Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности преподавания физики
при работе с учащимися c ЗПР

Алюкина Наталья Александровна
   Сейчас большое внимание в нашем обществе уделяется людям с ограниченными возможностями здоровья. Учителя сталкиваются с детьми с ОВЗ на своих уроках. Я учитель физики и информатики со стажем 20 лет и хочу поделиться с вами опытом своей работы с учениками, которые имеют задержку психического развития (ЗПР). Под запаздывание психического развития у ребенка понимается нарушение отдельных психических функций, таких как память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера. То есть дети отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Считается, что к окончанию 9 класса они должны сравняться с нормотипичными сверстниками. Но так бывает не всегда и переходя в колледжи и другие учебные заведения дети не всегда становятся там успешными. Хотя нам хочется сделать всё возможное, чтобы выпускники коррекционных школ могли приобрести профессию и были востребованы в жизни.
     Так как мой предмет физика, то я знакомлюсь с детьми, которые учатся в 7 классе. Уроки стараюсь строить с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость, которые отрицательно влияют на усвоение физических понятий. 
     Важнейшими коррекционными задачами являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного и физического труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать физические опыты, записи, уметь объяснить их. Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Наглядность для учащихся ЗПР даёт возможность изучить объекты и явления в образной, чувственно воспринимаемой форме.
   В 7 классе учащиеся часто работают с пластилином, ножницами и клеем. Примеры использования наглядности на уроках физики.
  1. На первом уроке для того, чтобы лучше усвоили разницу между понятиями «тело» и «вещество», каждому ученику раздаётся кусок пластилина (одинакового объёма и одинаковой формы). Из пластилина вылепливается фигура, у каждого своя, и делается выставка.
  2. В теме «Физика и техника», каждому ученику выдаётся напечатанные картинки ученых. Дети вырезают их, приклеивают в тетрадь и далее, читая §6 подписывают, какой вклад внёс ученый в науку «физика».
  3. При изучении темы «Молекулы», из пластилина каждый ученик лепит модель молекулы воды. Все модели складываем в широкий сосуд и называем это «лужей».
  4. Хорошо воспринимают учащиеся разницу в строении и движении молекул в различных агрегатных состояниях при подвижной игре. Ученики-молекулы сидят за партами и покачиваются из стороны в сторону – это твердое тело (модель кристаллической решётки). Учитель говорит, что температура тела повышается и учащиеся начинают меняться местами – это жидкость. Потом возникает вопрос, как смоделировать газ. Оказывается «нужно бегать из стороны в сторону, сталкиваться и разлетаться». Ну такое движение учащихся (хаотичное и беспорядочное) можно увидеть, когда прозвенит звонок и все выбегут на перемену.
  5. В 8 классе на первом уроке учащиеся делают модель термометра своими руками. Для этого заранее заготавливается картонная основа, шкала Цельсия две нити: белая и красная.
    Некоторые понятия или физические термины даются учащимся ЗПР с особым трудом. Например, «цена деления прибора». Вопросы про название, цену деления и показания прибора я включаю в каждую контрольную работу. Кроме этого, часто урок начинается с того, что по одному ученику с каждого ряда подходят к термометру и объявляют какая температура сегодня в классе. Дети разного роста и температуру говорят ± 1ºС. Тут же вспоминаем цену деления этого термометра и выясняем, что правы все, так как эти показания укладывается в пределах погрешности прибора.
     Трудно учащимся с запаздывание психического развития даются задачи и их оформление. В 7 классе, чтобы приучить учеников к правильному оформлению задач, я сначала печатаю домашние задания с карточками, в которых уже написано разделы «Дано, формулы, СИ и решение». На уроке, при решении задач, особое внимание уделяю оформлению количественных задач. При записи ответов на качественные задачи, обращаю внимание учеников на то, что одно слово не является ответом и не оценивается. Ответ должен быть полный и включать в себя доказательство ваших слов: физический термин, закон, формулу, выражающую связь величин и т. п. Предложение в ответе на качественную задачу должно быть сложное или ответ должен состоять из нескольких простых предложений. Например, чтобы ответить на вопрос: «В какой из чайников можно налить больше воды?», ученик убирает вопросительное слово «В какой», ставит вместо него «Во второй». После этого нужно поставить запятую (чем чаще повторяем правили русского языка, тем лучше) и объясняет, используя термин «сообщающиеся сосуды». Получается так: «Во второй чайник можно налить больше воды, так как чайник представляет собой сообщающиеся сосуды и в них однородная жидкость устанавливается на одном уровне. У второго чайника носик выше».
     Математические знания у большинства учащихся ЗПР развит слабо. Поэтому задачи чаще всего решаются в одно, максимум два действия. Такие Ученики плохо умеют преобразовывать формулы, пользоваться правилом пропорции, вести действия со степенями и переводить из одних единиц измерения в другие, особенно из км/ч в м/с. В ущерб физике часто тратим время на математические подсчеты. Прямо на доске считаем в столбик.
Чтобы активизировать внимание учащихся и желание отвечать, я использую очень полюбившийся детям приём «копим баллы». Я ставлю за каждый, даже маленький ответ, интересный вопрос или обнаруженную на доске ошибку «плюсик с подписью на полях тетради». Ученики в течение нескольких уроков собирают такие «плюсики» и обмениваю их на оценку. Пять «плюсов» - пятёрка в журнал, четыре – четвёрка, кто-нибудь сдаёт и три «плюса» на тройку, особенно в конце четверти. Желательно оценивать так очень слабых учеников, у них появляется стимул к работе на уроке и желание отвечать.
     Работа в классах, где все дети с задержкой психического развития, очень отличается от работы с нормотипичными детьми. С одной стороны, учителю не нужно сильно углубляться в предмет, задачи решаются базового уровня, нет ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Но с другой стороны и этот базовый уровень трудно донести до ребёнка, который плохо читает, запоминает. Часто приходится учить законы и определения на уроке всем классом, как стихотворение. А к концу темы или на контрольной работе большáя часть учеников не может воспроизвести заученное. Поэтому чем больше практических работ, мини проектов, фронтальных опытов будет на уроках, тем лучше усваивается материал. Каждое важное понятие нужно повторять при любом удобном случае. Приучить учащихся вести тетради, чтобы на проверочных работах они могли ими пользоваться. Тетради нужно проверять регулярно.
     Если вы хотите работать с детьми с ОВЗ, то необходимо проявление педагогического такта. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в силах ученика, обеспечить ему субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Детям обязательно нужна помощь специалистов (дефектолога, логопеда, психолога) и родителей (при организации учебного процесса и выполнении домашних заданий). А нам, учителям терпения и успехов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»