Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внеклассное мероприятие

Российские физики XIX века

Манухина Татьяна Александровна

Американцы копали-копали и нашли моток ржавой проволоки,
после чего заявили, что США – родина проволочного телеграфа.
Наши сколько ни копали – ничего не нашли. Но заявили, что
у нас – родина беспроволочного телеграфа!

Анекдот

Пояснительная записка
     Школьные предметы сейчас, несмотря на все попытки привнести в них реальную жизнь сами по себе очень обособлены. Они содержать конкретные знания, мы на уроках рассматриваем опыты, законы, а ведь за каждым из них стоят конкретные люди. Да, мы так же говорим своим ученикам , что этот закон сформулировал  этот ученый, а данный опыт проводил этот. Они даже могут приготовить сообщение/презентацию рассказав про кого-нибудь из них, но кого они при этом помнят? К сожалению, помнят они далеко не всех и  вспоминают не наших российских  ученых и изобретателей. А ведь в нашей стране их было немало и мы  имеем полное право гордится ими, а для этого об их вкладе в науку нужно говорить, раскрыть нашим детям, что наука это не сухие факты, это чья-то жизнь, это борьба- постоянная борьба с системой, умение отстаивать свои интересы, действовать несмотря ни на что. Хочется так же обратить внимание учащихся на то что все эти люди, о которых пойдет ниже речь, являются истинными патриотами своей страны, заботившимися о ее благе.  Как известный Левша, умирая в больнице для бедных , просит передать  императору как хранить ружья, так и     , например, в отсутствии финансирования пишет  военному министру России  …. Я не считаю себя в праве  эксплуатировать за границей, не предоставив их  прежде всего на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства».  12.12.1898г.    Как мне кажется, подобные мероприятия должны помочь нашим детям поглубже познакомиться с историей, почувствовать гордость за своих соотечественников, по другому взглянуть, на деятельность ученых.  Для данной работы сложнее всего было отобрать  кандидатуры ученых. Я постаралась ограничиться во первых временем- XIX век, охватить по возможности его весь( чуть –чуть заходя за границы), во вторых – среди рассматриваемых персоналей должны быть как известные учащимся ученые, так и те, о которых они слышали, может быть в первый раз, в третьих , рассматриваемые работы не должны были быть сосредоточенными вокруг одного изобретения (например вокруг изобретения лампочки или радиосвязи). В результате,  мой выбор остановился на следующих ученых:  Петров  В.В. (физик экспериментатор), его преемник на посту Акадамии  Наук  - Э.Ленц (российский физик немецкого происхождения. (Мало кто из учащихся знает о том, что Э.Ленц родился и всю жизнь работал в Российской империи), В.Н.Чиколев,   Н.Пильчиков.(его называли « русский Тесла»).

План-конспект внеклассного мероприятия

  Предмет: физика

Класс: 9-10
Тема мероприятия: «Русские физики XIX века»
Продолжительность мероприятия: 60 + 15 минут
Тип занятия: внеурочное мероприятие.
Форма организации работы:
 - групповая (мини проект)
Оборудование урока: стенд, раздаточный материал.
Формы, методы и технологии занятия:
практические, наглядные, вербальные, частично-поисковые, групповые, проектные
Цель:  расширение кругозора учащихся, приближение
Задачи:
образовательная:
- знать российских ученых, которые внесли существенный вклад в развитие науки.
- закрепить знание формулировок основных законов, известных за курс средней школы ( правило Ленца, давление света)
- показать как открытия влияют на дальнейшее развитие НТП.
развивающие:
- способствовать развитию умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы;
- создавать условия для развития мыслительных способностей и воображения учащихся посредством выполнения заданий.
- умение представлять полученную информацию.
воспитательные:
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков   учащихся (умение работать в группе: распределять обязанности, представлять информацию в другом формате);
-   способствовать повышению  интереса  учащихся к предмету.
-   развитие патриотизма.
-   способствовать формированию умения учащихся добиваться результата, 
( путем рассмотрения жизненного пути данных ученых). 

Авторская разработка.
 Авторские комментарии:

  1.  Сценарий данной игры предполагает наличие 4-х команд, по 4-5 человек. Можно из одного класса, можно по команде от каждого класса в параллели.

  2. Для проведения данного мероприятия потребуются: переносные стенды ( можно использовать классную доску), где будут располагаться материалы, предоставленные участниками. В процессе занятия не используется электронная доска, что делает возможным проводить его где удобно, а атмосферу более камерной. 

  3. В зависимости от участников  и желания педагога можно  разыграть 2 сценария-  соревнование, для чего приглашается независимая судейская команда 3-4 человека ( примерное распределение заданий о очкам в приложении №2) или же свободным познавательным мероприятием, где   победителем признается та команда, которая максимально быстро и правильно справится с финальным заданием.

  4. Учащимся можно предложить накануне игры ознакомиться с некоторыми видеофрагментами.

https://www.youtube.com/watch?v=4zMAnVKQwN8&t=4s  (В. Петров)
https://www.youtube.com/watch?v=d75oaJRA1Xc  (Э.Ленц)
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1140290155084368317&from=tabbar&parent-reqid=1648833377187294-5798796571283643766-sas2-0099-sas-l7-balancer-8080-BAL-1813&text=чиколев+цитаты  (Чиколев)
https://yandex.ru/video/preview/1910888438567011105  (Пильчиков В.М.)

 

Этапы внеклассного мероприятия:

  1. Организационный момент.

Учитель: В нашей стране в                      2022 году будет отмечаться 350-летие со дня рождения Петра I – царя, преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и в развитие отдельных её городов и поселений. Одним из направлений деятельности Петра было реформирование системы образования. Появилась целая сеть школ и других учебных заведений,  в Петербурге открывается общественная библиотека,  и основывается  Академия наук.  Планы у Петра петвого были громадные, но далеко не всем было суждено сбыться. Например служить в Академии могли  только люди, получившие ученую степень, а в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию для ее получения. Поэтому  ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но многие, хотя и не все, люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось. В результате все-таки  подобная политика привела к тому, что в российской академии наук большая часть ученых мужей была иностранного происхождения. Но веры в русского человека царь не терял. 
 
Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.                 (Петр I)
 
Здесь, на 1-м  стенде  представлены имена различных ученых , а на 2-м слова, из которых можно составить цитату известного советского ученого И.В.Курчатова. Ваша задача, за один подход убрать табличку с тем ученым, который не «служил России», под словом « служил», я подразумеваю то, что он постоянно работал в России и вся его жизнь была связана именно с ней (приложение 2). 
 
Ком: за один подход убирают одну фамилию, если под фамилией оказывается такая же табличка участникам ( она же балл) не отдается – ошибка(поэтому «правильные» слова следует распечатать в двойном количестве).  Так же дополнительные 3 балла получает команда первая составившая фразу  «Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают порог столетий»
 
Учитель: Отлично, все молодцы. Мы видим на стенде остались имена людей, которые своими трудами поднимал. развивали нашу науку, выводили ее на новый уровень. Кто из них вам знаком?  А что-нибудь вы можете о нем нам рассказать?  Я надеюсь, что после сегодняшней встречи вы сможете ответить иначе. И  что вам будет чем гордиться и желание поделиться своими открытиями с окружающими  будет  переполнять вас. Итак начинаем…
       Правила: не шуметь, уважать друг друга и когда кто-то говорит, представляет работу- не перебивать, можно перемещаться рядом со своим столом, советоваться в группах не оскорбляя друг друга. Если появляются вопросы- поднимаем руку.

  1. Ознакомительный.

Учитель : у вас на столе  распечатана краткая биография всех 4-х ученых. По жребию вы выбираете одного. Ваша задача – на листе формата  А2 представить всю информацию по этому ученому и в последствии по этому плакату представить ее нам. Попутно обратите внимание на лист -сопровождения. Его так же нужно будет заполнить максимально полно и правильно.  Для каждого ученого он может немножко отличаться.
 
Ком: 10 минут на работу + 10 на представление краткой информации об ученом.
 

 

2. Блиц опрос.  «Быстрее,   быстрее, быстрее..»  Учитель задает ученикам вопросы правильно отвечающие получают жетон, прибавляющий им баллы.

Список вопросов в приложении №3.

3. «Узнай меня.» Учащиеся вытягивают новую карточку с именем . Задание  Изобразить данного ученого без слов, так что бы все поняли, о ком идет речь.  ( Оценивание: та команда, которая узнала первой получает 6 очков, объяснявшая - 3 очка, если все ответили одновременно – всем по 2). Время на обдумывание 5 минут, на показ – 1 минута.

4 Учитель: Сейчас мы подошли к финальному этапу нашей игры/ встречи. Вам предстоит максимально быстро и правильно собрать 4 «цепочки» относящиеся к каждому из ученых. 

Ком: учащиеся получают конверт в котором находятся разрезанные карточки сопровождения, заранее заполненные учителем. Их задача восстановить цепочки. Можно использовать чистые листы и клей карандаш, если учителю и учащимся так будет удобно. 

5. Рефлексия. Итак, сейчас, когда накал страстей спал. У всех всё получилось, ну может где-то не очень удачно, значит будем совершенствоваться. Давайте вернемся в начало, к вопросу 

- Кого же мы знаем из наших русских ученых?
- Какую, я надеюсь,  известную вам личность – российского ученого- электротехника нужно обязательно поставить в один ряд вместе с Петровым, Ленцом, Чиколевом и Пильчиковым?
- Прав ли был Петр 1 в своей вере в русский народ?
-  Кто из представленных сегодня ученых вам импонирует больше всего? Почему?
- Что бы вы могли пожелать нашим ученым сегодня? Хотите ли вы поделиться этим с нами?
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО…
 

 Литература, используемые материалы:
      

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Петров,_Василий_Владимирович

  2. https://elektroznatok.ru/info/people/vasilij-vladimirovich-petrov

  3. https://elektroznatok.ru/info/people/emilij-hristianovich-lenz

  4. А. Томилин  «Мир электричества» https://itexts.net/avtor-anatoliy-nikolaevich-tomilin/223986-mir-elektrichestva-anatoliy-tomilin/read/page-16.html

  5. https://topwar.ru/34163-fenomen-russkogo-geniya.html

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пильчиков,_Николай_Дмитриевич

  7. Для учащихся https://rusdarpa.ru/?p=1388

  8. https://yandex.ru/images/search?

  9. from=tabbar&text=чиколев&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fso-ups.ru%2Ffileadmin%2Fnews_import%2F04081845.jpg&rpt=simage&lr=2

  10. https://yandex.ru/images/searchfrom=tabbar&nomisspell=1&text=правило%20ленца%20анимация&source=related-0&pos=6&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fprofil.adu.by%2Fpluginfile.php%2F3551%2Fmod_book%2Fchapter%2F9363%2F%25D0%25A0%25D0%25B8%25D1%2581.%2520178.jpg&lr=2&rlt_url=https%3A%2F%2Fshkolaklub.ru%2F6577-large_default%2Fpribor-dlya-demonstracii-pravila-lenca.jpg&ogl_url=http%3A%2F%2Fprofil.adu.by%2Fpluginfile.php%2F3551%2Fmod_book%2Fchapter%2F9363%2F%25D0%25A0%25D0%25B8%25D1%2581.%2520178.jpg

  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленц,_Эмилий_Христианович

  12. https://yandex.ru/images/searchpos=8&from=tabbar&text=взрыв%20мины%20в%20воде&img_url=http%3A%2F%2Fcdncrimeanews.com%2Fimg%2F20180720%2Fe63844ee3d305f1070022dae2f487640.jpg&rpt=simage&lr=2

  13. https://pikabu.monster/post/7568387-content

  14. https://2016.f.a0z.ru/09/04-4280697-si-3m.jpg

  15. https://topwar.ru/34163-fenomen-russkogo-geniya.html

  16. https://studfile.net/preview/9104413/page:20/

  17. https://topwar.ru/34163-fenomen-russkogo-geniya.html

  18. http://www.energomuseum.ru/expo/personalii/chikolev-vladimir-nikolaevich/ 

 
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 
Петров Василий Владимирович (1761-1834)

  физик-экспериментатор и электротехник, член Петербургской академии наук. 
- Организовал серию исследований, которые положили начало серьезному изучению явления люминесценции( холодному свечению тел).
- Осуществил глубокий теоретический анализ известных ему научных открытый в сфере электричества,
- смог открыть и описать электрическую дугу – эффект свечения между двумя электродами.
- Первым указал на наличие зависимости силы электротока от площади поперечного сечения проводника.
- Исследовал физические свойствами снега.  Открыл процесс возгонки, или сублимации снега, сформулировал экспериментальные законы сублимации снега и льда 
 
        Василий Владимирович родился 8 (19) июля 1761 года в городе Обояни недалеко от Курска. Его отец был священником, поэтому он получал образование в церковно-приходской школе, затем в Харькове в тогда единственном на Украине образовательном учреждении (Харьковский коллегиум), после перевелся в столицу в учительскую семинарию. Здесь в сфере глубоких интересов Петрова оказались физика и математика.  По окончании он какое-то время работает в  Барнауле( с 1877г), учителем физики и математики в училище, затем  в Инженерном училище при Измайловском полку и в  1793 году в  медико-хирургическое училище Петербурга читать физику и математику. Через 2 года Петров получает профессорское звание и собственный хорошо оборудованный кабинет для проведения физических экспериментов. Наряду с научными открытиями, Петров запомнился новаторским подходом к преподаванию физики. Он нередко сопровождал свои лекции многочисленными опытами, настояв на включение в образовательный процесс специального практикума. Его кабинет физики превратился в передовую для своего времени учебно-исследовательскую лабораторию, в конце его работы насчитывал более 600 приборов, треть которых относилась к исследованию магнетизма и электричества. В этом кабинете впоследствии работали Б.С.Якоби, Э.Х.Леенц.  Финансирование шло очень плохо и многие приборы Петров чинил и покупал за свой счет, из-за чего был крайне стеснен в финансах. Это же кабинет послужил надуманным предлогом для увольнения 60-ти летнего профессора, мешавшего спокойно жить очередному бюрократу своей деятельностью.
             Василий Владимирович всерьез интересовался работами итальянского физика  А.Вольта. В 1802 году ему удалось найти необходимую сумму для начала изготовления огромной гальванической батареи. Элементы батарее он расположил горизонтально в 4 ряда, что бы под действием веса электролит не вытекал из нее.  Согласно современным оценкам батарея создавала напряжение около 1500 — 1700 Вольт. Автор доказал, что ее действие связано с химическими процессами, протекающими между металлами и электролитом.  При помощи этого источником тока, Василий Владимирович провел ряд исследований, результатом которых стали важные открытия в области электролиза., зависимости работы батареи от температуры, ПЕРВЫМ выделял металлы из солей и растворов при помощи электрического тока.  
Опыты с электричеством
Василий Владимирович изучал электрические явления, которые наблюдались в разреженном пространстве с неэлектризованными объектами. Доказал возможность наэлектризовать металл при помощи трения. В 1804 году издал свой третий труд «Новые электрические опыты», посвящённый исследованию электричества от трения Исследование люминесценции
Ученый уделял огромное внимание изучению проблем свечения тел, детально исследуя явление фотолюминесценции и хемилюминесценции. При этом он четко разделял эти два понятия. В первом случае речь шла о свечении, возникающем посредством подводимой энергии света, а во втором за счет химических трансформаций в теле.
Опыты с электрическим током .
        Петров стал первым применять с целью изоляции проводов сургуч, а для многожильной проводки использовал специальное изоляционное покрытие из  шелковой нити или медной проволоки, покрытой небольшим восковым слоем.
- Один из первых на планете применил параллельное соединение проводников, что позволило добиться более сильного действия.
-  Получил и  описание электрической дуги, которая появляется во время сближения двух угольков, имеющих соединение с источником тока.   !!! Но, открытие не получило признание, отсутствовал перевод его трудов на другие языки , хотя в дальнейшем, спустя пол века именно его разработки легли в основу «Электрической свечи» П.Яблочкова и электросварки Н.Бенардос. (рус инженер, 1881г.). Ну а в это время признание вместо него получил англ физик Гемфи Дэви.  Но мы то теперь знаем. Вольтова(электрическая) дуга впервые вспыхнула в России! Сам он писал "Я надеюсь, что просвещённые и беспристрастные физики по крайней мере некогда согласятся отдать трудам моим ту справедливость, которую важность сих последних опытов заслуживает". Так  и получилось.
Опыты с газами: Исследовал кислородную теорию горения, в которой пришел к выводу что только там, «где находится кислотворный газ… там только и может происходить горение»
       Работы в области химии:  Еще одна сфера интересов Петрова лежала в области химии.  Способствовал появлению прогрессивных идей, связанных с сущностью химических процессов, в частности, окисления.  Изучал причины разрывания камней от намоченных водой деревянных клиньев и деформацию трубок из металла, наполненных водой, от бобовых или гороховых зерен.
Снег:  В сфере интересов ученого был обычный снег, физические свойства которого также подверглись исследованию. Он впервые сформулировал и описал сублимацию снега и льда.
  Образование:      Петров был настоящим ученым-самоучкой, который не заканчивал университетов и не имел возможности пройти научную школу. Он не выезжал за рубеж и не мог лично пообщаться с европейскими коллегами. Василий Владимирович ушел из жизни 22 июля (3 августа) 1834 года в Санкт-Петербурге в возрасте 73 лет.
 
Интересные факты
           Петров проводил свои исследования в те времена, когда приборов было очень мало, что делало очень сложным отслеживание результатов работы. В этом случае Василий Владимирович опирался на собственные ощущения, вызываемые электротоком в его пальцах. Чтобы повысить чувствительность конечностей он удалял с их кончиков верхнее наслоение кожи. Это позволяло обнаруживать даже незначительные заряды тока.
      В самом конце XIX века студент Петербургского университета А. Гершун нашел его книгу «Известие о гальвани-вольтовских опытах», которая получила высокую оценку в это время. Стало ясно, что этот электротехник совершил свои открытия раньше тех, кому они были приписаны. Однако все это никак не повлияло на развитие мировой науки, так как его опыты и эксперименты были многократно продублированы другими исследователями.
      В 1803 году был избран корреспондентом Академии Наук, а в 1807 году  избран членом академии (его преемником в 1834 году был назначен Э. Х. Ленц). Многочисленные физические, химические и метеорологические исследования Петрова опубликованы в изданиях Петербургской Академии Наук. Под редакцией Петрова в 1807 году издан перевод учебника физики Шрадера («Начальные основания физики для употребления в гимназиях»). Этим учебником пользовались до начала 1830-х годов. По отзывам современников, Петров был прекрасным лектором и одарённым руководителем.
Центральная площадь города Обояни, родины В. В. Петрова, носит его имя.
На фасаде Дома академиков в Санкт-Петербурге, расположенном по адресу: 7-я линия Васильевского острова, 2/1, лит. А, установлена мемориальная доска в память о В. В. Петрове
 

Карточки сопровождения

Фамилия Имя.

В.В.Петров

Годы жизни.

 
 

Образование.

 

звание

 

Научные открытия ( можно несколько)

 

Фраза, высказывание , цитата, характеризующие личность/ деятельность/открытия.

 

Печатные материалы.

 

Ученые,  использовавшие в своих изобретениях труды  ….

 

Чем занимался по мимо  научных исследований.

 

           
 
 Ответ для проверки:

Фамилия Имя.

В.В.Петров

Годы жизни.

1761-1834

Образование.

Законченного нет. Самоучка.

Звание

Профессор,  член Петербургской  Академии Наук.

Научные открытия ( можно несколько)

- Создал мощную батарею –
- описал и изучил электрическую дугу
- указал зависимость силы тока от площади поперечного сечения проводника.
- доказал возможность элекризации проводников
- способствовал распространению в России кислородной теории горения.

Фраза, высказывание , цитата, характеризующие личность/ деятельность/открытия.

"Я надеюсь, что просвещённые и беспристрастные физики по крайней мере некогда согласятся отдать трудам моим ту справедливость, которую важность сих последних опытов заслуживает".

Печатные материалы.

«Новые электрические опыты» «Известие о гальвани-вольтовских опытах»

Ученые,  использовавшие в своих изобретениях труды  ….

П.Яблочков(электрическое освещение), Н.Бенардос - электросварка

Чем занимался по мимо  научных исследований.

 
Создавал  физический кабинет. Развивал новый подход к преподаванию физики

 


Эмилий Христианович Ленц 
 (нем. Heinrich Friedrich Emil Lenz, 1804-1865) – известный российский ученый немецкого происхождения,
- стоявший у истоков электротехники и учения о магнитных явлениях.
-открыл закон, определяющий тепловое воздействие электрического тока
 -открыл  закон индукции, названный именем автора.
- изучал  проблемы механики, геофизики, океанографии, а также химические технологии.

      Эмилий Ленц родился на территории Лифляндской губернии Российской империи 24 (12) февраля 1804 года в городе Дерпт (сейчас Тарту, Эстония). После окончания обучения в местной гимназии юноша поступает в Дерптский университет на естественно-научный факультет. На это его спонсирует дядя. Он сразу привлек внимание многих преподавателей своей целеустремленностью, трудолюбием и, конечно, огромным талантом, в университете был создан  прекрасный физический кабинет и к его работе  привлеки и  Ленца. Но из-за финансовых трудностей закончить этот факультет он не  смог  и перевелся на богословский факультет, хотя и не испытывал к нему склонностей.  Не успев окончить полного курса, в 1823 году он был приглашён физиком в кругосветную экспедицию Коцебу, где участвовал в проведении научных исследований. Уже тогда он умел на высоком уровне проводить физические измерения, грамотно фиксируя полученные данные.  Эмилий изучал физические свойства океанической воды, наблюдал и подробно описывал атмосферные явления,  доказал наличие взаимосвязи между соленостью океанической воды и количеством солнечной радиации, а также силы ветра.( Он сделал вывод, что наименее соленая вода на экваторе, так как там больше всего солнечного тепла, а воздух малоподвижен. В этих условиях в процессе испарения микрокапли остаются над поверхностью воды, создавая препятствие для воздействия солнца.) Ленц также разработал циркуляционную теорию морских течений, правильность которой впоследствии подтвердили другие исследователи. Также он впервые четко обозначил задачи физической географии как научной дисциплины. В 1829 году Эмилий отправляется в составе первой экспедиции на Эльбрус. Его поездка носила научный характер.. Во время путешествия ученый смог рассчитать высоту горы барометрическим способом. Ленц не стал первым покорителем Эльбруса – он был вынужден остановиться на высоте 5350 м из-за недостатка кислорода. В этот период своей жизни Ленц активно изучал изменения уровня Каспия, магнитных явлений в Николаевской обсерватории на Кавказе, выходы на поверхность горючих газов в районе Баку, собрал образцы нефти
        В 1834 году стал академиком  Петербургской академии наук. Вместе с тем он состоял профессором, а в последние годы и ректором С-Пб университета. Преподавал также в Немецкой школе.



You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»