Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей учащихся
на уроках физики

Александрова Нурия Рахимовн,
учитель физики ГБОУ
школа-интернат 24 Санкт-Петербурга

учитель физики

Творчество-это деятельность,порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.Творец-субъект творчества.

Виды творчества определяются характером созидательной работы - талант изобретателя,организатора,научное, художественное творчество

Детей надо обучать творчеству.Для того, чтобы творить, у ребёнка должны быть развиты такие свойства - восприятие, воображение, мышление, эмоции, речь.

Так как дети у нас трудные, нам в процессе развития творческих способностей ещё надо работать со страхами детей и ограниченностью восприятия

Они боятся окружающего мира, всего нового и необычного.У наших детей плохая наследственность и негативное влияние родителей.Ребёнок без матери

чувствует свою незащищённость и неуверенность в себе, а окружающий мир кажется враждебным.Наши дети, зачастую, живут только сегодняшним днём

и планов на будущее не строят.

День у детей расписан по часам, это накладывает отпечаток на психику и умственную деятельность.Они привыкают всё делать - от сих до сих - и им трудно

вырваться за рамки привычного. Для решения многих наших творческих задач не нужны формулы и не надо делить и умножать числа. Это способствует

большей уверенности в себе наших детей. Для решения творческой задачи бывает необходимо перебрать несколько вариантов, а это снимает рамки ограничений

сидящие в голове ребят и окружающий мир для них становится большим, многообразным и интересным.Интересным потому, что они могут его мысленно изменять,

а изменяя мир, хотя бы в мыслях, можно ощутить своё могущество и в реальной жизни.

Благодаря творческой деятельности дети должны усвоить мысль, что и в плохом есть хорошее и мир не так враждебен, как им кажется.Решая творческие задачи

наши трудные дети должны понять, что нет безвыходных ситуаций, что человек мыслящий может найти выход из любого трудного и безнадёжного положения.

Также всё новое у наших "старичков" вызывает страх и протест.Решая творческие  задачи они сами будут вносить новизну в давно известные системы, явления, законы.

Это подготовит их ум к безболезненному и радостному восприятию нового.

Развитие восприятия. воображения, мышления и эмоций нужно планировать перед уроком и отмечать после урока, что удалось сделать. Развитие будет разным у детей-

у одних микроскопическое, у других - легко и быстро. На первых ступенях дети учатся слушать, пересказывать сравнивать под моим руководством, на второй -самостоятельно

прочитать и проанализировать, на третьей -самостоятельно применять знания, умения в разных видах творчества.

Школа- это трамплин для творчества в будущем, но не будет трамплина- обучения, не будет и прыжка.

Обучение восприятию. Рассказываю ярко, подробно, с запоминающимися подробностями, развиваю наблюдательность - умение замечать новые черты, особенности

тел, явлений, законов. Рассказываю свои наблюдения в Венецианской лагуне. Я видела в середине лагуны большой столб полупрозрачного газа поднимающегося в небеса.

В вершине столба образовывалось облако.Дети должны были объяснить явление.

Развитие воображения. Полнота восприятия физики невозможна без воображения. Оно развивается специальными приёмами:

а) рассказ о воображаемом путешествии внутри кристаллической решетки, внутри атома - я свободный электрон( скорость, силы, магнитные и электрические поля).

б) озвучить таблицу, очень интересно получается с таблицей " Закон сохранения электрического заряда.Электролиз" Рассказать от имени молекулы о явлении диссоциации

и электролиза.

в) очень хороши сочинения. В 11 классе " Как прожить на других планетах" При прохождении астрономии, изучив планеты Солнечной системы, ученики получили задание

написать фантастический рассказ о путешествиях на другие планеты нашей системы.Надо было проявить не только фантазию, но и знать об условиях для жизни землян на планете.

Используя эти знания ученики должны были придумать интересный сюжет для своего рассказа.Знания об условиях на планетах были полностью использованы при сочинении рассказа.

Некоторые придумали столько нового, своего, необычного, что дух захватывало при чтении.Дали такую волю фантазии!

В 9 классе после прохождения темы " Ускорение свободного падения  на Земле и других планетах" пишем сочинение " Путешествие по Солнечной системе".

Развитие мышления. Это значит - умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, раскрывать взаимосвязи, выявлять противоречия. выдвигать гипотезу, подбирать доказательства.

а) обучение анализу- можно использовать графики, схемы. текст учебника. ответ ученика.

б) обучение сравнению- сравниваем формулы, и раскрываем взаимосвязи между величинами ( формулы равномерного и равноускоренного движения и т.д.)

в) обучить абстрагировать можно при изучении газов

г) выдвигать гипотезу -- в 7 классе на основе данных о поведении вещества в разных опытах выдвигается гипотеза о молекулах.

д) раскрывать взаимосвязи-- у творческого процесса есть одна интересная особенность -- находить связь между весьма отдалёнными друг от друга

предметами, явлениями, системами.Если наши дети это усвоят,это будет ступенькой к пониманию того, что человек очень крепко связан с окружающим

миром и все поступки будут иметь последствия.

е) эмоции -- изучая физику творчески мы будем выходить на такие удивительные решения, которые не оставят их безразличными, а это значит их жизнь

станет эмоционально богаче.Чем больше эмоции возникает в связи с событием, тем лучше оно запоминается.

Физика с элементами творчества в 7 классе.

1. При изучении явлений даю задание придумать загадку о понравившемся явлении.

Появляемся вдвоём, вместе весело плывём,

Но  один из нас всегда отстаёт на три шага. ( свет и звук )

2.Наблюдения и опыт. Как  наблюдать очень маленькие или невидимые объекты? Объекта нет -- мы его не видим, объект есть, так как  изменяет окружающее пространство.

3.Физика и техника. Придумать вещества с нужными свойствами и где их можно применить. Жаропрочные для путешествия к Солнцу. Прозрачные и невесомые для крыши дома...

4. Молекулы. Представить себя молекулой и написать небольшой рассказ о путешествии.

5. Притяжение и отталкивание молекул. Каким будет мир, если между молекулами будет действовать одна сила -- притяжение или отталкивание?

6.Три состояния вещества. Представить, что на Земле есть только два состояния вещества--жидкое и газообразное, жидкое и твёрдое, твёрдое и газообразное.Описать этот мир.

7.Траектория. Видимую траекторию сделать невидимой, а видимую невидимой ( исчезнут все дороги, трамвайные пути, тропинки, проявятся линии полёта птиц, насекомых и т.д. ).

8.Скорость, перемещение, время.Нарисовать образ скорости, перемещения и времени. Что будет, если --

а) V=0 , S не  равно 0, T не равно 0 ?  (  тело неподвижно, пространство наезжает на него ),

б) V не равно 0, S = 0 , T не равно 0 ? ( путешествие во времени )

в) V не равно 0 , S не равно 0 , T = 0 ? ( скорость бесконечно большая, мгновенное перемещение в любую точку пространства ).

Литература :

И.Я . Лернер Развитие мышления учащихся.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»