Методические разработки дидактических материалов
(тестовые задания) по биологии для обучающихся 9 класса
Система дистанционного образования в России
Учебно-методическое пособие по биологии
(тестовые задания) по биологии для обучающихся 9 класса
Система дистанционного образования в России
Учебно-методическое пособие по биологии
Индивидуальный контроль знаний по разделу "Общая биология"
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии ГБОУ
СОШ №353 Санкт-Петербурга
учитель биологии и химии ГБОУ
СОШ №353 Санкт-Петербурга
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данного пособия – помочь учителю в проверке качества усвоения обучающимися материала по выборочным темам курса общей биологии: "Основам цитологии", "Размножению и индивидуальному развитию организмов", "Основам генетики и селекции", "Учению об эволюции органического мира", "Развитию органического мира", "Происхождению человека", "Расам человека".
Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по общей биологии для общеобразовательных школ (для проверки знаний обучающихся, изучающих биологию на базовом уровне). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Может быть использовано в комплекте с любыми учебниками.
Комплект дидактических материалов включает 7 проверочных тестовых работ, содержащих по 9 – 20 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса общей биологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 7 – 15 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению биологии: контролируются те ведущие понятия биологии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы и критерии оценивания ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Общая биология".
Пособие адресовано учителям биологии и обучающимся 9 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету.
Использование тестовых заданий поможет учителю интеллектуально активизировать учебный процесс.
Комплект дидактических материалов включает 7 проверочных тестовых работ, содержащих по 9 – 20 вопросов с выбором как одного, так и нескольких правильных вариантов ответов. Тестовые задания имеют различное дидактическое назначение и предназначены для проверки знаний обучающихся и умений их применять в конкретных ситуациях, а также могут быть использованы при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса общей биологии. Это кратковременные работы, охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается, что ответы на них обучающиеся дают в течение 7 – 15 минут.
В предложенных тестовых заданиях заложен системный подход к обучению биологии: контролируются те ведущие понятия биологии, содержание которых углубляется из класса в класс. Приведённые в конце пособия ответы и критерии оценивания ко всем тестовым заданиям позволят обучающимся использовать их при самоподготовке и повторении материала по всему разделу "Общая биология".
Пособие адресовано учителям биологии и обучающимся 9 классов, желающим повысить уровень своих знаний по изучаемому предмету.
Использование тестовых заданий поможет учителю интеллектуально активизировать учебный процесс.
-2-
Тема 1. Основы цитологии
Тема 1. Основы цитологии
- Какое утверждение является одним из положений клеточной теории:
а) одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты;
б) свободноживущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует;
в) ДНК – носитель и хранитель генетической информации;
г) каждая клетка возникает из клетки путём деления исходной?
б) свободноживущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует;
в) ДНК – носитель и хранитель генетической информации;
г) каждая клетка возникает из клетки путём деления исходной?
2. Живое отличается от неживого:
а) составом неорганических соединений;
б) наличием катализаторов;
в) взаимодействием молекул друг с другом;
г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы?
б) наличием катализаторов;
в) взаимодействием молекул друг с другом;
г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной организации системы?
3. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:
а) в состав клетки входит около 70 химических элементов;
б) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
в) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток?
б) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
в) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток?
4. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу, что свидетельствует о:
а) происхождении живого из неживой природы;
б) едином происхождении всего живого;
в) способности всех клеток к фотосинтезу;
г) сходных процессах обмена веществ?
б) едином происхождении всего живого;
в) способности всех клеток к фотосинтезу;
г) сходных процессах обмена веществ?
5. Транспорт веществ в клетку и обратно осуществляется:
а) пластидами; б) митохондриями;
в) клеточной мембраной; г) лизосомами?
в) клеточной мембраной; г) лизосомами?
6. К органическим веществам, входящим в состав клетки, относят:
а) белки, жиры, углеводы; б) нуклеиновые кислоты;
в) АТФ; г) анионы слабых кислот?
в) АТФ; г) анионы слабых кислот?
7. Вода – основа жизни:
а) она может находиться в трёх агрегатных состояниях (твёрдом, жидком и газообразном);
б) в клетках зародыша её больше 90%;
в) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена;
г) охлаждает поверхность при испарении?
б) в клетках зародыша её больше 90%;
в) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена;
г) охлаждает поверхность при испарении?
-3-
8. Биоэлементами называют химические элементы:
а) входящие в состав живой и неживой природы;
б) участвующие в жизнедеятельности клетки;
в) входящие в состав неорганических молекул;
г) являющиеся главным компонентом всех органических соединений
клетки?
а) входящие в состав живой и неживой природы;
б) участвующие в жизнедеятельности клетки;
в) входящие в состав неорганических молекул;
г) являющиеся главным компонентом всех органических соединений
клетки?
9. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
а) нуклеотиды; б) аминокислоты; в) пептиды; г) моносахариды?
10. Ферменты выполняют следующие функции:
а) являются основным источником энергии;
б) ускоряют биохимические реакции;
в) транспортируют кислород;
г) участвуют в химических реакциях, превращаясь в другие вещества?
б) ускоряют биохимические реакции;
в) транспортируют кислород;
г) участвуют в химических реакциях, превращаясь в другие вещества?
11. Понятие ″гомеостаз″ характеризует:
а) состояние динамического равновесия природной системы, поддерживаемое деятельностью регуляторных систем;
б) процесс разрушения клеток путём их растворения;
в) общее снижение жизнеспособности организма;
г) процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода?
б) процесс разрушения клеток путём их растворения;
в) общее снижение жизнеспособности организма;
г) процесс расщепления углеводов в отсутствии кислорода?
12. Иммунологическую защиту организма обеспечивают:
а) белки, выполняющие транспортную функцию; б) углеводы;
в) различные вещества в составе крови;
г) особые белки крови – антитела?
в) различные вещества в составе крови;
г) особые белки крови – антитела?
13. Генетический код един для всех живущих на Земле существ и представляет собой:
а) способность воспроизводить себе подобных;
б) доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клеток;
в) систему ″записи″ наследственной информации в молекулах ДНК;
г) процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических?
б) доклеточные образования, обладающие некоторыми свойствами клеток;
в) систему ″записи″ наследственной информации в молекулах ДНК;
г) процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических?
14. Метаболизм складывается из двух взаимосвязанных и противоположно направленных процессов:
а) жизни и смерти; б) синтеза и распада;
в) возбуждения и торможения;
г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа?
в) возбуждения и торможения;
г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа?
15. Хлоропласты – органоиды, характерные для клеток:
а) покровной ткани; б) животных;
в) растений и животных; г) только растений?
в) растений и животных; г) только растений?
-4-
Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов
- Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных;
в) развитие организмов в процессе эволюции;
г) изменение особи с момента рождения до её смерти?
в) развитие организмов в процессе эволюции;
г) изменение особи с момента рождения до её смерти?
2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
а) происходит слияние мужской и женской гамет;
б) образуется зигота; в) образуется диплоидная клетка;
г) развиваются гаметы?
б) образуется зигота; в) образуется диплоидная клетка;
г) развиваются гаметы?
3. Митоз – это способ деления эукариотических клеток, при котором:
а) дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как и в ядре материнской клетки;
б) образуется зигота; в) образуются половые клетки;
г) из диплоидной клетки образуются гаплоидные?
б) образуется зигота; в) образуются половые клетки;
г) из диплоидной клетки образуются гаплоидные?
4. Онтогенез – это процесс:
а) исторического развития организмов; б) деления клеток;
в) индивидуального развития организмов;
г) эмбрионального развития?
в) индивидуального развития организмов;
г) эмбрионального развития?
5. Мейоз:
а) характерен только для патологических клеток;
б) происходит при образовании половых клеток;
в) универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов;
г) обеспечивает постоянство наследственной информации?
б) происходит при образовании половых клеток;
в) универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов;
г) обеспечивает постоянство наследственной информации?
6. Каждый вид организмов характеризуется:
а) определённым числом хромосом;
б) определённой формой хромосом;
в) величиной хромосом; г) расположением хромосом?
б) определённой формой хромосом;
в) величиной хромосом; г) расположением хромосом?
7. Соматические клетки в интерфазе содержат:
а) диплоидный набор хромосом; б) гаплоидный набор хромосом;
в) 2n2c; г) 2n4c?
в) 2n2c; г) 2n4c?
8. Сестринские хроматиды начинают расходиться к полюсам клетки в стадии:
а) профазы; б) анафазы; в) метафазы; г) интерфазы?
9. Рост организма происходит в результате:
а) мейоза; б) митоза; в) образования гамет;
г) увеличения числа соматических клеток?
г) увеличения числа соматических клеток?
-5-
Тема 3. Основы генетики и селекции
- Ген – это:
а) мономер белковой молекулы;
б) материал для эволюционных процессов;
в) участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка;
г) способность родителей передавать свои признаки следующему поколению?
б) материал для эволюционных процессов;
в) участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка;
г) способность родителей передавать свои признаки следующему поколению?
2. Хромосомы:
а) видны в неделящейся клетке;
б) содержатся только в соматических клетках;
в) содержатся в соматических и половых клетках;
г) являются структурным элементом ядра, в котором заключён наследственный материал клетки?
б) содержатся только в соматических клетках;
в) содержатся в соматических и половых клетках;
г) являются структурным элементом ядра, в котором заключён наследственный материал клетки?
3. Кариотип – это совокупность:
а) признаков хромосомного набора соматической клетки;
б) признаков хромосомного набора гамет;
в) количественных признаков хромосомного набора (число и размеры);
г) количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора?
б) признаков хромосомного набора гамет;
в) количественных признаков хромосомного набора (число и размеры);
г) количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора?
4. Гомологичными называют:
а) любые хромосомы диплоидного набора;
б) хромосомы, одинаковые по форме и размеру;
в) хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены;
г) совокупность хромосом, находящихся в половых клетках?
б) хромосомы, одинаковые по форме и размеру;
в) хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены;
г) совокупность хромосом, находящихся в половых клетках?
5. Аллельными называют гены:
а) определяющие развитие комплекса признаков;
б) отвечающие за развитие одного признака;
в) расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака;
г) гены, подавляющие проявление рецессивного гена?
б) отвечающие за развитие одного признака;
в) расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака;
г) гены, подавляющие проявление рецессивного гена?
6. Гомозиготной особью можно назвать:
а) ААВВ; б) АА; в) ааВВ; г) АаВв?
7. Доминантный ген проявляется:
а) только в гомозиготном организме;
б) только в гетерозиготном организме;
в) как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организмах;
г) только в первом поколении?
б) только в гетерозиготном организме;
в) как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организмах;
г) только в первом поколении?
-6-
8. Аутосомы – это:
а) половые хромосомы;
б) хромосомы одинаковые у обоих полов;
в) гаметы с гаплоидным набором хромосом;
г) разновидность соматических клеток?
б) хромосомы одинаковые у обоих полов;
в) гаметы с гаплоидным набором хромосом;
г) разновидность соматических клеток?
9. Фенотип формируется под влиянием:
а) только условий внешней среды; б) только генотипа;
в) генотипа и условий внешней среды;
г) только деятельности человека?
в) генотипа и условий внешней среды;
г) только деятельности человека?
10. Наследственной изменчивостью называют:
а) способность живых организмов приобретать новые признаки;
б) форму изменчивости, меняющую генотип;
в) изменчивость, которая не имеет прямого влияния на эволюционные процессы;
г) норму реакции?
б) форму изменчивости, меняющую генотип;
в) изменчивость, которая не имеет прямого влияния на эволюционные процессы;
г) норму реакции?
11. Селекция – это процесс:
а) одомашнивания животных;
б) выведения новых и улучшения существующих сортов растений и пород животных;
в) изменения живых организмов, осуществляемые человеком для своих потребностей;
г) изучения многообразия и происхождения культурных растений?
б) выведения новых и улучшения существующих сортов растений и пород животных;
в) изменения живых организмов, осуществляемые человеком для своих потребностей;
г) изучения многообразия и происхождения культурных растений?
12. Чистая линия – это:
а) порода; б) сорт;
в) группа генетически однородных (гомозиготных) организмов;
г) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов?
в) группа генетически однородных (гомозиготных) организмов;
г) особи, полученные под воздействием мутагенных факторов?
13. Гетерозис – это:
а) близкородственное скрещивание;
б) сила гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, одна из которых гомозиготна по доминантным, а другая – по рецессивным генам;
в) отдалённая гибридизация; г) межвидовая гибридизация?
б) сила гибридов, полученных при скрещивании чистых линий, одна из которых гомозиготна по доминантным, а другая – по рецессивным генам;
в) отдалённая гибридизация; г) межвидовая гибридизация?
14. Инбридинг представляет собой:
а) близкородственное скрещивание у животных и растений;
б) перекрёстное опыление у растений;
в) отдалённая гибридизация у растений и животных;
г) все вышеперечисленные варианты ответов верны?
б) перекрёстное опыление у растений;
в) отдалённая гибридизация у растений и животных;
г) все вышеперечисленные варианты ответов верны?
-7-
Тема 4. Учение об эволюции органического мира
- Эволюция – это:
а) учение об изменении живых организмов;
б) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами;
в) необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов?
б) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами;
в) необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов?
2. Движущей и направляющей силой эволюции является:
а) дивергенция признаков; б) разнообразие условий среды;
в) приспособленность к условиям среды; г) естественный отбор?
в) приспособленность к условиям среды; г) естественный отбор?
3. Единицей эволюционного процесса является:
а) особь; б) популяция; в) мутация; г) вид?
4. Материалом для эволюционных процессов служит:
а) генетическое разнообразие популяции; б) вид;
в) благоприобретённые признаки;
г) бесполезные или вредные признаки?
в) благоприобретённые признаки;
г) бесполезные или вредные признаки?
5. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
а) доклеточных форм жизни – вирусов;
б) клеточных форм жизни; в) биополимеров;
г) фазовообособленных систем?
б) клеточных форм жизни; в) биополимеров;
г) фазовообособленных систем?
6. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, так как:
а) не меняются определяющие эти признаки гены;
б) не изменяются условия среды;
в) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки;
г) сохраняются ″живые ископаемые″?
б) не изменяются условия среды;
в) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки;
г) сохраняются ″живые ископаемые″?
7. Приспособленность организмов носит относительный характер, так как:
а) любая адаптация целесообразна только в определённых условиях;
б) ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование;
в) борьба за существование может привести к изменению вида;
г) при резких изменениях условий группа вымирает?
б) ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование;
в) борьба за существование может привести к изменению вида;
г) при резких изменениях условий группа вымирает?
-8-
8. Примером ароморфоза может служить:
а) покровительственная окраска; б) половой процесс;
в) уплощение тела придонных рыб;
г) приспособления цветков к опылению?
в) уплощение тела придонных рыб;
г) приспособления цветков к опылению?
9. Биологический прогресс характеризуется следующими чертами:
а) расширением ареала; б) уменьшением численности вида;
в) увеличением численности вида; г) образованием новых видов?
в) увеличением численности вида; г) образованием новых видов?
10. Результатом эволюции явились:
а) искусственный и естественный отбор;
б) приспособленность организмов к среде обитания;
в) многообразие видов; г) наследственная изменчивость?
б) приспособленность организмов к среде обитания;
в) многообразие видов; г) наследственная изменчивость?
11. Борьба за существование – это:
а) конкуренция между организмами за условия среды;
б) уничтожение особей одного вида особями другого вида;
в) симбиотические взаимоотношения одних видов с другими;
г) расселение вида на новую территорию?
б) уничтожение особей одного вида особями другого вида;
в) симбиотические взаимоотношения одних видов с другими;
г) расселение вида на новую территорию?
12. Первое эволюционное учение создал:
а) К.Ф. Линней; б) Ж.Б. Ламарк; в) Ж.Л. Бюффон;
г) Ж.Э. Сент-Илер; д) Ж.Л. Кювье?
г) Ж.Э. Сент-Илер; д) Ж.Л. Кювье?
13. Значение популяционных волн в эволюции заключается в том, что они:
а) способствуют увеличению численности популяции;
б) снижают численность популяций;
в) способствуют повышению генетического разнообразия в популяциях;
г) снижают генетическое разнообразие в популяциях?
б) снижают численность популяций;
в) способствуют повышению генетического разнообразия в популяциях;
г) снижают генетическое разнообразие в популяциях?
14. Дрейф генов – это:
а) случайное изменение частот аллелей в популяции;
б) перемещение особей из одной популяции в другую;
в) свободное скрещивание между особями в популяции;
г) один из результатов естественного отбора?
б) перемещение особей из одной популяции в другую;
в) свободное скрещивание между особями в популяции;
г) один из результатов естественного отбора?
15. Приспособительный характер эволюции заключается в том, что:
а) организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий;
б) организмы побеждают в борьбе за существование;
в) организмы подвергаются естественному отбору;
г) организмы изменяются вслед за изменениями условий среды?
б) организмы побеждают в борьбе за существование;
в) организмы подвергаются естественному отбору;
г) организмы изменяются вслед за изменениями условий среды?
-9-
Тема 5. Развитие органического мира
- Видообразование – это результат:
а) микроэволюции; б) макроэволюции;
в) естественного отбора; г) только пространственной изоляции?
в) естественного отбора; г) только пространственной изоляции?
2. Ароморфозом называют:
а) любое приспособление общего характера, приводящее к биологическому прогрессу;
б) только появление теплокровности; в) только многоклеточность;
г) приспособление к специальным условиям среды, не изменяющее уровня организации?
б) только появление теплокровности; в) только многоклеточность;
г) приспособление к специальным условиям среды, не изменяющее уровня организации?
3. Биологический регресс характеризуется:
а) уменьшением численности особей данного вида;
б) возрастанием численности особей данного вида;
в) сужением ареала распространения вида;
г) уменьшением числа видов, подвидов, популяций?
б) возрастанием численности особей данного вида;
в) сужением ареала распространения вида;
г) уменьшением числа видов, подвидов, популяций?
4. Первыми живыми организмами на нашей планете были:
а) анаэробные гетеротрофы; б) аэробные гетеротрофы;
в) автотрофы; г) организмы-паразиты?
в) автотрофы; г) организмы-паразиты?
5. Идиоадаптацией называют:
а) приспособления организмов к условиям среды без перестройки уровня биологической организации;
б) возникновение признаков, повышающих уровень организации живых организмов;
в) только разнообразие способов питания;
г) резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов?
б) возникновение признаков, повышающих уровень организации живых организмов;
в) только разнообразие способов питания;
г) резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов?
6. Симбиотическая гипотеза возникновения эукариот утверждает, что путём симбиоза подвижных эукариот с фотосинтезирующими организмами возникла:
а) первая животная клетка; б) первая растительная клетка;
в) прокариотическая клетка; г) многоклеточный организм?
в) прокариотическая клетка; г) многоклеточный организм?
7. В архейскую эру возникли:
а) все типы беспозвоночных; б) первые живые организмы;
в) процесс фотосинтеза; г) половой процесс?
в) процесс фотосинтеза; г) половой процесс?
8. Главным событием палеозойской эры явился:
а) выход растений на сушу; б) возникновение живой клетки;
в) возникновение беспозвоночных; г) появление настоящих птиц?
в) возникновение беспозвоночных; г) появление настоящих птиц?
-10-
9. ″Веком динозавров″ считают эру:
а) протерозойскую; б) мезозойскую;
в) кайнозойскую; г) палеозойскую?
в) кайнозойскую; г) палеозойскую?
10. Появление и развитие человека относят к:
а) палеогеновому периоду; б) неогеновому периоду;
в) антропогеновому периоду; г) кайнозойской эре?
в) антропогеновому периоду; г) кайнозойской эре?
11. Эволюционным процессом внутри неродственных систематических групп, находящихся в одинаковых условиях, приводящим к приобретению сходных признаков, называется:
а) конвергенция; б) рудимент; в) дивергенция; г) атавизм?
12. Находки отпечатков ископаемых остатков растений являются доказательством эволюции:
а) биохимическим; б) из области систематики;
в) сравнительно-анатомическим; г) палеонтологическим?
в) сравнительно-анатомическим; г) палеонтологическим?
13. Наличие рудиментов и атавизмов является доказательством эволюции:
а) сравнительно-анатомическим; б) палеонтологическим;
в) эмбриологическим; г) биогеографическим?
в) эмбриологическим; г) биогеографическим?
14. Цитологическим доказательством эволюции является:
а) единство планов строения организмов в пределах вида;
б) сходство зародышей в пределах вида ″Хордовые″;
в) сходство строения и химического состава клеток всех организмов;
г) наличие рудиментов – остатков имевшихся ранее органов?
б) сходство зародышей в пределах вида ″Хордовые″;
в) сходство строения и химического состава клеток всех организмов;
г) наличие рудиментов – остатков имевшихся ранее органов?
15. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней называется:
а) естественным отбором; б) эволюцией;
в) борьбой за существование; г) межвидовой борьбой?
в) борьбой за существование; г) межвидовой борьбой?
16. Появление жизни на Земле с помощью Творца объясняет:
а) гипотеза панспермии; б) гипотеза самопроизвольного зарождения;
в) гипотеза биохимической эволюции; г) гипотеза креационизма?
в) гипотеза биохимической эволюции; г) гипотеза креационизма?
17. Первыми организмами, выделявшими при фотосинтезе кислород, были:
а) бесцветные серобактерии; б) зелёные и пурпурные бактерии;
в) одноклеточные водоросли; г) цианобактерии?
в) одноклеточные водоросли; г) цианобактерии?
-11-
Тема 6. Происхождение человека
- Для человека характерны признаки типа Хордовых:
а) теплокровность; б) наличие позвоночного столба;
в) развитие плода в теле матери; г) две пары конечностей?
в) развитие плода в теле матери; г) две пары конечностей?
2. О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует:
а) четырёхкамерное сердце;