Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дифференциация на уроках физики

Мельникова Светлана Юрьевна,
учитель физики ГБОУ гимназия 52
Приморского района Санкт-Петербурга

Я затрону вопрос о внутренней дифференциации на уроках физики. Одним из главных способов дифференциации является дифференциация методов и форм обучения, которые тесно связаны с групповой работой. Осуществляется дифференциация разными средствами, а именно:

  1. Через содержание учебного материала (разным группам ребят предлагают для усвоения разные учебные сведения).
  2. Через разные виды деятельности (по группам).
  3. Через выполнение работ разной степени сложности, но одного вида.
  4. Через работу учащихся в «своем темпе», обусловленном личной подготовкой, способностями и умением заниматься.

В связи с этим можно рассмотреть приемы, с помощью которых проводится дифференциация при изучении нового материала, решении задач, в процессе закрепления материала и на уроках контроля знаний. Например, при изучении нового материала класс делится на группы сообразно склонностям, каждая группа рассматривает тему в выбранном ими аспекте; первая – в теоретическом, вторая – в историческом, третья – в практическом и т. д.. Деление может быть на историков, биологов, физиков-теоретиков, экспериментаторов и т. д.. Каждая группа разбирает материал со своей позиции. Такие уроки проходят в форме конференций. Цель урока-конференции – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным источникам. Формы работы: в процессе подготовки – изучение источников, в ходе самого урока – обмен информацией учащимися, ведение тезисных записей, составление плана.

Наиболее важной является дифференциация на уроках закрепления нового материала: это уроки решения задач и уроки, на которых проводятся лабораторно-практические работы. В этом случае на уроках широко используется раздаточный материал. Карточки составлены в зависимости от способностей ученика (только та работа, которую ученик смог закончить успешно, является стимулом к дальнейшей познавательной деятельности и развитию интереса к предмету и учебе). На уроках используются и готовые дидактические материалы, имеющие различные уровни сложности.

Воспитание у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому труду способствует систематическое включение элементов исследования в учебный процесс, что осуществляется за счет фронтального эксперимента, который также осуществляется дифференцированно, особенно при изучении электрических и световых явлений. В 8 классе это «Составление электрических цепей», «Измерение силы тока и напряжения», «Законы последовательного и параллельного соединений».

Дифференцированный подход к обучению присутствует и на уроке-контроле знаний, например, на уроке-зачете. Урок-зачет состоит из следующих этапов:

1)    Опрос удоски желающих; класс следит за правильностью формулировок, уточняет и конкретизирует их;

2)    Обговариваются общие требования к качеству ответа и конкретно к ответу на каждый вопрос, формулируются критерии оценки;

3)    Ученики, опрошенные у доски, выступают в роли принимающих зачет у своих одноклассников.

Учащиеся со слабой подготовкой выступают на зачете в последнюю очередь, чтобы они могли сначала прослушать ответы.

Итоговые контрольные работы по темам так же составляются дифференцированно (как минимум, три уровня).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»