Игра-соревнование
Световые явления
Василькова Татьяна Николаевна,
преподаватель физики школы №53 Санкт- Петербурга
Физика, школьный курс, базовый уровень, 8 класс
Цели урока: углубить и систематизировать знания по теме « Световые явления»; развивать логическое мышление, находчивость; провесит контроль знаний, умений, навыков.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
1. Организационный момент
2. Проведение игры – соревнования.
3. Подведение итогов
4. Домашнее задание.
- В начале урока приветствуем учеников, сообщаем тему урока и форму его проведения (в виде игры- соревнования). Знакомим учеников с особенностями урока, а также оценивания за каждый этап соревнования, при котором учитываются качество ответов, активность членов команд, оригинальность домашних заданий.
- Игра – соревнование.
1) Приветствие команд « Зеркала» и « Линзы» сообщают названия команд, демонстрируют эмблему своей команды и передают их учителю (или жюри) и читают приветствие в стихотворной форме, раскрывающее смысл названий.
2) Разминка (вопросы учителя)
Вопросы к команде « Зеркала»
При каком условии непрозрачный предмет дает тень без полутени?
Что называется углом падения и углом отражения?
Каковы особенности изображения предмета в плоском зеркале?
Чем отличаются отражения параллельного пучка света от плоского зеркала и от листа бумаги?
Какой дефект зрения называют близорукостью?
С помощью каких линз корректируется близорукость?
Вопросы к команде «Линзы»
При каких условиях от одного и того же предмета образуется тень разной длины?
Что называется углом падения и углом преломления?
Какой угол - падения или преломления - будет больше при переходе луча света из воды в воздух?
Почему выгнутую линзу называют рассеивающей?
Какой дефект зрения называют дальнозоркостью?
С помощью каких линз корректируют дальнозоркость?
3) Конкурс « Оптические приборы» (домашнее задание)
Представители команд по очереди кратко рассказывают об оптических приборах и их использовании. А затем демонстрируют устройство и принцип действия одного из оптических приборов.
4) Экспериментальный тур
Команды получают задание и необходимое оборудование.
Здание к команде «Линзы»
Получить увеличенное изображение предмета с помощью линзы, сделать необходимые измерения и рассчитать оптическую силу линзы
Задание к команде «Зеркала»
Провести опыт по «зажиганию» свечи, пользуясь зажженной свечой, куском плоского зеркала и линейкой. Доказать, что расстояние от свечи до стекла и от стекла до изображения свечи равны, измерив эти расстояния.
5) Конкурс « Веришь – не веришь»
В этом конкурсе зачитываем правильные и неправильные утверждения. Если команда согласна, то капитан поднимает зеленую карточку, если не согласна – красную карточку. Тому, кто первый поднял карточку, предлагаем обосновать свой выбор.
Предлагаем командам следующие утверждения.
Свет от источника распространяется прямолинейно во всех направлениях.
Закон отражения справедлив только для зеркал
Собирательные линзы всегда дают действительное изображения. А рассеивающие – мнимое.
Дальнозоркому человеку нужны очки с выпуклыми линзами.
Близорукому человеку нужны очки с вогнутыми линзами.
Изображение, получаемое на сетчатке глаза, является уменьшенным, действительным, прямым.
Аккомодация – это изменение толщины хрусталика глаза.
Радуга – это проявление явления отражения света.
Черный цвет – результат полного отражения света, а белый цвет – результат поглощения света.
Единицей светового потока является люмен, силы света – кандела, освещенности – люкс.
6) Конкурс «Выбор правильной формы» (домашнее задание)
Каждая команда вывешивает на доске свой плакат с записью определяющих формул светового потока, силы линзы, освещенности, формулы тонкой линзы и оптической силы линзы. При этом среди правильных формул есть и неправильные. Представители команд возле доски находят правильные формулы и выделяют их фломастером, а неправильные подчеркивают.
7) Конкурс «Решение задач»
Каждой команде предлагаются задачи для решения. За время их решения жюри оценивают предыдущие задания, и записывает баллы команд в таблицу на доску.
Задание к команде «Зеркала»
а) Построить изображение в плоском зеркале
б) Построить дальнейший ход луча (nстекла < nводы < nвоздуха)
в) Чему равно увеличение фотоаппарата, если дерево высотой 20 м на снимке имеет высоту 2 см?
Задание к команде «Линзы»
а) Построить изображение предмета в плоском зеркале
б) Построить дальнейший ход луча света (nстекла > nводы > nвоздуха)
в) Чему равно фокусное расстояние линзы, оптическая сила которой равна 5 дптр?
8) Конкурс капитанов команд (домашнее задание)
Капитаны команд по очереди задают следующие вопросы.
Как изменится фокусное расстояние стеклянной линзы, если ее поместить в воду?
Кто лучше видит под водой: человек с нормальным зрением, близорукий или дальнозоркий?
Как в солнечный день, пользуясь линейкой, определить высоту дерева по его тени?
Как определить, на какое зрение рассчитаны очки?
3. Подведение итогов.
Оцениваем успехи команд и отдельных участников, сообщаем результаты соревнований, выставляем оценки и вручает призы.
4. Домашнее задание: подготовить краткие сообщения о роли света в жизни человека.