Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка ученического
исследовательского проекта на уроках
физики по теме «Плотность»

Волкова Елена Васильевна
Ведение
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно – деятельностного подхода. Современный урок физики должен быть ориентирован на решение комплекса образовательных задач:
  1.  усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий;
  2. формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;
  3. развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, образное и аналитическое мышление;
  4. развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать выводы;
  5. формирование и поддержание познавательного интереса к физике.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, направлять деятельность учащимися, развивать их познавательную деятельность. Поэтому главная задача учителя – стать организатором учебного процесса. Для этого на уроках физики используются различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, использование интерактивной доски, исследовательские лабораторные работы и конечно же метод ученических проектов.
Исследовательский проект можно реализовать на уроках изучения нового материала по теме «Плотность». Очень важным элементом проектирования является создание проблемной ситуации. Проблема может возникнуть в результате проведенной демонстрации, в ходе беседы или быть предложенной учителем. В данном случае исследовательская проблема формулируется совместно учителем и учащимися, определяются цели и задачи проекта.
Результатом работы является выявленная зависимость массы вещества от его объема. Присутствует и презентация своей работы классу, а таже обсуждение полученных результатов и формулирование общего вывода. На уроке фронтальная и индивидуальная работа сочетается с групповой. В процессе групповой работы школьники учатся деловому общению, что очень актуально в нашем современном обществе. По окончанию работы заполняется отчет о выполнении учебного проекта. Приложение 5
Для реализации этой разработки необходимо наличие лабораторного оборудования (мензурки, весы, мелкая крупа, песок, пластилин, вода …), по возможности интерактивная доска, телевизор или проектор с экраном, вебкамера или другое оборудование, позволяющее демонстрировать на экране оборудование и записи учащихся. Реализация проекта рассчитана на два урока. (или два занятия внеурочной деятельности)
 
 
Проект «Плотность»
Цели для ученика
Установить математическую связь между массой тела и его объемом, выяснить какая физическая величина отвечает за различие масс тел одинакового объема из разных материалов.
Цели для учителя
Образовательные: проверить знания понятий объем, масса; повторить понятия шкала, цена деления, пределы измерения; продолжить формировать навыки определения цены деления прибора, пределов его измерения; формирование навыков прямых измерений объема и массы тела.
Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах; содействовать развитию интереса к изучению физики; содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
Тип уроков – уроки «открытия» нового знания
Формы контроля: фронтальная устная работа, отчет о проведенном исследовании.
 
1 урок работы над проектом.
Основные понятия: плотность.
Этапы урока:
Организационный (~5 мин.) Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. (фронтальная работа)
Учитель озвучивает тему и цель урока, знакомит с планом урока, делит класс на группы, объясняет систему оценивания работы приложение 1.
Актуализация знаний (~7 мин) (в листе оценки этап называется «повторение») Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.
Фронтальные вопросы:
Почему мы говорим, что все тела инертны?
Какая величина является мерой инертности тела?
На доске изображение мензурки с налитой жидкостью и твердым тело, опущенным в неё (рисунок 1)
вопросы по рисунку:
Как определить цену деления прибора?
Как определить объем жидкости в мензурке?
Как определить объем твердого тела?
 
Введение нового материала (~ 5 мин) (в листе оценки этап называется «новый материал»)
Учитель демонстрирует эксперимент, в котором сравниваются массы тел одинакового объема, изготовленных из разных материалов (набор тела одинакового объема). Ученики и делают вывод о том, что при одинаковом объеме тела, изготовлены из разных материалов имеют разные массы.
Учитель демонстрирует эксперимент, в котором сравниваются массы алюминиевых (пластмассовых) цилиндров разного объема (набор тела одинаковой массы, набор тела одинакового объема, набор калориметрических тел, огэ лаборатория). Ученики делают вывод о том, что с увеличением объема увеличивается и масса тела.
Постановка задачи (~5 мин.)
Ученики под руководством учителя формулируют и записывают в бланк отчета (приложение2)
цель проекта: экспериментально определить, какая существует связь между массой тела и его объемом;
задачи: определить массы и объемы предложенного количества вещества, результаты занести в таблицу, проанализировать полученные данные.
Выполнение лабораторного исследования (20 мин) (работа в группах)
Первый этап лабораторного исследования: выполнение прямых измерений массы и объема вещества
Класс работает группами по ~ 4 человека.
Каждая группа для измерения получает какое-либо вещество (у разных групп разное) и проводит с ним несколько измерений, результаты измерений записывают в таблицу отчета (приложение 2).
 
Примеры заданий для групп:
1 группа измеряет массу и объем кусочков пластилина
2 группа измеряет массу и объем мелкой крупы
3 группа измеряет массу и объем алюминиевых (пластмассовых) цилиндров
4 группа измеряет массу и объем воды
5 группа измеряет массу и объем средства для мытья посуды
...
Рефлексия (3 мин) Оценивание своей работы по критериям.
Домашнее задание: оформить первую страницу отчета.
 
 
Проект «Плотность»
2 урок работы над проектом.
Этапы урока:
Подготовительный (перемена или другое время между первым и вторым уроками проекта)
Если планируется выводить сводные графики результатов всех групп, то учитель заранее вводит данные измерений, проведенных группами в таблицу приложения 4
Организационный (~2 мин.)
Актуализация знаний (~5 мин) (в листе оценки этап называется «повторение») Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.
Вопрос классу:
Как построить график зависимости одной величины от другой?
Индивидуальный опрос у доски.
1 ученик
На доске таблица значений х и у, координатные оси ху рисунок 2.
Задание : построить график зависимости у(х)
2 ученик
На доске таблица значений а и в, координатные оси ав рисунок 3.
Задание : построить график зависимости в(а)
 
Анализ результатов измерений (10 мин).
Второй этап лабораторного исследования: анализ результатов в таблице, построение графиков, выводы. Учитель обращает внимание на то, что между значениями объема и массы нужно найти математическую зависимость, для этого можно с числами выполнять математические операции, для этого в таблице предусмотрена специальная строка.
На этом этапе учащиеся в группе самостоятельно анализируют свои результаты.
Из результатов выполнения лабораторного исследования учащиеся замечают, что при увеличении объема тела, увеличивается его масса, этот вывод записывают в отчет. Учащиеся отмечают, что отношение массы к объему для одного и того же вещества величина постоянная, и записывают вывод.
Можно предложить учащимся сильных классов построить график зависимости массы от объема. А далее, используя график (можно указать на аналогию с графиком равномерного прямолинейного движения, можно воспользоваться учебником алгебры или поискать графики математических функций в интернет) учащиеся делают вывод о том, что зависимость массы от объема линейная.
Защита результатов (~ 15 мин) Учащиеся каждой группы выступают у доски, представляя результаты проведенных измерений. С помощью веб-камеры на доске можно показать таблицу с результатами измерений группы и график, построенный группой.
Формулирование общего вывода и закрепление (10 мин)
По окончании выступлений делается вывод о том, что в каждом случае отношение массы тела к его объему величина постоянная (зависимость массы от объема линейная). При этом разные группы получили разные отношения массы тела к его объему. Если есть возможность, можно на экране в таблице Excel вывести результаты групп рисунок 4 (таблицу необходимо подготовить заранее).
 
На основе этого учитель вводит понятие плотности, записывает ее обозначение, единицы измерения, формулу. Далее показываются таблицы плотности в учебнике. Учитель объясняет физический смысл плотности.
Далее фронтальная работа с таблицей.
Возможные вопросы:
  1. Определите, какое твердое тело имеет наибольшую плотность?
  2. Чему она равна?
  3. Что означает это число?
  4. Какое твердое тело имеет наименьшую плотность?
  5. Чему она равна?
  6. Что означает это число?
  7. Какая жидкость имеет наибольшую плотность?
  8. Какова плотность воды?
  9. Тела, изготовленные из дерева, меди и алюминия имеют одинаковые объемы. Масса какого тела будет наибольшей? Наименьшей? Почему?
  10. Тела, изготовленные из дерева, меди и алюминия имеют одинаковые массы. Объем какого тела будет наибольшим? наименьшим? Почему?
Рефлексия (3 мин) Оценивание своей работы по критериям. Заполнение листка обратной связи. (индивидуальная работа)
Планируемые результаты обучения в этом проекте, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: исследование и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.
Личностные УУД: осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.
 
Заключение
Метод проектов в образовании играет все большую и большую роль, с его помощью мы решаем такой сложный вопрос, как научить учиться. И хотя подготовка к таким урокам, несомненно, занимает больше времени, но результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается теоретическое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества.
Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний, поэтому делать данный процесс деятельностным – прямая обязанность учителя!
 
 
Список литературы:
  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И.  Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008;
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г.  Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного подхода. – М.: Москва, 2006;
  3. Хуторский А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. – М.: Эйдос, 2012.
  4. Матюшкин, Алексей Михайлович. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - Москва : Педагогика, 1972.

Приложение 1 Лист оценки работы на уроке
Этап урока Что делал (а)
повторение Слушал(а) внимательно
 
1 Предлагал(а) варианты ответов 2            
Новый материал Слушал(а) внимательно
 
1 Предлагал(а) варианты ответов 2            
Проведение исследования Помогал измерять 1 Измерил объем 2 Измерил массу 2        
анализ результатов внимательно слушал(а) обсуждение 1 проводил (а) математические вычисления 2 обратил (а) внимание на закономерность 2 построил (а) график 3 определил(а) вид зависимости 3
Защита результатов Слушал(а) внимательно
 
1 Выступал(а) 0-3 Задавал(а) вопросы 2        
закрепление Слушал(а) внимательно 1 Отвечал(а) на вопросы 2            
итого  
Оценка работы:
«3» - 8-13
«4» - 14-17
«5» - 18

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»