие звуки не вредят ушам
- Проколоть мочку уха можно в домашних условиях, не обязательно для этого идти в косметический кабинет
- Рефлексия.
Задание: оцените правильность утверждений (работа в оценочных листах)
Подсчёт баллов и выставление оценки.
Заполните таблицу, оцените себя по предложенным критериям
Суждение | Знак + или - |
Я узнал(а) много нового | |
Мне это пригодится в жизни | |
На уроке было над чем подумать | |
На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы | |
На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). |
- Домашнее задание
- Изучить текст учебника на с. 80-82
- Выполнить лабораторную работу «Воздействие шума на остроту слуха»
Приложение.
Фамилия __________________________________
Вариант 1.
Задание 1. Выберите один правильный ответ
- Способность чётко видеть предметы, расположенные вблизи или вдали, достигается
- Изменением кривизны хрусталика
- Перемещением хрусталика относительно роговицы
- Изменением диаметра зрачка
- Сокращением зрительных мышц
- Зрительная зона полушарий большого мозга располагается в
- Теменной доле
- Лобной доле
- Височной доле
- Затылочной доле
- Как называется место выхода зрительного нерва
- Слепое пятно
- Жёлтое пятно
- Зрительный центр
- Глазница
- Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?
- Сосудистая
- Склера
- Радужная
- Сетчатка
- Что защищает глаза от пыли и яркого света?
- Белочная оболочка
- Веки и ресницы
- Сосудистая оболочка
- Роговица
Общее количество баллов за задание 1: ________________
Задание 2. Заполните схему передачи звуковой волны
Звуковая волна
|
|
Нервный импульс
|
|
|
Колебание жидкости внутреннего уха
|
|
|
Общее количество баллов за задание 2: ________________
Задание 3. Выберите правильные утверждения
- Полость внутреннего уха заполнена жидкостью.
- Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий.
- В состав внутреннего уха входят слуховые косточки и слуховая труба
- Наружный слуховой проход соединён с носоглоткой и выравнивает давление на барабанную перепонку
- Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки
Общее количество баллов за задание 3: ________________
Суммарное количество баллов: ________________
14-15 баллов – «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
Фамилия __________________________________
Вариант 2.
Задание 1. Выберите один правильный ответ
- Как называется отверстие, через которое внутрь глаза проникает свет?
- Склера
- Радужка
- Роговица
- Зрачок
- Передняя прозрачная часть фиброзной оболочки – это
- Радужка
- Стекловидное тело
- Глазница
- Роговица
- Какую форму имеет хрусталик?
- Двояковыпуклой линзы
- Двояковогнутой линзы
- Выпукловогнутой линзы
- Плоскую
- Зрительные рецепторы расположены в … глаза
- Радужной оболочке
- Белочной оболочке
- Сетчатке
- Роговице
- Как называется прозрачное, студенистое вещество, заполняющее внутреннюю часть глазного яблока?
- Склера
- Хрусталик
- Стекловидное тело
- Серое вещество
Задание 2. Заполните схему передачи звуковой волны
|
|
|
Звуковая волна
|
Колебание жидкости внутреннего уха
|
|
Нервный импульс
|
|
Общее количество баллов за задание 2: ________________
Задание 3. Выберите правильные утверждения
- Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
- Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
- Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
- Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
- Ухо состоит из двух отделов.
Общее количество баллов за задание 3: ________________
Суммарное количество баллов: ________________
14-15 баллов – «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»