Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Решение качественных задач по физике как один
из факторов развития творческих способностей учащихся

Аксельрод Галина Ханьевна,
учитель физики, директор школы №48
Приморского района Санкт-Петербурга

По определению М.Е. Тульчинского, «качественной задачей по физике на­зывается такая задача, в которой ста­вится для разрешения проблема, связан­ная с качественной стороной физиче­ского явления, решаемая путем логиче­ских умозаключений, основанных на за­конах физики, путем построения черте­жа, выполнения эксперимента, но без применения математических действий» [1].

Использование качественных задач возможно на всех этапах урока: изучения нового материала, повторение, закрепление, контроль знаний; а также как средство опережающего обучения. Решение качественных задач повышает активность учащихся на уроке, интерес к предмету, даже интерес к учителю.

Как пишет М.Е. Тульчинский, «решение качественных задач служит средством улучшения качества урока, устранения абстрактности в преподавании, … способствует формированию у школьников физических понятий; развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, … расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает к практической деятельности» [2].

Решение качественных задач предполагает применение различных приемов: экспериментальный, эвристический и графический.

Экспериментальный прием подразумевает проведение опыта, эмпирического исследования для получения ответа. Таким образом получается быстрый и наглядный ответ, но не выявляется причина явления, именно такого хода событий.
Ответ на качественную задачу, полученный посредством такого приема, иронически отображается в анекдоте «Чтобы узнать, посолен ли борщ, достаточно опустить в него два электрода и пустить по ним ток. Если появится запах хлора − значит, борщ уже посолен»[3].  К экспериментальному приему необходимым дополнением зачастую является словесное объяснение причин такого результата.
Графический прием хорош лаконичностью, компактностью, но также нуждается в вербальной интерпретации. Очень часто сочетается с эвристическим приемом. Это естественно: по графику задают вопросы и получают ответы. Возможна и другая ситуация, когда серия графиков или фотографий, схем, является вопросом о закономерностях или хронологии событий.
Например, при изучении изопроцессов готовый график можно использовать для выявления взаимосвязи термодинамических параметров, а можно создать графики изопроцессов, используя термодинамические законы.

Вербальный метод решения качественной задачи - эвристический прием, он же эвристическая беседа. Её особенностью является связь ответа на предыдущий вопрос с последующим вопросом. Ученики самостоятельно находят ответы на все вопросы, оставляя учителю только руководство процессом.
В случае систематического решения учениками на уроках физики качественных задач, отмечается нарастание креативности учащихся, смелости при решении таких задач, при подаче идей. У учащихся вырабатываются собственные алгоритмы подхода к решению таких задач. Один из очевидных результатов такого обучения – готовность и способность самостоятельно подобрать такую задачу, представить в классе её и её решение. Это возможно только при определенном уровне знания теории.

Навык решения качественных задач неизбежно способствует творческому отношению к решению количественных задач. Мыслительная деятельность многих учеников выходит за рамки шаблона даже там, где предполагается применение известной формулы.

Отсутствие страха перед решением задач улучшает взаимоотношения с данным предметом, с другими предметами, а также с каждодневными жизненными проблемами.

Литература:

1. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 7-8 классы М.: Просвещение, 1972

2. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике М.: Просвещение, 1965

3. http://fizportal.ru/anekdot

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»