Методическая разработка урока для 8 класса
Способы изменения внутренней энергии тела
Трифонова Людмила Леонидовна
Тип урока: комбинированный. Цель урока: создать условия для усвоения учащимися способов изменения внутренней энергии; научить каждого ученика на уровне восприятия, осмысления и первичного усвоения.
Задачи:
- Образовательные: сформировать понятия о способах изменения внутренней энергии тела, способствовать формированию умений по проведению и объяснению результатов физических опытов.
- Развивающие: стимулировать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к предмету, умению формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, формированию самооценки.
- Воспитательные: способствовать развитию умения анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, формированию способностей в принятии совместного решения.
Методы:
частично-поисковый;
словесный;
творчески-воспроизводящий;
информационно-развивающий.
Приемы:
использование наглядности и технических средств обучения;
практический;
теоретические выводы.
Формы деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая.
Средства обучения: экран, компьютер, мультимедийный проектор, лабораторное оборудование для эксперимента, презентация к уроку, Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. I стадия.ВЫЗОВ
- Прочитайте тему урока.
- Что вы уже знаете об этом?
- Чего вы ожидаете или испытываете потребность узнать?
- Почему вам это нужно знать?
Однако перед тем как вы начнете работу с литературой, давайте немного подумаем о том, как, по-вашему, мнению, можно изменить внутреннюю энергию тела. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и ручку и в течение 3 минут запишите все, что вы знаете об этом или вам кажется, что вы это знаете.
После того как вы закончили свои записи, обсудите их с товарищами в группе.
Заслушивание выдвинутых гипотез, заполнение столбца №1 “Бортового журнала” (таблица №1):
Таблица №1
1.Предполагал | 2.Установил экспериментально | 3.Узнал из учебника |
3. Стадия II. ОСМЫСЛЕНИЕ
Учитель: Вы выдвинули гипотезы. А как проверить их правильность? Учащиеся отвечают. Какие эксперименты могли бы подтвердить ваши гипотезы? У вас 3 минуты на размышление.
После того, как учащиеся завершат свое обсуждение, и запишут свои идеи на листе бумаги, они получают карточки с заданиями – в помощь.(Приложение2: группы №1-3 – задание 1, группа №4 (сильные учащиеся) – задание 2).
Экспериментальная работа.
Учитель предлагает учащимся сверить свои идеи с результатами опытов. Для подтверждения выдвинутых гипотез необходимо провести физический эксперимент и подтвердить свои идеи. Презентация проведенных опытов: группа №1 выполняет опыт 1 и 2 , группа №2 выполняет опыт из вопроса 3 и 4, группа №3 выполняет опыт 5 и 6, группа №4 выполняет опыты согласно своему заданию. По окончанию работы заполняется столбец №2 “Бортового журнала”.
Учитель: Обсудите в группе результаты опытов. Подготовьте общий ответ. (Презентация проведенных опытов.)
Работа с учебником.
Теперь пора перейти к изучению темы, сейчас вы будете читать учебник «Физика-8» А.В.Перышкина, параграф 3.
Однако по мере чтения вы должны будете делать пометки на полях. Пометки могут быть следующие:
- «+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
- «–» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;
- «V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
- «?» – поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Корректировка знаний осуществляется с помощью маркировочной таблицы.
После того, как все участники закончат читать, действуйте следующим образом.
Теперь, когда вы прочли статью, остановитесь и подумайте, что вы прочли. Какие знания подтвердились, какие нет? А теперь каждый сделает индивидуальную таблицу пометок, с тем, чтобы занести полученную информацию по категориям.
Маркировочная таблица
«+» | «–» | «V» | «?» |
Учитель: Обсудите в группе прочтенные материалы, по мере необходимости возвращаясь к тексту. Сначала рассмотрите те вопросы, по которым имелось всеобщее согласие. Затем, обсудите разногласия, и вопрос о том разрешила ли, полученная ими информация все противоречия и неясности. Подготовьте общий ответ. Заполните столбец №3 “Бортового журнала” (таблица №1).
Учитель: Подведем итоги. Поделитесь информацией о том, что вы узнали нового, изучив теоретический материал в учебнике.
4. Стадия III. РЕФЛЕКСИЯ
- Учащимся предлагается ответить на вопросы (Приложение1: Решение задач).
- Работа в группах. Составление синквейна (Приложение 3).
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?(Приложение 4)
- Домашнее задание. § 3; Л. № 921, 934, 928