Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приоритеты воспитания

Ермишичева Валентина Валентиновна,
учитель биологии ЦО №133
Невского района Санкт-Петербурга


 
     Сегодня как никогда ясно, что современной школе необходима кардинальная перестройка – не на словах, а на деле. И успех её будет зависеть не только от материально – технической базы, не только от качества учебников, наличия компьютеров, но в первую очередь от того, какую позицию займёт учитель – ключевая фигура учебно – воспитательного процесса.  Окажется ли  он способен отказаться от сложившихся в течение долгих лет стереотипов, готов ли к новым взаимоотношениям в школьном коллективе? На смену педагогике принуждения, которая в последние годы утвердилась в системе просвещения, должна прийти педагогика сотрудничества и содружества.
      Что скрывается за этими ставшими привычными словами? Прежде всего демократизация школьной жизни и такая организация учебно-воспитательного процесса, когда педагог и ученики заняты коллективной деятельностью, успех в которой всех – обязательное условие успеха каждого. Понятно, что в связи с этим задача педагога - завоевать позицию подлинного лидера и руководителя – становится насущнейшей. И помочь учителю в её решении может в первую очередь его авторитет – прежде всего в глазах учащихся.
     Светлана Анатольевна Хлебникова (директор  бывшей вечерней школы, а ныне- директор Центра образования №133 Невского района) трезво оценивает ситуацию бурного омолаживания школы. Растерянности нет. Скорее, наоборот – чувствуется уверенность и оптимизм: «Этим-то ребятам и нужна наша помощь». Я заметила: эта уверенность передаётся педагогическому коллективу. Вот бы так в каждой школе взрослых!
     Кажется, школа подошла к такому периоду своего развития, когда все организационно-практические, образовательные задачи могут решаться только на надёжной воспитательной основе. Чтобы посадить учащегося за парту, нужно немало времени потратить на подготовительную работу, а главное – на воспитание у работающего подростка желания учиться. Думаю, сегодня уже неубедительно звучит: «Что ж это мы бесконечно будем потрафлять ученикам? Прийти в школу, сесть за парту и слушать учителя, быть дисциплинированными они всегда должны, обязаны. Даже в школьных правилах это записано». Но ведь любознательность нельзя ввести приказом. Если же интерес к знаниям и дисциплина на уроке утверждаются именно требованиями, то они неизбежно становятся формальностью, а не органичными элементами учебного процесса.
     Падение интереса к образованию ставит перед школой достаточно широкий круг вопросов. Среди них ведущий: что даёт образование человеку в наш век, насколько оно гарантирует ему социальный комфорт, его материальную и духовную обеспеченность?  Уверена: без уяснения этих проблем уже нельзя ныне решать наши школьные дела. Педагогика взрослых обязана выйти на орбиту этих проблем, чтобы успешнее решать свои специфические вопросы, учитывая их в общей стратегии образования и воспитания. Тогда безоглядная требовательность уступит место целесообразности и мотивированости. Слепой приказ не устоит перед логической необходимостью. Родятся беспокойство и тревога за судьбу личности.
     По моему глубокому убеждению, педагогика школы сильна именно этим общесоциальным подходом к своему ученику.  Она не требует, не поучает, не приказывает, а исследует условия его жизнедеятельности во всех сферах: на производстве, в семье, в общении с друзьями. И только на основе добытого таким образом знания принимает участие в судьбе молодого человека. Педагогика «возни» с каждым, такая с виду унизительная и «антипедагогическая», на поверку оказывается подлинно гуманной и единственно возможной.
     Школа накопила значительный опыт работы с молодёжным контингентом. Он, как никогда ранее, должен быть осмыслен и развит. Вспомним хотя бы такую нашу находку: смешанные разновозрастные классы. Ведь в них взрослые учащиеся и те, кто по какой – то причине ушёл с дневной массовой школы, учились ответственности, деловитости, старались помочь и поддержать друг друга.  И если в решении дидактических  задач имелись  какие – то потери (например, в организации урока), то  они с лихвой восполнялись выгодами воспитательными.
     Трудная проблема – организация и формирование классного коллектива. Считается, что в таких ученических коллективах и нравственный климат, и критерии оценок несколько снижены. Верно ли это? Лишь отчасти. Если в массовой общеобразовательной школе так называемых трудных – единицы, то у нас они – основа ученического коллектива, сложный для педагоги монолит. Но разве не замечаем мы, как после многолетнего дискомфорта в массовой школе наши обучающиеся начинают в центре образования чувствовать себя увереннее, уютнее? Это  срабатывает благотворная ситуация: подростка теперь не корят, не упрекают, не ставят ему в пример недосягаемого отличника. Наоборот, его нередко хвалят. И подросток, получая всё меньшую долю порицаний, при нарастающей мере поощрений (если мудрый педагог включает метод авансированной похвалы) начинает оттаивать». Пусть продвижение его идёт медленно, но оно надёжно. Согласитесь – это немалый резерв воспитательной работы.
     Часто при наборе в школу учителя сулят: «Приходите, у нас интересно. Да и новые друзья появятся». Но потом в текучке дел обещание забывают. Между тем верно занятая педагогом позиция в этом вопросе во многом обеспечивает успех акклиматизации учащихся в школе.
     Известно: коллективы девятиклассников – самые сложные, неупорядоченные. Поэтому уже вначале постарайтесь найти для всех общее интересное дело. Этим вы расширите и сферу их общения. Ребята охотно откликаются на призыв организовать экскурсию, поход в кино, загородную поездку. И пусть поначалу соберётся их немного, но после удачно проводимых мероприятий станут подтягиваться и другие.
     Мой совет: не надо торопиться с выбором актива. В общих делах они, активисты, выдвинутся сами. Позже их необходимо только укрепить и утвердить общим мнением. Однако, предоставляя инициативу при выборах самим учащимся, гибче проводите свою линию: в актив не должны попасться «заводилы» уличных компаний. «авторитарные вожаки» могут привнести свои представления и привычки, с которыми потом трудно справиться. На это стадии формирования коллектива ставки на доверие опасны и строго  избирательны, их роль возрастает по мере укрепления коллектива.
     Нередко учащиеся оказывают давление на актив, требуя послаблений, укрывательства, а в проступках – и защиты. Тут-то актив и сам нуждается в твёрдой руке педагога. Поэтому так важно, чтобы требование учителя звучало перед классом, вселяя уверенность и в действия актива. Вот тогда и начинает формироваться общественное мнение, к которому учащиеся весьма чувствительны.
     Долгие годы работы в школе убедили меня: наш успех в ученическом коллективе во многом зависит от согласованности действий классного руководителя и учителей-предметников.
      Убеждена: с ростом молодёжного контингента, ещё более трудного и противоречивого, на передний план выдвигаются именно приоритеты воспитания. Им-то и должно быть уделено самое серьёзное внимание.
 
 
    

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»