Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Разработка открытого урока по биологии в 6 классе

Испарение воды растениями. Листопад

(слайд 1)
Муратова Надежда Алексеевна
 
Цель урока: Создать условия для раскрытия учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
Задачи урока: 
1. Создать условия для усвоения учащимися сущности процессов испарения, листопада, их роли и значении в жизни растений.
2. Развивать мышление, творческие и аналитические способности.
3. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Тип урока: Комбинированный с элементами экспериментальной и исследовательской деятельности.
Оборудование: компьютерная презентация, лабораторное оборудование: штатив, пробирки, колба (опережающие опыты), комнатные растения, инструктивная карта к уроку, учебник.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, беседа с элементами объяснения.
План урока:
• Организационный момент (1,5)
• Проверка домашнего задания (7)
• Изучение нового материала (20)
• Физкультминутка (1,5)
• Закрепление (8)
• Подведение итогов (3)
• Домашнее задание (0,5)
• Выставление оценок (0,5)
• Рефлексия (3)
Ход урока:
1. Организационный момент
Добрый день, мои друзья!
Рада видеть всех вас я !
Приглашаю вас в страну,
Где растения в цвету,
Где такое Царство есть,
Заслуг которого не счесть!
Это Царство нам даёт
И крахмал, и кислород!
Без него нам не прожить, 
Должны  процессы  в нем 
Мы  с вами изучить.
Фотосинтез и дыханье.
Расцвет природы, увяданье.
Попробуем сегодня  на уроке 
исследователями с вами стать.
И все секреты жизненных процессов
Постичь и разгадать.
Ребята, о каком  Царстве идет речь в стихотворении?  (О Царстве Растений)
В ходе  какого  процесса  дают нам растения крахмал и кислород? (В процессе фотосинтеза)
Ребята, давайте этот урок проведем  как урок - исследование, все Вы будете не просто ученики, а юные исследователи, которым предстоит решать важные научные задачи. Любой ученый, прежде чем начинать исследование, оценивает, какие знания у него есть, а каких не хватает. Начнем с этого и мы.
(Слайд 2). Сфера исследований нашей лаборатории – это жизнедеятельность растений.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: - Давайте вспомним, с какими функциями мы познакомились на 
прошлом уроке?
- Что такое фотосинтез?
- В каких условиях происходит фотосинтез?
- Что выделяется в процессе фотосинтеза?
- Каково его значение?
- Чем дышат растения?
- Что выделяется при дыхании? (учащиеся дают ответы).
- А теперь сравните процессы фотосинтеза и дыхания (слайд 3).
(учащиеся работают в группах по 2 человека, выполняют письменно, затем меняются и проводят взаимопроверку, исправляют ошибки) (слайд 4).
Вывод: эти процессы противоположны друг другу.
Молодцы! Знания у вас есть, вы можете стать настоящими учеными.
3. Изучение нового материала
Учитель: А сегодня мы расширим ваши знания о функциях листа и познакомимся с одной ещё очень важной его функцией, а какой именно, вы сами попробуете назвать.
- Обратимся к опыту под № 1 и проанализируем его.
• Опыт 1: Три дня назад в три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. Одну пробирку оставили как есть, во вторую добавили масла, чтоб вода не испарялась, в третью поместили побег с листьями и добавили масло. В процессе работы уровень воды выравнивали. Уровень отметили фломастером. Что же мы видим? 
Ответ: Воды в первой и третьей пробирках стало меньше.
(Слайд 5) Вывод: Вода в третьей пробирке испарилась растением.
Учащиеся подводятся к основной мысли: - Какой идет процесс? (идет процесс испарения).
Если на прошлом уроке мы рассматривали  процессы, в ходе которых происходит обмен газами, то сегодня мы рассмотрим еще одно вещество, которое посттоянно поступает в организм растения и выделяется из него? Это самое важное вешествао на Змле.
- Итак, какова же тема урока?
(Слайд 6) «Испарение воды растениями. Листопад»
Учащиеся сами формулируют задачу: получить представление об этих интересных явлениях в жизни растений (слайд 7).
- Что же такое испарение? (учащиеся пытаются сформулировать определение). Запишем:
(Слайд 8) Испарение – это переход воды из жидкого состояния в пар.
Пар – это вода в газообразном состоянии.
- Через что испаряется вода? (устьица).
- Где они расположены?
- Обратимся к опыту № 2, который нам проанализирует 2 группа исследователей.
• Опыт 2: Три дня назад в две пробирки поставили побег с листьями, в одном случае смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом. В какой пробирке понизился уровень воды?
Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность. 
- Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему? (ответы детей).
(Слайд 9) Вывод: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа. 
- Растения на 80% состоят из воды. Как же она туда попадает? Чем растение всасывает воду? (учащиеся дают ответы).
- А, сейчас представьте себе, что вы маленькая капелька воды, которая путешествует по растению.
(Слайд 10) Рассмотрите внимательно рисунок испарение воды растением и расскажите о том пути, который вы совершите по растению (корни – с помощью корневого давления в другие части растения – испарение). 
Английский священник Стефан Хейлз в 1724 году показал, что вода с растворенными минеральными веществами (ксилемный сок) может подниматься вверх по растению благодаря процессу транспирации, то есть испарению воды с поверхности листьев (слайд 11).
Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение?
- Для этого 3 группа исследователей проанализирует нам свой опыт.
• Опыт 3: Мы поместили веточку с листьями, не отрезая от растения, в стеклянную колбу, горлышко закрыли ватой. Что мы видим? Откуда в колбе вода? 
Ответ: Капельки воды на стенках колбы.
(Слайд 12) Вывод: Вода испаряется с растения. Испаряемую растениями воду мы можем увидеть.
- Обратите внимание на комнатные растения: что вы видите? Какие растения? Чем отличаются? Они испаряют одинаковое количество воды? Почему? Какие будут меньше испарять? Почему? (учащиеся отвечают).
Вывод: Разные растения испаряют разное количество воды.
- Что же влияет на испарение?
(Слайд 13) Запишем факторы, влияющие на испарение: (влажность, температура, солнечное освещение, ветер, площадь листа).
- Какое значение, по вашему мнению, имеет испарение для растения? (учащиеся предполагают ответы).
(Слайд 14) Значение испарения:
- способствует передвижению воды в растении, а вместе с ней –
 питательных веществ,
- охлаждает лист,
- предохраняет от перегрева.
4. Физкультминутка.
- Давайте отдохнем и сделаем гимнастику для глаз (слайд 15)
- Какой процесс мы наблюдали? (листопад) (слайд 16)
- В какой сезон года происходит листопад? Что происходит с листьями перед листопадом? Почему меняется окраска? (учащиеся дают предположения).
- Послушаем сообщение 1 (сообщение о хлорофилле): «Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла. Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными».
- Спасибо. А каким образом отпадают листья? 
Прослушаем сообщение 2 (образование пробкового слоя): «Дело в том, что у основания черешка образуется специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец). При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. Листопаду предшествует старение листа: уменьшение интенсивности жизнедеятельности, уменьшение количества поступающей воды, накопление в листьях ненужных и вредных веществ».
- Что становится с погодой осенью? (холоднее, день короче, заморозки). Корни не могут добывать достаточное количество воды и для меньшей испаряемости сбрасывают листву.
(Слайд 17) Вывод: Листопад – приспособление к перенесению неблагоприятных условий.
(Слайд 18) Значение листопада: уменьшение испарения, удаление вредных веществ, уменьшение веса ветвей (учащиеся сами формулируют значение).
5. Закрепление: 
(Слайд 19) Выберите правильный ответ.
(учащиеся работают с тестами в инструктивной карте, затем меняются с соседом и проводят взаимопроверку) (слайд 20).
Проблемные вопросы:
(Слайд 21) 1. Известно, что листья растений засушливых районов видоизменены в колючки, покрылись воском, толстой кожицей. Какова роль этого явления? (ответы).
(Слайд 22) 2. У большинства растений устьица расположены на нижней стороне листа. Где находятся устьица у кувшинки? (ответы).
3. Сбрасывают ли хвою хвойные растения? (ответы).
4. А знаете ли вы: как практически применить знания об испарении?
Люди часто попадают в условия, когда хочется пить, а питьевой воды нет. Надо поместить ветку в полиэтиленовый мешочек, плотно затянуть вокруг стебля. Через некоторое время в мешочке образуются капли воды. Таких устройств можно сделать несколько, и тогда наберется достаточное для питья количество чистой воды. 
6. Подведение итогов (слайд 23).
- С какой темой мы сегодня познакомились? Что такое испарение? От чего оно зависит? Каково его значение? Листопад для растений – это…? Помните, какая была задача? Достигли мы ее?
7. Домашнее задание (слайд 24): параграф 36, придумайте кроссворд или ребус по параграфу, найдите загадки о листопаде (одно из заданий на выбор).
8. Выставление оценок.
9. Рефлексия: Метод «Острова»: - Выразите свое душевное и эмоционально-чувственное состояние.
- Спасибо всем за урок!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»