Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по физике для 8 класса, ОВЗ

Влажность воздуха

Алюкина Наталья Александровна
Тип урока: комбинированный: получение нового знания и мини-проект (лабораторная работа)
Цель урока: получить новые знания по теме «Влажность воздуха»
Задачи урока:
  1. Образовательные:
    1. повторить основные понятия, изученные на предыдущих уроках: испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар, поглощение энергии при испарении и выделение её при конденсации пара;
    2. изучить понятие влажности и точки росы;
    3. измерить влажность воздуха в классе.
  2. Развивающие:
    1. совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
    2. развитие у учащихся произвольного внимания, умения анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
  3. Воспитательные:
    1. развитие познавательного интереса к предмету;
    2. научиться определять влажность воздуха в бытовых условиях;
    3. изучить влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека, его здоровье;
    4. развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
Предполагаемые результаты: 
  1. Предметные: 
    1. формирование умения применять теоретические знания по физике на практике по теме: «Влажность воздуха».
  2. Личностные:
    1. формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    2. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
    3. формирование у каждого ученика навыков самоконтроля.
  3. Метапредметные: 
    1. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
    2. формирование взаимосвязей различных сфер человеческой жизни на примере работы с прибором психрометр.  
Технологии системно-деятельностного подхода:
  1. технология обучения применению отдельных элементов знаний;
  2. технологии проектной деятельности.
Примечание к уроку. 
Урок построен с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития (ЗПР): недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость, которые отрицательно влияют на усвоение физических понятий. 
Важнейшими коррекционными задачами являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного  и физического труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать физические опыты, записи, уметь объяснить их. Все основные понятия вводятся на наглядной основе. Законы физики даются в процессе практических упражнений через решение задач и выполнение лабораторной работы.

 
Добрый день, ребята!
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при конденсации. У вас на столах карточки с тестовыми вопросами. Обведите, пожалуйста в кружок правильный ответ. У вас на это примерно 3 минуты.
  1. Что такое испарение?
    1. Испарение — это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
    2. Кипение.
    3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.
    4. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное.
  2. Какой пар называется насыщенным?
    1. Пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
    2. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
    3. Пар в комнате.
    4. Пар на улице.
  3. От чего НЕ зависит скорость испарения жидкости?
    1. Температуры
    2. Массы
    3. Ветра на поверхности
    4. Площади поверхности
    5. Рода жидкости
  4. Внутренняя энергия испаряющейся жидкости…
    1. Увеличивается
    2. Уменьшается
    3. Не изменяется
    4. Уменьшается или увеличивается в зависимости от рода жидкости
  5. Процесс, обратный испарению называется
    1. Кипение
    2. Плавление
    3. Кристаллизация
    4. Конденсация
Теперь давайте проверим ответы. Поменяйтесь карточками с соседом, возьмите цветную ручку и глядя на экран ставим + или –. Верните, пожалуйста карточки хозяевам. Если на карточке 4 или 5 правильных ответа, значит вы хорошо и отлично подготовили домашнее задание. Если 3 или меньше, то в следующий раз нужно быть внимательнее.
Так мы с вами повторили теорию, а сейчас попробуем применить её к задачам. Ответьте на 1,2,3,6 вопросы после §17 (стр. 53 учебника).
Испаряется ли вода в морях и океанах? Да, испаряется. Как вы думаете, что характеризует много или мало водяных паров содержится в атмосфере? Уверена, что вы не раз слышали эту характеристику по телевидению или у вас в телефоне в разделе погоды. Правильно, это «влажность». Приведите примеры чисел влажности воздуха. Например, 90% — это много, а 20% — это мало. А бывает 100%? Бывает. Означает ли, что весь воздух превращается в воду?) Конечно, нет.
Давайте выясним, что же такое влажность. Запишите тему урока – «Влажность воздуха». Поставим две стрелочки от темы урока. Первая – это абсолютная влажность, вторая – относительная. Абсолютная показывает нам, сколько граммов водяного пара содержится в 1 м3 воздуха (плотность ρ). Относительная влажность показывает близок ли водяной пар к насыщению. Откройте учебник на стр. 57 прочитайте на синем фоне определение относительной влажности воздуха.  Относительная влажность обозначается буквой «фи» и определяется по формуле φ = ρ/ ρ0 · 100%. Но кроме формулы относительную влажность можно определить при помощи приборов. Найдите название приборов под рисунками в учебнике: конденсационный гигрометр, волосной гигрометр и психрометр.
Познакомимся поподробнее с психрометром. Название психрометра произошло от греческого - «холодный» и «мерить». У него два термометра. Один измеряет температуру воздуха и называется сухой термометр. Второй термометр обернут влажной тряпочкой и называется влажный. Одинаковую ли температуру будут показывать эти термометры? Разную. Вода с влажного термометра испаряется при этом термометр охлаждается. Чем меньше влажность воздуха, тем быстрее происходит процесс испарения и больше разность температур сухого и влажного термометров. По специальной таблице можно определить относительную влажность воздуха.
Теперь давайте сделаем психрометр сами. Откройте тетради для лабораторных работ. Вспомним технику безопасности (читаем пункты из техники безопасности, текст напечатан и вклеен в тетрадь).
Техника безопасности на лабораторных работах по теме «Тепловые явления» 
  1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны.
  2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
  3. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.
  4. При работе со стеклянным оборудованием, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.
  5. Остерегайтесь ожогов горячей водой.
  6. Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.
  7. При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.
  8. Если вода попадёт на стол, тетрадь, книгу – сразу попросите тряпку и вытрите потёки.
  9. Берегите оборудование и используйте его по назначению.
  10. При получении травмы обратитесь к учителю.
 
Откройте учебник на стр. 222. Напишите в тетради ЛР №3, дату. Выполняем работу, как написано в учебнике. Пишем:
Тема: Измерение влажности воздуха.
Цель работы: измерить влажность воздуха.
Приборы и материалы: термометр, стакан с водой, марля.
Ход работы:
t сухого, ºС t влажного, ºС Δt = t – t, ºС φ, %
       
Измеряем температуру сухого термометра, записываем в таблицу, оборачиваем влажной марлей резервуар термометра и ждём* пока температура перестанет снижаться, потом записываем в таблицу. (*Пока ученики ждут результатов влажного термометра, на экране демонстрируется фильм «Влажность в жизни растений», который сделан заранее учениками класс).
Подсчитываем разницу сухого и влажного термометров, записываем в таблицу. Выделяем в психрометрической таблице показание сухого термометра и разность. На пересечении строчки и столбца ищем результат влажности воздуха. Приклейте вашу психрометрическую таблицу в тетрадь для лабораторных работ. Сделаем вывод.
Вывод: я определил(а) влажность воздуха в кабинете физики, она равна, например,  62%.
Вложите в тетрадь ваши тесты, которые написали в начале урока и тетрадь сдайте.
Подведём итоги урока и вспомним, что сегодня нового мы узнали.
  1. С какой физической величиной мы сегодня познакомились? (влажность)
  2. Какие единицы измерения у относительной влажности? (%)
  3. Какие приборы бывают для измерения влажности? (гигрометр, психрометр)
  4. Какой прибор вы сделали своими руками? (психрометр)
  5. Используют ли люди понятие «влажность» в своей жизни? (да, в быту, при хранении продуктов, для выращивания растений)
Домашнее задание: § 19, вопросы и упражнение устно. По желанию: 1) комикс (презентация или доклад) про принцип действия гигрометров; 2) найти стихотворение про влажность или росу.
Спасибо, ребята за урок. Сегодня все хорошо работали. Надеюсь, что у кого-нибудь дома появятся физические приборы, такие, как, например, психрометр)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»