Решение качественных задач по физике как один
из факторов развития творческих способностей учащихся
Аксельрод Галина Ханьевна,
учитель физики, директор школы №48
Приморского района Санкт-Петербурга
По определению М.Е. Тульчинского, «качественной задачей по физике называется такая задача, в которой ставится для разрешения проблема, связанная с качественной стороной физического явления, решаемая путем логических умозаключений, основанных на законах физики, путем построения чертежа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий» [1].
Использование качественных задач возможно на всех этапах урока: изучения нового материала, повторение, закрепление, контроль знаний; а также как средство опережающего обучения. Решение качественных задач повышает активность учащихся на уроке, интерес к предмету, даже интерес к учителю.
Как пишет М.Е. Тульчинский, «решение качественных задач служит средством улучшения качества урока, устранения абстрактности в преподавании, … способствует формированию у школьников физических понятий; развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, … расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает к практической деятельности» [2].
Решение качественных задач предполагает применение различных приемов: экспериментальный, эвристический и графический.
Экспериментальный прием подразумевает проведение опыта, эмпирического исследования для получения ответа. Таким образом получается быстрый и наглядный ответ, но не выявляется причина явления, именно такого хода событий.
Ответ на качественную задачу, полученный посредством такого приема, иронически отображается в анекдоте «Чтобы узнать, посолен ли борщ, достаточно опустить в него два электрода и пустить по ним ток. Если появится запах хлора − значит, борщ уже посолен»[3]. К экспериментальному приему необходимым дополнением зачастую является словесное объяснение причин такого результата.
Графический прием хорош лаконичностью, компактностью, но также нуждается в вербальной интерпретации. Очень часто сочетается с эвристическим приемом. Это естественно: по графику задают вопросы и получают ответы. Возможна и другая ситуация, когда серия графиков или фотографий, схем, является вопросом о закономерностях или хронологии событий.
Например, при изучении изопроцессов готовый график можно использовать для выявления взаимосвязи термодинамических параметров, а можно создать графики изопроцессов, используя термодинамические законы.
Вербальный метод решения качественной задачи - эвристический прием, он же эвристическая беседа. Её особенностью является связь ответа на предыдущий вопрос с последующим вопросом. Ученики самостоятельно находят ответы на все вопросы, оставляя учителю только руководство процессом.
В случае систематического решения учениками на уроках физики качественных задач, отмечается нарастание креативности учащихся, смелости при решении таких задач, при подаче идей. У учащихся вырабатываются собственные алгоритмы подхода к решению таких задач. Один из очевидных результатов такого обучения – готовность и способность самостоятельно подобрать такую задачу, представить в классе её и её решение. Это возможно только при определенном уровне знания теории.
Навык решения качественных задач неизбежно способствует творческому отношению к решению количественных задач. Мыслительная деятельность многих учеников выходит за рамки шаблона даже там, где предполагается применение известной формулы.
Отсутствие страха перед решением задач улучшает взаимоотношения с данным предметом, с другими предметами, а также с каждодневными жизненными проблемами.
Литература:
1. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 7-8 классы М.: Просвещение, 1972
2. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике М.: Просвещение, 1965