Программа предметного элективного курса для 9 класса
Основы биологических знаний
Дмитриева Валентина Анатольевна,
преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ №119
Калининского района Санкт-Петербурга
преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ №119
Калининского района Санкт-Петербурга
Программа предметного элективного курса «Основы биологических знаний» ориентирована на подготовку учащихся к Государственной аттестации в новом формате. Учащимся, выбравшим экзамен по биологии, предстоит серьезная учебная работа по повторению и обобщению материала с 6-го по 9-й класс. Успешнее такая работа проходит под руководством педагога в определенной системе. Данная программа элективного курса предполагает системное повторение материала с учетом спецификации ОГЭ по биологии. Особое внимание в программе уделяется обучению учащихся приемам работы с информацией, представленной в разных формах: текстовой, графической (рисунок, график, диаграмма), в виде таблиц и схем. Теоретические и практические занятия ориентированы на формирование и развитие умений учащихся работать с различными источниками информации, интерпретировать информацию, переводить ее из одного вида в другой.
Параллельно основной выполняется еще одна задача - развитие творческих способностей учащихся в процессе организации проектной деятельности.
Программа элективного курса «Основы биологических знаний» адресована учащимся 9-х классов.
Программа, объемом 17 часов, предусматривает актуализацию знаний учащихся по биологии, сформированных в основной школе.
Цель программы элективного курса - систематизировать знания по биологии в соответствии со стандартом образования и спецификацией ОГЭ. Особое внимание в данной программе уделено развитию умений работы с информацией, представленной в различной форме: текстовой, графической.
Программа содержит введение и три раздела.
Введение предусматривает знакомство учащихся с содержанием программы и примерной ориентацией в выборе проектных заданий, а так же, знакомство с содержанием и структурой контрольных измерительных материалов ОГЭ.
Первый раздел программы предполагает повторение и систематизацию изученного материала по биологии с 6 по 9 классы. В разделе выделены темы, соответствующие спецификации ОГЭ. Объем времени, отведенного на их изучение, соответствует объему материала и степени его сложности.
Занятия по данному разделу организуются в разной форме (лекции, семинары, практикумы), но все они предполагают активность учащихся при повторении, анализе, обобщении и систематизации изученного материала. Значительную часть данного раздела составляют практические занятия.
В процессе реализации данного раздела программы предполагается обращать особое внимание на работу с информацией, представленной в учебниках в текстовой и графической форме.
Второй раздел представляет собой практикум, целью которого является развитие и проверка сформированности умений учащихся уверенно пользоваться информацией, предложенной в разной форме, а так же преобразовывать ее их одной формы в другую.
Раздел программы включает практические работы и предусматривает активное участие учеников в выполнении заданий практического характера. Предполагается активная самостоятельная работа учащихся поискового характера по сбору информации, ее анализу, систематизации и интерпретации.
Приветствуется работа учащихся по проектированию заданий, ориентированных на работу с информацией, представленной в разной форме.
В данном разделе желательно использование альтернативных учебников, справочной литературы, научной и научно-популярной литературы, учебных пособий на электронных носителях, средств массовой информации.
Работа учащихся с материалами раздела предполагает интеграцию их знаний и умений, полученных при изучении предметов естественнонаучного и математического цикла.
Третий раздел завершает программу данного курса и предоставляет возможность учащимся проверить свои знания и умения, выполнив тестовую работу в формате ОГЭ. Результаты анализируются и обсуждаются с учащимися и отражают успешность освоения программы.
Особыми достижениями учащихся являются их творческие проекты, посвященные разным формам представления информации с заданиями.
Учащиеся, успешно освоившие программу элективного курса, получают сертификат.
Данная программа элективного курса реализуется в течение года и ориентирована на подготовку учащихся, завершающих образование в основной школе, к Государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Содержание программы предметного элективного курса «Основы биологических знаний», 17 часов, 9 класс.
Введение. 1 час
Задачи элективного курса, его структура и содержание. Представление вариантов возможных проектных заданий. Примерный выбор проектных заданий учащимися.
I. Анализ, систематизация и обобщение информации по биологии в соответствии с разделами ОГЭ. 10часов
Биология как наука. Методы биологии. 2 часа
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Система органического мира. Царства растений, грибов, и животных. Роль растений, животных, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Практикум. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Многообразие и эволюция живой природы. 2часа
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Вирусы, грибы, бактерии, растения, животные. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Практикум Строение клеток разнообразных тканей различных групп организмов. Гены и хромосомы. Наследственность и изменчивость - свойства организма.
Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды. Влияние абиотических факторов на организмы. Приспособление организмов к среде обитания. Биотические факторы среды, взаимодействие организмов. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Антропогенные факторы среды. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Биосфера - глобальная экосистема. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Признаки живых организмов. Строение, движение, обмен веществ, размножение. 2 часа
Биохимический состав живых организмов. Характерные особенности макроскопического и микроскопического строения организмов -представителей разных царств. Виды движения в живой природе. Обмен веществ как условие жизни. Виды размножения организмов. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Признаки живых организмов, характерные для вирусов.
Биосоциальная природа человека. Факторы среды и их влияние на организм человека.
Чистота атмосферного воздуха, двигательная активность, правильное питание как факторы здоровья. Ориентация в пространстве. Анализаторы, их состав и значение.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
Характерные особенности человеческого организма 2 часа
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении
Дыхание. Дыхательная система. Опора и движение. Опорно-двигательная система
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга.
Заболевания человека и их профилактика. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего. Оказание первой помощи при кровотечениях. Приемы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, их профилактика. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Сон и его значение. Наследственные болезни, их предупреждение. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
П. Работа с информацией, предъявленной в различной форме. Практикум. 5 часов
Сравнительный анализ информации с использованием учебного рисунка. Рисунки, отражающие строение организмов, представителей различных царств, строение их органов и систем. Практикум
- Сравнение объектов по рисункам, выявление сходства и различия,
усложнения, приспособленности к условиям среды. - Приемы работы с текстом.
- Приемы поисковой деятельности с использованием текста.
Использование текстов из энциклопедий, научно-популярной
литературы и другой, (в соответствии с возрастом учащихся). - Приемы работы с таблицами
- Оформление таблиц и схем с целью систематизации информации.
- Организация аналитической деятельности на основе таблиц, графиков и
- диаграмм.
- Анализ графиков и диаграмм.
Тренировочное тестирование в формате ОГЭ. Итоговый контроль. Анализ результатов и их обсуждение
Методические рекомендации к программе предметного элективного курса «Основы биологических знаний».
Необходимо обратить внимание на тот факт, что содержание теоретической части программы сгруппировано в пять разделов в соответствии с разделами кодификатора ОГЭ по биологии. В связи с этим предполагается интеграция материала из разных курсов. Для успешного повторения и освоения программы необходимы учебники с 6 по 9 классы, можно использовать рабочие тетради прошлых лет, материалы на электронных носителях.
В приложении приведены некоторые примеры информации представленной в графической и текстовой форме. Дополнительные примеры можно найти в пособиях по ГИА и ОГЭ, выпущенных в последние годы. Для работы с рисунками можно использовать учебники по биологии, (желательно разных авторов) для демонстрации разных вариантов изображений биологических объектов. Хороший иллюстративный материал можно найти, используя Интернет-ресурсы.
В качестве проектной деятельности учащиеся могут подготовить задания обобщающего характера по всем обсуждаемым вопросам. Творческие проекты учащихся могут быть представлены в виде презентаций, выступлений, изготовления наглядных пособий, тематических подборок.
В качестве итогового тренировочного тестирования в формате ОГЭ может быть использован демонстрационный вариант ОГЭ или один из вариантов пособий по ОГЭ.
Литература
- Государственная итоговая аттестация учащихся 9 классов в новой
форме. Биология. ФИЛИ. «Интеллект-Центр», 2011 - Лернер Г.И. ГИА. Биология. Сборник заданий М. «Эксмо», 2013
- Лернер Г.И. «ОГЭ 2016 Биология», ACT Астрель, Москва, 2015
- Панина Г.Н., Левашко Е.В. Биология ГИА Учебно-справочные
материалы.М., СПб, «Просвещение», 2011 - Петросова Р.А. Богданов Н.А. ГИА Тематические тестовые задания. М
«Дрофа», 2011 - Панина Г.Н. Павлова Г.А. ГИА Биология Контрольные тренировочные
материалы с ответами и комментариями М.СПб «Просвещение» 2011,
2012 г.г. - http://pbroker.ru/_templates/spisok-literaturi-po-zoologii-
bespozvonochnih.php - http://www.1 icey.net/bio/zoology
- https://sites.google.com/site/birgvszoologiabespozvonocnyh/spisok-
Hteratury-po-zoologii-bespozvonocnyh