Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика применения интерактивных форм и методов на уроках биологии 

Басалаева Галина Петровна,
учитель биологии
ГБОУ СОШ № 291 Санкт-Петербурга
 
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождении в мировое образовательное пространство. Оно сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Реформирование систем образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания  педагогов-исследователей, разработчиков программ.
Усилия школы должны быть направлены на выполнение социального заказа – подготовку выпускников, способных самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях и ситуациях. В наше сложное время жизненно необходимыми становятся такие качества личности, как целеустремленность, активность, упорство, умение добиваться поставленных целей. Кроме обладания этими и другими положительными качествами, желательно уметь мыслить творчески и быть способным принимать нестандартные решения в сложных ситуациях в любой деятельности.
Реально достичь цели образования призваны помочь новые педагогические технологии, одной из которых является интерактивное обучение.
Интерактивные – это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; интерактивное обучение –обучение, построенное на взаимодействии всех учащихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и учащийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом  и опытом своих друзей. Большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание и умение формируются именно на его основе.
Таким образом, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Интерактивные технологии, по В.В. Гузееву, - это вид информационного обмена учащихся с информационной средой. Многие ученые ставят знак равенства между активными и интерактивными методами, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Сутью интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняют учащиеся. Важное отличие интерактивных заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только закрепляют изученный материал, но и изучают новый. Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать – и я научусь». «Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками», - писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. В современной жизни, характеризующейся взрослыми требованиями к школьному образованию, особенно эффективны технологии, относящиеся к развивающему обучению.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики «интерактива»? Это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным весь процесс.
При интерактивном обучении учеба организована таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процессе познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и умеют. Совместная деятельность учащихся в процессе познания и освоении учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивный метода урока решает одновременно три основные задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную. Он позволяет реализовать субъект-субъектный подход в организации учебной деятельности, формировать активную познавательную и мыслительную деятельность учащихся, усилить мотивацию к изучению предмета, создать благоприятную атмосферу на уроке, исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников, отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуют индивидуальную, парную и групповую работу, применяют исследовательские проекты, ролевые игры, ведут работу с документами и различными источниками информации, используют творческие работы.
Варианты интерактивного обучения
Как осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы) в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно. Условно мы выделили следующие варианты использования интерактивного обучения:
1) Работа в микрогруппах (малых группах).
2) Аквариум
3) Большой круг
4) Решение проблем.
5) Займи позицию.
6) Нетрадиционные уроки.
7) Дискуссия.
8) Обучающие игры (ролевые, имитации, деловые и образовательные).
9) Синквейн
10) Кейс-метод
11) ПОПС – формула (метод рефлексии).
12) Кубик Блума.
13) Школьный музей природы.
Рассмотрим некоторые из них.

Работа в микрогруппах(малых группах).
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она даёт всем учащимся ( в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения ( в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих из интерактивных методов, например таких, как дебаты, общественные слушания и др. Совместная работа в группе способствует формированию коллектива, учит детей навыкам общения, умению выслушивать чужие мнения, понимать другого, глубже познавать себя самого.
При организации групповой работы следует обращать внимание на следующие её аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать  на доске и (или) карточках. Необходимо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания. Например, работает четыре группы, которым учитель даёт такое задание:  “Перед вами народные приметы. Ваша задача – “собрать” из отдельных листочков примету. Прокомментируйте, как вы её поняли”.
Полетел пух с осины – иди за подосиновиками.
Цветёт осина – пришёл срок сеять морковь.
Если осиновые листья лежат осенью “кверху лицом”, зима будет очень холодна.
На осине почка большая – к урожаю ячменя.

“Большой круг”.
Это наиболее простая форма группового взаимодействия. Работа проходит в три этапа.

Первый этап.
Группа рассаживается на стульях в большом  кругу. Учитель формулирует проблему. Например: важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются останки растений. Дайте объяснение этому явлению.

Второй этап.
В течении определенного времени каждый ученик индивидуально на своём листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап.
Каждый ученик по кругу зачитывает свои предложения. Группа молча выслушивает ( не критикует) и проводит голосование по каждому пункту: включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Правильный ответ должен быть таким: сухой раскалённый песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерии гниения. Поэтому растения высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
Приём “Большого круга” оптимально применять в тех случаях, когда нужно быстро определить путь решения вопроса, например выяснить, к какому семейству относится то или иное растение.

Решение проблем.
В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. К. Д. Ушинский считал, что в обучении нужно обращать серьёзное внимание на возбуждении самостоятельной мысли ребёнка, побуждение его к поискам истины. “Самостоятельной головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения”.

Методы проблемного обучения.
“Древо решений”
Класс объединяется в группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём “дереве” (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

 «Выдвижение проблемного вопроса»
Этот прием используется в группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и овладения новыми знаниями нужно применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.

Примера задания. В одном из сказочных государств злой волшебник уничтожил у растений все листья. К чему это может привести? Пояснить свой ответ.

“Мозговой штурм”
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ.brainstorming)- оперативная метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов  решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.
 
Этапы и правила “мозгового шторма”
  1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
  3. Правила для этого этапа:
1) Главное – количество идей. Не делайте никаких ограничений.
2)Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как она отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
3)Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются
4)Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
ЗАДАНИЕ. Почему укроп, салат, шпинат и щавель для употребления в пищу нужно срывать не утром, а вечером?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. В пищу употребляется листья этих растений. Питательные вещества образуются во время фотосинтеза в течения дня. К вечеру они накапливаются в листьях и пока не успевают поступить органы растения.
 
 Обучающие игры.
Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры познавательный интерес возрастает, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребёнка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности в ходи игры у школьников активизируется внимание, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Важная мотивация движущая классную игру, создаётся с счёт возникновения в самом процессе игры проблемных ситуаций, интеллектуальных сложностей, подразумевающих активное взаимодействие школьников с объектами, которые познаются, преодоление противоречиймежду известными знаниями и необходимостью “открыть” или новые. Игры словно объединяются с проблемностью, сама игра – проблема. Именно так и “выстраивается” на практике каждая интересная и познавательнаяигра, учебно-воспитательного процесса.
 
Игра “ Кто больше?”
Учитель объявляет название семейства, а учащиеся называют растения, относящиеся к нему. Ученики, промолчавшие более 3 секунд или допустившие ошибку, выбывают из игры. Играют до тех пор, пока не остаётся один участник, которому присуждается высокий балл.

Игра “Четвёртый лишний”
Кукушкин лён, сфагнум, хвощ приречный, печеночный мох маршанция. Лишний здесь – хвощ приречный, так как он относится к отделу Хвощевидные.
 
Игра “По местам!”
При проведении этой игры проверяются знания овощных, плодовых, декоративных и сорных растений. Для этого нужно изготовить несколько однотипных карточек, где пишут название растений в произвольном порядке. Пример: яблоня, хризантема, сурепка, огурец, патиссон, ярутка, слива, черешня, пырей, абрикос, кольраби, флокс, магнолия, камелия, перец, лебеда, айва, осот, алыча, помидор, гладиолус, цинния, астра, лук. Получив такие карточки, игроки должны сгруппировать названия растений в четыре колонки, тем самым заполнив графы. Побеждает тот, кто первый заполнит колонки.

Ролевые игры
На урока биологии важно использовать ролевые игры, которые иногда называют играми без правил, театральными, стихийными, свободными, самостоятельными. Сюжет таких игр может развертываться на глазах учащихся. Знания, полученные через эмоциональное восприятие материала, усваиваются более эффективно.
Принципы ролевой игры как метода взаимодействия участников образовательного процесса.
Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения.
Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участниками действительности в речевом и неречевом поведении.
В-третьих, ролевая игра подразумевает взаимодействие участников игры не только на основе диалога, но и сотрудничества и партнерства между участниками.

Деловая игра
Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и формирование умений анализировать их и принимать оптимальные решения. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять учебный материал с различных позиций.

Синквейн
Это один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Синквейн учит осмысленно применять понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк.
Например:
1) Селекция.
2) Нужная, важная.
3) Выводят, получают, удивляются.
4) Важна для сельского хозяйства.
5) Будущее.

Кейс-метод (разбор ситуаций)
Кейс-метод (разработка Гарвардского университета, от англ. case – случай, обстоятельство) – это обучение с помощью анализа конкретных ситуаций. Отличительная особенность метода – создание проблемных ситуаций на основе фактов из реальной жизни. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и практическое использование материала. Преимущества метода: учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; вносит в обучение элемент загадки, тайны; разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
Виды кейсов: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Итак, можно сделать вывод, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде и прислушиваться ко мнению своих товарищей. Интерактивные методы способствуют формированию активной. Самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские рефлексивные и оценочные умения. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Список использованной литературы
1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников: [Текст] / Советская педагогика. - 1989. - № 7.
2. Научно-методический журнал "Биология. Все для учителя." Изд.гр "Основа"
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: [Текст] – М.: Просвещение, 1985. 
4. Бутаков, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: [Текст] – М.; 1997 
5.Парашкович, Н.Г. Конструирование нетрадиционных уроков в общеобразовательной школе: [Текст] – Арзамак, 2005. 
6.Тимошенко, Т.И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках: [Текст] – Белгород, 1997. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»