Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока ФГОС по физике

Сила

Медведева Алиса Дмитриевна,
учитель физики ГБОУ СОШ № 188
с углубленным изучением мировой художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Предмет: физика
Класс: 7
УМК:  С.В.Громов, Ю.А.Панебратцев,  И.А.Ломаченков.   
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Деятельностная цель: формирование способности  обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: ( самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация )
Регулятивные  действия: (целеполагание ,планирование, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка, саморегуляция )
Познавательные действия: (общеучебные, логические ,постановка и решение проблемы ) 
Коммуникативные действия: ( планирование учебного сотрудничества ,постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование:
1. Компьютер,  медиапроектор,  презентация «Сила».     
2. Груз,  подвешенный на пружине; пластмассовые шарики,  жёлоб, цилиндр; две тележки;    постоянный магнит и магнитная стрелка; набор грузов массой 100 г;  стальная линейка;  деревянные бруски. 
Ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

Компетентность
(УУД)

Мотивация к уроку, организация.
1-2 мин.

Читает стихотворение.
 

Слушают стихотворение, смотрят видео. Просмотр видеофрагмента
«Месть кота Леопольда»
Форму­лируют тему урока.

 

 

 Предметные учеб­ные действия.
Включение в учеб­ный процесс.

Этап актуали-зации и фикси-рования инди-видуального зат-руднения в проб-ном действии.
4-5 мин.

Какие величины мы уже использовали на уроках физики?

 Как сформулировать тему урока?

Высказывают пред­положения. Вы­двигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Форму­лируют тему урока.

Умение ставить цели, планировать свою работу, всту­пать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаи­вать своё мнение.
 

Этап выяв­ления места и причины затруд­нения
4-5 мин.

Предлагает продолжить предложения
1. Длина – это…
2. Длину измеряют для того, чтобы…
3. Объём – это…
4. Объём измеряют для того, чтобы…
5. Скорость – это…
6. Скорость измеряют для того, чтобы…
7. Масса - это…
8. Массу измеряют для того, чтобы…
9. Плотность – это…
10. Плотность определяют для того, чтобы…
Как бы вы назвали величину, с помощью которой можно было бы оценить степень взаимодействия тел?
 
 

 

Отвечают, предлагают различные формулировки.

Развитие учебно-познавательной мотивации.
Способность анали­зировать и действо­вать с позиции со­держания предмета

Этап по­строения проекта вы­хода из за­труднения
7-8 мин.

После обмена мнениями задаёт вопрос: Что
объединяет наблюдаемые явления?

Работа в группе
1.Растяжение пружины под действием подвешенного груза.
2.Изгиб линейки, лежащей на опорах, под действием груза.
3. Изменение скорости неподвижной тележки при столкновении с движущейся тележкой.
4. Вращение магнитной стрелки под действием постоянного магнита.
5. Изменение положения деревянного бруска, стоящего на столе, в зависимости от направления воздействия на него.
  После каждой демонстрации задаётся один и тот же вопрос: Что происходит и почему? 
  Анализ проблемной ситуации

Развитие учебно-познавательной мотивации. Способ­ность анализировать и действовать с по­зиции содержания предмета
 

Этап реализации построенного проекта
4-5 мин.

Предлагает разделить наблюдаемые эксперименты на две группы: с изменением скорости и положения, с изменением формы и размеров тела.
Что нужно сделать, чтобы изменилась скорость тела? Что нужно сделать, чтобы изменилось положение тела? 
Что нужно сделать, чтобы изменились форма и размеры тела?
  Предлагает ещё раз задуматься над тем, что же всё-таки объединяет наблюдаемые явления.
Формулируется общий вывод: главной причиной наблюдаемых явлений является действие одного тела на другое.

Анализ проблемной ситуации, поиск ре­шения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и спосо­бов. Представление своей работы
 

Умение сотруд­ничать, вступать в дискуссию, ана­лизировать, дока­зывать, отстаивать своё мнение.
Формирование на­выков поисковой деятельности.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного об­суждения проблем, предположений

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
4-5 мин.

Просмотр видео с ЦОР
Организует обсуждение:
1. Что такое сила?
2. Что нужно сделать, чтобы изменить скорость тела?
3. Что нужно сделать, чтобы изменить форму и размеры тела?
4. Может ли сила действовать на расстоянии?
5. Какие главные свойства силы?
6. Как обозначается сила?
7. Как называется единица измерения силы?
8. Как изображается сила на чертеже?

Устно отвечают на вопросы,
используя результаты работы с учебником.

Первоначальное обобщение полученных результатов проделанной работы и дополнительное повторение основных понятий и выводов.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
4-5 мин.

 

Предлагает выполнить работу:
Дополните предложения
1. В результате действия силы тела либо изменяют ______, либо ______.
2. Сила является мерой ______.
3. Сила – это вектор, поэтому имеет ______ значение и ___.
4. Результат действия силы на тело определяется её величиной, ____ и _____.
5. Деформация – это ________.

Выполняют задание в тетради.
  Проговаривают работу. Обсуждают правильность выполнения.


 

Обучающиеся приучаются к самостоятельному поиску решения с использованием всех имеющихся средств.

Этап включения в систему знаний и повторение
7 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Предлагает расширить объём информации и ответить на вопрос: В каких ещё сферах своей деятельности люди используют понятие «сила» и какое содержание вкладывают в него?
  Проводит небольшую дискуссию.
Предлагает учащимся заполнить таблицу:

Признаки действия силы

Характеристика силы

Графическое изображение силы

Изменение скорости тела (числовое значение, направление)

Модуль (числовое значение)

Стрелка-длина стрелки показывает в масштабе числовое значение

Изменение формы тела

Направление

Направление стрелки-направление действующей силы

Изменение размеров тела

Точка приложения

Начало стрелки-точка приложения силы

 

Вопросы, задания

Варианты ответов

Это легко.
Я готов быстро дать ответ

Надо подумать

Сложно ответить на вопрос

В результате чего может меняться скорость тела?

 

 

 

С какой целью используется понятие силы?

 

 

 

Что такое сила?

 

 

 

Как изображают силу на чертеже?

 

 

 

Назовите единицы силы

 

 

 

Предлагают свои варианты ответов, опираясь на свои знания и жизненный опыт.
Обучающиеся работают с таблицей, записывают ответы.

Обучающимся предоставляется возможность понять и осмыслить всю широту использования понятия «сила» в различных сферах деятельности человечества.
Работа с таблицей способствует самооценке знаний учащихся, дальнейшей работе над учебным материалом, не усвоенным на уроке. Заполнение таблицы расширяет кругозор учащихся, показывает множество проявлений в окружающем мире силы, доказывает значимость этого понятия.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
2 мин.

Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнала...
Из сегодняшнего урока мне в жизни пригодится...
Сегодня на уроке меня поразило...
На уроке я работал(а)...
На уроке у меня появилось желание...
Сегодня я поняла, что не знаю...
На уроке мне удалось больше всего...
 

 

Самооценка соб­ственной учебной деятельности
 

Рефлексия способ­ности организовать творческую работу. Способность взаимо­действия с другими объектами окру­жающего мира.
Рефлексия мотива­ции, способов дея­тельности общения. Прогнозирование

Домашнее задание
1 мин

1. П.20
2. Выполнить задание


 

Анализируют учебную информа­цию
 

Регулятивные, познавательные
 

 
Информационные источники:
1. Физика. 7 класс. Учебник. ФП. ФГОС — С.В.Громов, Ю.А.Панебратцев,  И.А.Ломаченков  —  М. : Просвещение, 2021г.
2. «Рабочая тетрадь пл физике. 7 класс»  А.В. Перышкин: – М.:  Экзамен, 2016г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»