Приоритеты воспитания
Ермишичева Валентина Валентиновна,
учитель биологии ЦО №133
Невского района Санкт-Петербурга
Сегодня как никогда ясно, что современной школе необходима кардинальная перестройка – не на словах, а на деле. И успех её будет зависеть не только от материально – технической базы, не только от качества учебников, наличия компьютеров, но в первую очередь от того, какую позицию займёт учитель – ключевая фигура учебно – воспитательного процесса. Окажется ли он способен отказаться от сложившихся в течение долгих лет стереотипов, готов ли к новым взаимоотношениям в школьном коллективе? На смену педагогике принуждения, которая в последние годы утвердилась в системе просвещения, должна прийти педагогика сотрудничества и содружества.учитель биологии ЦО №133
Невского района Санкт-Петербурга
Что скрывается за этими ставшими привычными словами? Прежде всего демократизация школьной жизни и такая организация учебно-воспитательного процесса, когда педагог и ученики заняты коллективной деятельностью, успех в которой всех – обязательное условие успеха каждого. Понятно, что в связи с этим задача педагога - завоевать позицию подлинного лидера и руководителя – становится насущнейшей. И помочь учителю в её решении может в первую очередь его авторитет – прежде всего в глазах учащихся.
Светлана Анатольевна Хлебникова (директор бывшей вечерней школы, а ныне- директор Центра образования №133 Невского района) трезво оценивает ситуацию бурного омолаживания школы. Растерянности нет. Скорее, наоборот – чувствуется уверенность и оптимизм: «Этим-то ребятам и нужна наша помощь». Я заметила: эта уверенность передаётся педагогическому коллективу. Вот бы так в каждой школе взрослых!
Кажется, школа подошла к такому периоду своего развития, когда все организационно-практические, образовательные задачи могут решаться только на надёжной воспитательной основе. Чтобы посадить учащегося за парту, нужно немало времени потратить на подготовительную работу, а главное – на воспитание у работающего подростка желания учиться. Думаю, сегодня уже неубедительно звучит: «Что ж это мы бесконечно будем потрафлять ученикам? Прийти в школу, сесть за парту и слушать учителя, быть дисциплинированными они всегда должны, обязаны. Даже в школьных правилах это записано». Но ведь любознательность нельзя ввести приказом. Если же интерес к знаниям и дисциплина на уроке утверждаются именно требованиями, то они неизбежно становятся формальностью, а не органичными элементами учебного процесса.
Падение интереса к образованию ставит перед школой достаточно широкий круг вопросов. Среди них ведущий: что даёт образование человеку в наш век, насколько оно гарантирует ему социальный комфорт, его материальную и духовную обеспеченность? Уверена: без уяснения этих проблем уже нельзя ныне решать наши школьные дела. Педагогика взрослых обязана выйти на орбиту этих проблем, чтобы успешнее решать свои специфические вопросы, учитывая их в общей стратегии образования и воспитания. Тогда безоглядная требовательность уступит место целесообразности и мотивированости. Слепой приказ не устоит перед логической необходимостью. Родятся беспокойство и тревога за судьбу личности.
По моему глубокому убеждению, педагогика школы сильна именно этим общесоциальным подходом к своему ученику. Она не требует, не поучает, не приказывает, а исследует условия его жизнедеятельности во всех сферах: на производстве, в семье, в общении с друзьями. И только на основе добытого таким образом знания принимает участие в судьбе молодого человека. Педагогика «возни» с каждым, такая с виду унизительная и «антипедагогическая», на поверку оказывается подлинно гуманной и единственно возможной.
Школа накопила значительный опыт работы с молодёжным контингентом. Он, как никогда ранее, должен быть осмыслен и развит. Вспомним хотя бы такую нашу находку: смешанные разновозрастные классы. Ведь в них взрослые учащиеся и те, кто по какой – то причине ушёл с дневной массовой школы, учились ответственности, деловитости, старались помочь и поддержать друг друга. И если в решении дидактических задач имелись какие – то потери (например, в организации урока), то они с лихвой восполнялись выгодами воспитательными.
Трудная проблема – организация и формирование классного коллектива. Считается, что в таких ученических коллективах и нравственный климат, и критерии оценок несколько снижены. Верно ли это? Лишь отчасти. Если в массовой общеобразовательной школе так называемых трудных – единицы, то у нас они – основа ученического коллектива, сложный для педагоги монолит. Но разве не замечаем мы, как после многолетнего дискомфорта в массовой школе наши обучающиеся начинают в центре образования чувствовать себя увереннее, уютнее? Это срабатывает благотворная ситуация: подростка теперь не корят, не упрекают, не ставят ему в пример недосягаемого отличника. Наоборот, его нередко хвалят. И подросток, получая всё меньшую долю порицаний, при нарастающей мере поощрений (если мудрый педагог включает метод авансированной похвалы) начинает оттаивать». Пусть продвижение его идёт медленно, но оно надёжно. Согласитесь – это немалый резерв воспитательной работы.
Часто при наборе в школу учителя сулят: «Приходите, у нас интересно. Да и новые друзья появятся». Но потом в текучке дел обещание забывают. Между тем верно занятая педагогом позиция в этом вопросе во многом обеспечивает успех акклиматизации учащихся в школе.
Известно: коллективы девятиклассников – самые сложные, неупорядоченные. Поэтому уже вначале постарайтесь найти для всех общее интересное дело. Этим вы расширите и сферу их общения. Ребята охотно откликаются на призыв организовать экскурсию, поход в кино, загородную поездку. И пусть поначалу соберётся их немного, но после удачно проводимых мероприятий станут подтягиваться и другие.
Мой совет: не надо торопиться с выбором актива. В общих делах они, активисты, выдвинутся сами. Позже их необходимо только укрепить и утвердить общим мнением. Однако, предоставляя инициативу при выборах самим учащимся, гибче проводите свою линию: в актив не должны попасться «заводилы» уличных компаний. «авторитарные вожаки» могут привнести свои представления и привычки, с которыми потом трудно справиться. На это стадии формирования коллектива ставки на доверие опасны и строго избирательны, их роль возрастает по мере укрепления коллектива.
Нередко учащиеся оказывают давление на актив, требуя послаблений, укрывательства, а в проступках – и защиты. Тут-то актив и сам нуждается в твёрдой руке педагога. Поэтому так важно, чтобы требование учителя звучало перед классом, вселяя уверенность и в действия актива. Вот тогда и начинает формироваться общественное мнение, к которому учащиеся весьма чувствительны.
Долгие годы работы в школе убедили меня: наш успех в ученическом коллективе во многом зависит от согласованности действий классного руководителя и учителей-предметников.
Убеждена: с ростом молодёжного контингента, ещё более трудного и противоречивого, на передний план выдвигаются именно приоритеты воспитания. Им-то и должно быть уделено самое серьёзное внимание.