Конспект урока по физике для 8 класса, ОВЗ
Влажность воздуха
Алюкина Наталья Александровна
Тип урока: комбинированный: получение нового знания и мини-проект (лабораторная работа)Цель урока: получить новые знания по теме «Влажность воздуха»
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторить основные понятия, изученные на предыдущих уроках: испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар, поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации пара;
- изучить понятие влажности и точки росы;
- измерить влажность воздуха в классе.
- Развивающие:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
- развитие у учащихся произвольного внимания, умения анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
- Воспитательные:
- развитие познавательного интереса к предмету;
- научиться определять влажность воздуха в бытовых условиях;
- изучить влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека, его здоровье;
- развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
- Предметные:
- формирование умения применять теоретические знания по физике на практике по теме: «Влажность воздуха».
- Личностные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- формирование у каждого ученика навыков самоконтроля.
- Метапредметные:
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- формирование взаимосвязей различных сфер человеческой жизни на примере работы с прибором психрометр.
- технология обучения применению отдельных элементов знаний;
- технологии проектной деятельности.
Урок построен с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (ЗПР): недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость, которые отрицательно влияют на усвоение физических понятий.
Важнейшими коррекционными задачами являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного и физического труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать физические опыты, записи, уметь объяснить их. Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Законы физики даются в процессе практических упражнений через решение задач и выполнение лабораторной работы.
Добрый день, ребята!
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации. У вас на столах карточки с тестовыми вопросами. Обведите, пожалуйста в кружок правильный ответ. У вас на это примерно 3 минуты.
- Что такое испарение?
- Испарение — это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
- Кипение.
- Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
- Переход вещества из жидкого состояния в газообразное.
- Какой пар называется насыщенным?
- Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
- Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
- Пар в комнате.
- Пар на улице.
- От чего НЕ зависит скорость испарения жидкости?
- Температуры
- Массы
- Ветра на поверхности
- Площади поверхности
- Рода жидкости
- Внутренняя энергия испаряющейся жидкости…
- Увеличивается
- Уменьшается
- Не изменяется
- Уменьшается или увеличивается в зависимости от рода жидкости
- Процесс, обратный испарению называется
- Кипение
- Плавление
- Кристаллизация
- Конденсация
Так мы с вами повторили теорию, а сейчас попробуем применить её к задачам. Ответьте на 1,2,3,6 вопросы после §17 (стр. 53 учебника).
Испаряется ли вода в морях и океанах? Да, испаряется. Как вы думаете, что характеризует много или мало водяных паров содержится в атмосфере? Уверена, что вы не раз слышали эту характеристику по телевидению или у вас в телефоне в разделе погоды. Правильно, это «влажность». Приведите примеры чисел влажности воздуха. Например, 90% — это много, а 20% — это мало. А бывает 100%? Бывает. Означает ли, что весь воздух превращается в воду?) Конечно, нет.
Давайте выясним, что же такое влажность. Запишите тему урока – «Влажность воздуха». Поставим две стрелочки от темы урока. Первая – это абсолютная влажность, вторая – относительная. Абсолютная показывает нам, сколько граммов водяного пара содержится в 1 м3 воздуха (плотность ρ). Относительная влажность показывает близок ли водяной пар к насыщению. Откройте учебник на стр. 57 прочитайте на синем фоне определение относительной влажности воздуха. Относительная влажность обозначается буквой «фи» и определяется по формуле φ = ρ/ ρ0 · 100%. Но кроме формулы относительную влажность можно определить при помощи приборов. Найдите название приборов под рисунками в учебнике: конденсационный гигрометр, волосной гигрометр и психрометр.
Познакомимся поподробнее с психрометром. Название психрометра произошло от греческого - «холодный» и «мерить». У него два термометра. Один измеряет температуру воздуха и называется сухой термометр. Второй термометр обернут влажной тряпочкой и называется влажный. Одинаковую ли температуру будут показывать эти термометры? Разную. Вода с влажного термометра испаряется при этом термометр охлаждается. Чем меньше влажность воздуха, тем быстрее происходит процесс испарения и больше разность температур сухого и влажного термометров. По специальной таблице можно определить относительную влажность воздуха.
Теперь давайте сделаем психрометр сами. Откройте тетради для лабораторных работ. Вспомним технику безопасности (читаем пункты из техники безопасности, текст напечатан и вклеен в тетрадь).
Техника безопасности на лабораторных работах по теме «Тепловые явления»
- Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны.
- Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
- Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
- При работе со стеклянным оборудованием, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.
- Остерегайтесь ожогов горячей водой.
- Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.
- При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.
- Если вода попадёт на стол, тетрадь, книгу – сразу попросите тряпку и вытрите потёки.
- Берегите оборудование и используйте его по назначению.
- При получении травмы обратитесь к учителю.
Откройте учебник на стр. 222. Напишите в тетради ЛР №3, дату. Выполняем работу, как написано в учебнике. Пишем:
Тема: Измерение влажности воздуха.
Цель работы: измерить влажность воздуха.
Приборы и материалы: термометр, стакан с водой, марля.
Ход работы:
t сухого, ºС | t влажного, ºС | Δt = t – t, ºС | φ, % |
Подсчитываем разницу сухого и влажного термометров, записываем в таблицу. Выделяем в психрометрической таблице показание сухого термометра и разность. На пересечении строчки и столбца ищем результат влажности воздуха. Приклейте вашу психрометрическую таблицу в тетрадь для лабораторных работ. Сделаем вывод.
Вывод: я определил(а) влажность воздуха в кабинете физики, она равна, например, 62%.
Вложите в тетрадь ваши тесты, которые написали в начале урока и тетрадь сдайте.
Подведём итоги урока и вспомним, что сегодня нового мы узнали.
- С какой физической величиной мы сегодня познакомились? (влажность)
- Какие единицы измерения у относительной влажности? (%)
- Какие приборы бывают для измерения влажности? (гигрометр, психрометр)
- Какой прибор вы сделали своими руками? (психрометр)
- Используют ли люди понятие «влажность» в своей жизни? (да, в быту, при хранении продуктов, для выращивания растений)
Спасибо, ребята за урок. Сегодня все хорошо работали. Надеюсь, что у кого-нибудь дома появятся физические приборы, такие, как, например, психрометр)