Опыты с воздушным шариком
учитель физики ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
Наука начинается с удивления
Аристотель
Эта работа является пособием, основная цель которой – помочь провести увлекательные опыты.
Выполнение опытов поможет каждому не только усвоить знания по физике, но и приобщиться к «магии» науки. Понимание того, что наука не ограничена рамками школьного курса, поможет создать более полное представление об окружающем мире, научится объяснять явления окружающего нас мира, утвердится в мысли, что наука – это все, что существует вокруг нас.
1. Воздушный шарик и иппликатор Кузнецова
Мы настолько привыкли к тому, что надутый шарик, попав на остр, с шумом лопается, что шарик на гвоздях под тяжестью груза воспринимается нами как сверхъестественное явление. Тем не менее это факт…
Оборудование: иппликатор Кузнецова или доска с равномерно набитыми гвоздями (каждый сантиметр)
- Надуваем воздушный шарик и кладем его на острия иппликатора Кузнецова.
- Осторожно сверху надавливаем на шарик. Увеличиваем нажим. Хватит ли у вас сил нажать так, чтобы он лопнул?
Наблюдение. Самое удивительное, что шарик, лежащий на остриях, только сплющивается под нажимом, но не лопается!
- Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается, с которыми соприкасается шарик, давление на оболочку шарика оказывается незначительным, допустимым для тонкой резины. Воздушный шарик на гвоздях выдерживает 50Н (груз массой 5 кг).
2. Качественное сравнение плотностей воды: горячей и холодной, соленой и пресной – без ареометра. Эксперимент «Три поросенка».
Три порции разной воды (горячей, холодной, соленой холодной)наполняем в воздушные шарики.Например, красный, синий, желтый.
- Для этого синий шарик наполняем холодной водой до размера чуть больше теннисного мяча. Завязываем шарик ниткой. Это самый ответственный момент - внутри не должно оставаться и пузырька воздуха! Синий «поросенок» - с холодной водой.
- В желтый шарик насыпаем столовую ложку соли и наполняем холодной водой. Смотри, чтобы в шарике не оказалось воздушных пузырьков. Желтый «поросенок» - соленый.
- Третий красный «поросенок» - с горячей водой. Чтобы вода не остыла раньше времени, держим его в кастрюле с горячей водой.
- Наливаем в большую емкость горячую воду и бросаем в нее шарики. Записываем, как ведет себя каждый «поросенок» в горячей воде (плавает на поверхности, посередине или тонет).
- Заменим горячую воду в емкости на холодную. Описываем поведение каждого шарика в холодной воде.
- Крепко солим воду в емкости. Описываем поведение шариков в соленой воде.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ о плотности воды – горячей, холодной,пресной и соленой.
- Если в шариках окажется пузырек воздуха, то результат эксперимента будет ложным.
- Нельзя шарики долго держать как в холодной, так и в горячей воде.
- Плотность оболочки шарика чуть меньше плотности воды (проверьте, тонет или плавает не надутый шарики сделайте вывод). Этот факт следует учесть при выводах.
3. Изучение условий плавания тел.
В соленой воде плавает шарик с соленой водой. НО в зависимости от соотношения концентрации соли в шарике и емкости, этот «поросенок» может плавать и внутри жидкости , и на поверхности, и даже пойти ко дну. Всегда тонут: шарик с холодной водой в горячей воде, шарик с соленой водой в холодной и горячей воде.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ о зависимости выталкивающей силы от соотношения плотностей жидкости и тела.
4. Изучение действия закона Архимеда в воде.
Эти эксперименты лучше проводить на берегу водоемав хорошую теплую погоду или в ванной комнате. Понадобятся несколько шаров, желательно из толстой резины.
- Надуйте шарики до разного размера. Они легкие и плавают на поверхности воды.
- Попытайтесь утопить шарики. Это веселое, но трудное задание. У вас может не хватить силенок, чтобы утопить большой шар. Когда «победите» силу Архимеда (выталкивающую силу), проведите расчет и оцените свою силу: FA = ρ g V = ρ g *4/3 * π R3
- = 1000кг/м3, π = 3,14, g = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения, R – радиус шарика, м. Для определения радиуса шарика обхватите шарик ниткой и разделите полученную длину нити на 2π
(длина окружностиL = 2πR).
Изучаем электрические явления.
5. «Нога - приведение»
Потереть шелковый чулок полиэтиленовым пакетом в одном направлении или надутым наэлектризованным шариком. После уберите пакет или шарик. Проследите, чтобы чулок ничего не касался (даже тебя). Чулок «надуется». Поднеси чулок к стене, чулок прилипнетк стене, так же, как надутый воздушный шарик, если его потереть куском шерсти. Проведи еще один опыт: хорошо ли удерживается «заряженный» шарик на деревянной, металлической или стеклянной поверхности.
Объяснение Чулок приобрел положительный заряд. Это заставило чулок «расшириться» и принять форму ноги. Положительно заряженный чулок действует подобно отрицательно заряженному шарику и индуцирует на поверхности стены заряд противоположного знака. «+» и «-» заряды притягиваются.
6. «Веселые пузыри»
Наполни кружку на треть мыльным раствором. Опусти в раствор трубочку. Медленно подуй в трубочку,чтобы образовалось много пузырей , которые заполнили кружку с горкой.Заряди воздушный шарик, потерев его о свои волосы. Поднеси шарик к мыльным пузырям. Форма пузырей меняется, пузыри вытягиваются.
7. Соляные столбики
- Насыпаем на лист картона небольшую горку поваренной соли.
- Надуваем и электризуем воздушный шарик.
- Подносим наэлектризованный шарик к горке поваренной соли.
- Маленькие кристаллики соли выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику.
8. Электрический компас
- Вставляем иголку в ластик, сверху кладем бумажную стрелку.
- Накрываем стрелку стеклянной банкой.
- Электризуем шарик и подносим к стрелке.
Наблюдение. Стрелка поворачивается за шариком.
9. Звуковая линза
- Прижимаем шарик к уху – вы слышите звуки, которые раньше не были слышны.
- Прижимаем шарик к динамику радио, а к шарику с другой стороны - ухо. Слышен даже тихий звук - шарик его усиливает.
- Помещаем шарик между телефонной трубкой и ухом. Подбираем такое положение, чтобы телефонный гудок был самым громким. Если убрать шарик, гудки становятся тише.
10. Воздушный поцелуй
Одним из основных законов гидро- и аэродинамики - закон Бернулли: чем выше скорость воздушного потока, тем меньше в нем давление.
- Надуваем два воздушных шарика до одинакового размера и привязываем к каждому нитку длиной около метра.
- Берем шарики за нитки правой и левой рукой так, чтобы они висели на одном уровне на некотором расстоянии друг от друга.
- Не касаясь шариков руками, попробуйте соединить их.
Подсказка. Подуйте между шариками сверху, снизу или сбоку.
- Из закона Бернулли следует, что давление в струе воздуха ниже, чем атмосферное. Сила атмосферного давления с боков сблизит шарики.
11. «Струя воды»
Поднесем к вытекающей из-под крана или из отверстия бутылки в нижней ее части тонкой струе воды наэлектризованный шарик.Что мы увидим? Струя воды отклоняется в сторону шарика.
2. Методическая газета для преподавателей физики, астрономии. Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ.
3. Перельман Я.И. Занимательная физика.- М.: АСТ, 2003
4. Специо М. занимательные опыты: Электричество и магнетизм- М.: АСТ Астрель, 2004