Дифференциация на уроках физики
Мельникова Светлана Юрьевна,
учитель физики ГБОУ гимназия 52
Приморского района Санкт-Петербурга
Я затрону вопрос о внутренней дифференциации на уроках физики. Одним из главных способов дифференциации является дифференциация методов и форм обучения, которые тесно связаны с групповой работой. Осуществляется дифференциация разными средствами, а именно:
- Через содержание учебного материала (разным группам ребят предлагают для усвоения разные учебные сведения).
- Через разные виды деятельности (по группам).
- Через выполнение работ разной степени сложности, но одного вида.
- Через работу учащихся в «своем темпе», обусловленном личной подготовкой, способностями и умением заниматься.
В связи с этим можно рассмотреть приемы, с помощью которых проводится дифференциация при изучении нового материала, решении задач, в процессе закрепления материала и на уроках контроля знаний. Например, при изучении нового материала класс делится на группы сообразно склонностям, каждая группа рассматривает тему в выбранном ими аспекте; первая – в теоретическом, вторая – в историческом, третья – в практическом и т. д.. Деление может быть на историков, биологов, физиков-теоретиков, экспериментаторов и т. д.. Каждая группа разбирает материал со своей позиции. Такие уроки проходят в форме конференций. Цель урока-конференции – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным источникам. Формы работы: в процессе подготовки – изучение источников, в ходе самого урока – обмен информацией учащимися, ведение тезисных записей, составление плана.
Наиболее важной является дифференциация на уроках закрепления нового материала: это уроки решения задач и уроки, на которых проводятся лабораторно-практические работы. В этом случае на уроках широко используется раздаточный материал. Карточки составлены в зависимости от способностей ученика (только та работа, которую ученик смог закончить успешно, является стимулом к дальнейшей познавательной деятельности и развитию интереса к предмету и учебе). На уроках используются и готовые дидактические материалы, имеющие различные уровни сложности.
Воспитание у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому труду способствует систематическое включение элементов исследования в учебный процесс, что осуществляется за счет фронтального эксперимента, который также осуществляется дифференцированно, особенно при изучении электрических и световых явлений. В 8 классе это «Составление электрических цепей», «Измерение силы тока и напряжения», «Законы последовательного и параллельного соединений».
Дифференцированный подход к обучению присутствует и на уроке-контроле знаний, например, на уроке-зачете. Урок-зачет состоит из следующих этапов:
1) Опрос удоски желающих; класс следит за правильностью формулировок, уточняет и конкретизирует их;
2) Обговариваются общие требования к качеству ответа и конкретно к ответу на каждый вопрос, формулируются критерии оценки;
3) Ученики, опрошенные у доски, выступают в роли принимающих зачет у своих одноклассников.
Учащиеся со слабой подготовкой выступают на зачете в последнюю очередь, чтобы они могли сначала прослушать ответы.
Итоговые контрольные работы по темам так же составляются дифференцированно (как минимум, три уровня).