Методическая разработка урока ФГОС по физике
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея
Медведева Алиса Дмитриевна,
учитель физики ГБОУ СОШ № 188
с углубленным изучением мировой художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет: физика
Класс: 9
Тип урока: личностно-ориентированный
Вид урока: смыслообразования
Цели урока:
Личностные результаты:
-формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
-формирование убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники;
-формирование мотивации образовательной деятельности на основе личностно-
ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные
вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников для решения поставленных задач.
Предметные результаты:
- знание о природе явления электромагнитной индукции и понимание смысла этого
явления;
- формирование убеждения в закономерности явления электромагнитной индукции,
в объективности научного знания;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Учащиеся научатся:
- распознавать и описывать явление электромагнитной индукции и причины его
появления;
- проводить простые эксперименты по демонстрации электромагнитной индукции и факторов, влияющих на неё;
- выдвигать гипотезы и обосновывать физические закономерности на основе
экспериментов;
- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитной индукции для объяснения механизма
образования электромагнитного поля, распространения электромагнитных волн;
- использовать знания об электромагнитной индукции для объяснения принципа
работы электротехнических устройств;
- использовать знания об электромагнитной индукции для ознакомления с историей изучения явлений электромагнетизма.
Метапредметные УУД:
- организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- объяснение известных фактов на примерах гипотез и экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез;
- самостоятельный поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников;
- работа в группе с выполнением разных социальных ролей, представление и отстаивание своих взглядов и убеждений.
Предметные УУД:
- использование методов научного исследования явлений природы, проведение
наблюдений, планирование и проведение экспериментов, обработка результатов
измерений, объяснение полученных результатов и выводы;
- грамотное предоставление результатов своего исследования, участие в дискуссиях, краткие и точные ответы на вопросы, использование учебника, справочной литературы.
Источники информации: Физика.9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 2010.
Оборудование: электрическая катушка от набора для модели трансформатора, соединительные провода, демонстрационный гальванометр, набор постоянных полосовых магнитов; дуговые магниты, электрическая катушка-«виток»,
лабораторный миллиамперметр.
Ход урока:
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Вопрос: Связано ли магнитное поле |
Предлагают свои варианты ответов. |
Методический комментарий. Вопрос позволяет задуматься над связью между |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
С какими величинами, характеризующими магнитное поле мы познакомились на |
Мы познакомились с магнитной индукцией и магнитным потоком. |
Дайте определения этих величин? |
Отвечают. |
Какие познавательные задачи мы поста- |
Называют общую ПЗ: «Какие существуют способы для описания магнитного поля?» |
Методические комментарии. Повторение понятий магнитной индукции и |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Понятия об этих величинах помогут нам |
Гальванометр показывает наличие тока в катушке. Ток возникает во время движения магнита относительно катушки. |
Формулируем общую ПЗ: Каковы особенности этого явления? |
Обсуждают варианты постановки |
Формулируем частную ПЗ №1: Что нужно сделать, чтобы в катушке возник |
Обсуждают варианты формулировки |
Методический комментарий. Первоначальное обсуждение вариантов постановки |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Для решения этой ПЗ №1 проведем серию |
Учащиеся проводят эксперименты, |
Теперь подумаем: Что происходит с |
Магнитное поле увеличивается при |
Что происходит с величинами, |
Магнитная индукция и магнитный поток изменяются. |
Сформулируем решение ПЗ №1: Чтобы возник ток в замкнутом проводнике |
Учащиеся высказывают свои варианты ответов. |
Сверим результаты наших экспериментов |
Учащиеся читают в учебнике определение электромагнитной индукции, сверяют с результатами своих наблюдений. Записывают определение явления электромагнитной индукции в тетради. |
Методический комментарий. Учащиеся выдвигают гипотезы, затем делают выводы на основе результатов экспериментов, учатся устанавливать причинно-следственную связь. Организуется деятельности учащихся по «открытию» закона электромагнитной индукции. |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Оценим, что мы сделали, и подумаем: все |
Учащиеся предлагают свои варианты ответов на заданный вопрос. |
Предлагаю ещё одну частную |
|
Проведите опыты, аналогичные |
Учащиеся проводят опыты, аналогичные предыдущим. На этот раз изменяется скорость относительного движения без изменения числа магнитов и самой катушки. Затем изменяется число магнитов и эксперименты проводятся с одинаковой скоростью относительного движения. |
Методические комментарии. Решая поставленную задачу, учащиеся |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Вопросы для повторения: |
Устно отвечают на вопросы, |
Методические комментарии. На этом этапе происходит первоначальное |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Введём понятие: изменение магнитного потока с течением времени – это скорость |
Сравнивают информацию от учителя |
Электрический ток в катушке порождается электрическим полем. Следовательно электрическое поле порождается магнитным полем. Используя ранее изложенное, приходим к выводу: электрическое поле, возникающее в замкнутом проводнике, прямо пропорционально скорости изменения магнитного потока. Это определение является законом электромагнитной индукции в качественном виде. |
Учащиеся записывают высказанные |
Методические комментарии. Учащиеся приучаются к формулировке в |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Решим следующую познавательную |
Учащиеся работают с текстом учебника, делают записи в тетради, высказывают варианты ответов. |
Формулирование решения ПЗ №3: |
Учащиеся записывают решение ПЗ №3. |
Методические комментарии. Учащиеся учатся использовать полученные знания |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Укажите правильные ответы к заданиям |
Учащиеся работают с тестами, |
|
|
Методические комментарии. Работа с тестами способствует самооценке знаний |
|
|
|
Деятельность учителя (объяснения, |
Деятельность учащихся (ответы, |
Каковы результаты нашей деятельности на уроке? Чтобы закрепить полученные знания, |
Мы познакомились с явлением электромагнитной индукции. |
1. «Физика. 9 класс» А.В. Перышкин – М.: Дрофа, 2014. 2. http://school-collection.edu.ru/ |