Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методический анализ проблемы использования
«нетрадиционных уроков» в процессе
обучения физике в школе

Сенкаль Елизавета Евгеньевна
Требования к организации образовательного пространства непрерывно изменяются: появляются новые требования к учителю, ученикам, а также к особенностям построения и проведения урока. Несмотря на то, что в процессе обучения по большей части применяются уроки традиционного типа, сохраняющие проверенную регламентацию, дисциплину, исполнительность обучающихся, подчиняющихся педагогу, точные очертания учебного материала, цели обучения трансформировались. Стандартная система накопления ЗУН постепенно теряет свою актуальность и на передний план выступает подготовка учащегося как субъекта образовательной деятельности, где основным средством достижения поставленной цели выступает обеспечение познавательной активности и вовлечение в образовательный процесс.
В связи с этим, в педагогической практике все чаще принято использовать элементы нетрадиционного обучения или разрабатывать полноценные нетрадиционные уроки внедряя их в школьную программу.
Проведенный  анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков, но все они объединены одной целью — отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики — закона об активности обучения [1]. Таким образом, нетрадиционный урок предназначен для побуждения учащегося к активизации познавательной деятельности, включения в образовательный процесс, стремлению к теоретическому и практическому освоению знаний, предлагаемых учителем. 
Именно поэтому нетрадиционные уроки, в отличие распространенных традиционных типов отличаются столь широким разнообразием. При этом назначение нетрадиционного урока, его основные целевые установки по большей части просматриваются в самом названии и общей характеристике. К примеру:
  •  урок-консультация подразумевает активное двустороннее взаимодействие учителя и ученика, направленное на уточнение и углубленное изучение отдельных проблемных аспектов по предмету;
  •  урок-взаимообучения, основанный на соприкосновении различных точек зрения и позиций, обучающихся по одному и тому же вопросу с целью обмена основной и дополнительной изучаемой информацией.
Подобные целевые установки несут в себе все без исключения нетрадиционные уроки. По этой причине, целесообразно использовать их гармонично встраивая в учебный план. Поскольку если, урок подобного типа будет применяться непоследовательно или как урок-одиночка может быть потеряна его смысловая составляющая, а учащиеся в свою очередь будут на некоторое время дезориентированы и «выбиты» из общей логики процесса обучения. По этой причине, по мнению О.А. Козыревой, в отношении нетрадиционных уроков распространяется критика со стороны педагогического сообщества [3]. Тем не менее большинство студентов вузов и учеников школ относятся к нетрадиционным урокам положительно, так как комплекс задач и принципов на которых основана логика их построения, несомненного говорит об их практической пользе.
К основным задачам нетрадиционного урока следует относить:
1. Обеспечение общекультурного развития учащихся;
2. Содействие личностному развитию;
3. Вовлечение учащегося в образовательный процесс путем повышения его познавательных мотивов и общей заинтересованности;
4. Акцентирование внимания на коммуникативных компетенциях;
5. Создание атмосферы, способствующей проявлению личных творческих способностей и инициативности.
Достижение поставленных задач в ходе подготовки, организации и проведения нетрадиционного урока, в свою очередь базируется на следующих принципах [2]:
  • Отход от стандартного шаблона построения урока;
  • Стремление к вовлечению учащихся в процесс освоения новых знаний;
  • Опора на занимательность и увлекательную передачу учебного материала аудитории;
  • Сосредоточение на рефлексии и саморефлексии, и как следствие практика самостоятельной оценки собственной эффективности.
На основании вышеизложенного представляется возможным сформулировать выводы о степени значимости нетрадиционных уроков для современного образовательного процесса.
Во-первых, учитывая сложность организации и высокую творческую составляющую, нетрадиционные уроки не могут использоваться как основная составляющая процесса обучения, но как необходимый дополнительный компонент, способствующий развитию навыков умений учащихся по ключевым вопросам.
Во-вторых, использование нетрадиционных уроков необходимо, поскольку они позволяют развивать мыслительную активность учащихся, содействовать активному вовлечению в образовательный процесс, повышать мотивационную составляющую обучения. В этом отношении тенденция к утрате общей заинтересованности к освоению обучающих программ будет сокращена.
В-третьих, видовое разнообразие нетрадиционных уроков, при условии их уместного и грамотного применения в контексте учебного плана, благотворно отразиться на личном авторитете педагога, положительно скажется на его имидже. Поскольку коллектив учащихся, в процессе проведения нетрадиционного урока сможет достичь необходимого единения с личными и профессиональными качествами учителя, его стремлениями и в то же время признают его высокий уровень владения теоретическими и практическими знаниями и умениями в предметной области.
В качестве примера нетрадиционного урока физики можно рассмотреть урок по теме «Атомная энергетика за и против» в дискуссионной форме. Главным достоинством уроков-дискуссий является: участие всех учеников класса, которые могут быть в полной мере оценены учителем и проявить свои знания и способности. Данной теме урока такой формат урока подходит. Так как, сейчас более энергоемких источников энергии нет и строго говорить только о достоинствах и недостатках АЭС не следует, а нужно их сопоставлять друг с другом и с другими источниками энергии. Данный тип урока был апробирован в ходе работы в школе в 2022 году. Учащимся было предложено найти положительные и негативные факторы и затем на уроке высказаться на данную тему. К концу дискуссии ребята понимали, что Атомная энергетика является наиболее энергоемкой, но необходимо обеспечивать тщательный контроль за работой АЭС.
Таким образом, практическая польза нетрадиционного урока для современного образовательного процесса очевидна, что объясняет необходимость ведения дальнейших практических разработок в данном направлении.  
 
1.Герлингер Е.В. Особенности проведения нестандартных уроков // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 858-860. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37053/ (дата обращения: 19.03.2021).
2.Ковалева О.В. Особенности проведения урока в нетрадиционной форме для начальной школы // Бюллетень науки и практики. – 2016. - № 10. – С. 364-368.
3.Козырева О.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. — 2-е изд. доп. и перераб., стер. — Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. — 211 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»