Экологическое воспитание обучающихся на уроках биологии
и во внеурочной деятельности
Муратова Надежда Алексеевна
Аннотация: Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему. Окружающей детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик и наша задача помочь детям установить с ним гармоничное отношение, акцентировать их внимание на красоте и многообразии природы, необходимости бережного отношения к ее обитателям.Школьный предмет биологии занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране. Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у обучающихся ответственное и бережное отношение к природе.
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения».
А.А. Плешаков
1.Роль экологического воспитания в образовании.
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное здоровье людей. Одна из причин такого положения - забытые традиции народа, неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Экологическая ответственность на прямую с воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов. Воспитание экологически грамотных детей дает надежду на изменение экологической обстановки к лучшему. Окружающей детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик и наша задача помочь детям установить с ним гармоничное отношение, акцентировать их внимание на красоте и многообразии природы, необходимости бережного отношения к ее обитателям.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране своей местности.
Нравственно-экологические задачи моей педагогической деятельности:
- увеличение доли % уроков с элементами экологических проблем;
- проведение практических работ с ресурсами своей местности (почва, вода, растительность);
- мониторинг хозяйственного воздействия человека на окружающую природу;
- обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;
- вовлечение социума к решению экологических проблем;
- активизация внеурочной деятельности, направленной на экологические проблемы своего поселка;
- формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность;
- расширение информационной среды на уроках биологии.
предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе.
II. Моя работа по экологическому воспитанию на уроках биологии.
Нравственно-экологическое воспитание личности начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности. С целью реализации данных задач использую краеведческий материал, метод проектов, исследовательский подход, ИКТ, такие формы уроков и внеклассных мероприятий, как уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-викторины, уроки - КВН, интегрированные уроки, защита творческих проектов, экологические театрализованные представления, экологические праздники, утренники, народные игры, игры-аукционы.
Необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. В систему уроков введены лабораторные и практические работ с использованием краеведческого материала, многие из которых носят исследовательский характер. Проводятся «уроки под открытым небом» по изучению отдельных тем, в виде экскурсий в природу. В плане экологического воспитания на уроках широко используются межпредметные связи с географией, химией, ОБЖ, и др.
Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды на всем образовательном пространстве, так как именно биологические науки играют в этом первостепенную роль. Постоянно, на всех уроках подчеркивается неповторимость и красота природы родного края, рассказывается о достижениях отечественных исследователей, ученых, медиков и т.д. Данная работа направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Применение активных методов, приемов и технологий, типов уроков в основном образовательном звене обусловлено спецификой преподаваемого предмета и возрастом учащихся. Так в 6 классе на уроках биологии очень эффективны игровые формы уроков в сочетании с групповым методом. Учащимся так легче адаптироваться при переходе из начального звена в основное, что очень важно с позиций здоровьесбережения. В рамках экологического воспитания делается опора на краеведческий материал.
В 5 и 6 классах я расширяю информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрываю почвообразующую роль. Расширяю информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам, уменьшения их численности. Расширяю информацию, устанавливая связь особенностей строения органов с влиянием среды обитания, то есть, прорабатываем с учащимися вопросы приспособления растений к условиям среды, деление их на экологические группы, причины и значения возникающих видоизменений органов. При рассмотрении темы «Природные сообщества», рассматриваю региональные экологические проблемы, их влияние на биологическое разнообразие растений, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль школьников в этом процессе.
Принимаю участие в совершенствовании воспитательной системы через разработку и реализацию экологической программу «Юный эколог», развивая экологическое сознание детей, уважение и бережное отношение к своей Родине через систему традиционных дел. Обучающиеся активно участвуют в социально-значимых делах, социально-образовательных проектах: операции «Сохраним Первоцветы», «Покормите птиц зимой»; «Чистый город», «Вторая жизнь мусора»;
- выставки детского творчества, цветов, поделок из природного материала;
- экскурсии и лекции биологического содержания;
- практическая работа на территории школьного двора;
- конкурсы, тематические вечера.
Обучающиеся активно участвуют в социально-значимых делах, социально-образовательных проектах согласно программе «Юный эколог».
Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, , природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.
Традиционно учащиеся нашей школе принимают активное участие в экологические мероприятиях: неделя экологии, олимпиады очные и заочные, круглые столы и др.
Данные мероприятия направлены на развитие и становление личности через пробуждение в душах детей добрых чувств, воспитание ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры и экологического мировоззрения.
Планируется реализация проекта «Раскрась район цветами», посвященная 55-летию Красносельского района – закладка цветочной клумбы и уход за ней. Организованно проходит благоустройство школьной территории и пришкольного участка. В этом году наша школа празднует 55-летний юбилей.
Использованная литература:
Мамедов, Н.М. Основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование, 2001.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2004.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/Ю.В.Новиков. -М.: Просвещение,2000.
Элементы экологической педагогики/В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов и др.-М.: Академия,2000