Настаничество как форма работы учителя физики в современной школе
Маленкова Лариса Олеговна,
канд. пед.наук, учитель физики ГБОУ гимназия №399
Красносельского района Санкт-Петербурга
канд. пед.наук, учитель физики ГБОУ гимназия №399
Красносельского района Санкт-Петербурга
Анализ и осмысление требований к профессиональной деятельности учителя физики в вопросах обеспечения качества обучения школьников и достижения образовательных результатов в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами в контексте профессионального стандарта педагога позволяет выделить новую профессиональную роль учителя – «наставника» как наиболее значимую для успешности в достижении поставленных перед школой целей образования и воспитания школьников.
Учитель-наставник проектирует совместно с обучаемым его индивидуальную образовательную траекторию, являющуюся одним из средств достижения результатов образования, декларируемых ФГОС.
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий становится возможным при изменении организационной структуры процесса обучения, которая может быть выстраена на использовании ситуационного подхода, наиболее точно соответствующего учету постоянно меняющейся ситуации, в которой разворачивается современный образовательный процесс.
Ситуационный подход тесно переплетается с деятельностным подходом. Учащиеся вовлекаются в личностно значимую учебную деятельность через использование ситуативного обучения, что является эффективным средством неформального изучения такой науки, как физика.
Ключевая идея, заложенная в ситуативное обучение, может быть выражена следующими словами: "Люди учатся наиболее хорошо, когда цель обучения совпадает с их действительными потребностями, и когда то, что они изучают, помогает им достигнуть поставленной цели. Лучшим средством изучения всегда был опыт." Р. Шенк [1, 56]
Ситуативное обучение разработано в противовес «предметно-ориентированному» обучению.
В основе ситуативного обучения положен опыт освоения реального мира, ситуации, выбора способов деятельности, наиболее оптимальных для решения конкретной ситуации. Все это способствует развитию опыта практической деятельности и отношений школьников, мотивации учеников к процессу учения.
Большую роль в таком обучении играют наставники. Они выступают в качестве экспертов при анализе и разборе ситуаций, оказывают помощь обучаемым, обеспечивают систематическую тренировку и обратную связь с ними.
Особенно поощряется самостоятельная работа над ситуациями. Наиболее эффективен такой способ организации учебной деятельности учащихся при выполнении ими индивидуальных проектов, результатом которого обязательно выступает конкретный материальный продукт, который может быть использован при решении ряда ситуаций.
Ситуативное обучение может быть использовано так же и при командном обучении обучающихся, поскольку ситуации, лежащие в основе обучения, как правило, включают много разных ролей, и требуют большого количества участников. Результат решения ситуации определяется результатом работы всей команды. Команда – важное условие использования многих средств «ситуативного» проекта.
В традиционном учебном процессе в центре стоит фигура учителя. В ситуативном обучении в центре находится обучаемый.
В ситуативном обучении изменяется роль учителя, его место занимает «наставник».
Ситуативное обучение предусматривает работу двух типов наставников. Первый тип – это эксперты. Второй тип наставников - это консультант, мотивирующий и направляющий ученика в производительных направлениях, помогающий ученику формулировать стратегии для поставленных задач и идентифицировать возможности для самостоятельного прямого изучения предметного материала во время решения конкретной задачи, ситуации.
Опыт использования ситуативного обучения показывает, что его эффективность зависит от командной работы не только обучаемых, но и учителей разных предметов. Такая командная работа учителей позволяет реализовать идею межпредметных связей разных учебных предметов, что создает условия для формирования у учащихся единой картины мира во всех взаимосвязях, делает процесс освоения разных учебных предметов осмысленным и личностно значимым для каждого школьника, способствует пониманию единства законов и процессов природы, материального мира.
Использование ситуативного обучения в процессе обучения физики создает условия для перерастания процесса «обучения» в процесс «учения» каждого школьника под руководством учителя - наставника, который «превращается» из транслятора знаний, исполнителя, организующего процесс обучения традиционными способами, в наставника, «архитектора» учебного процесса, самостоятельно проектирующего его организацию в соответствии с современными требованиями.
Учитель-наставник предоставляет обучаемым возможность выбора формы обучения (контактной или виртуальной), времени обучения; выбора конкретного содержания предлагаемых учебных проектов, ситуаций в зависимости от возможностей, интересов и образовательных потребностей обучающихся; выбора партнеров при командном обучении и способов общения с ними; оказывает обучаемым необходимую педагогическую поддержку, помощь, консультирование в той мере, в какой в ней нуждается каждый конкретный обучаемый.
Таким образом происходит максимальная индивидуализация процесса обучения – учения на основе осознанной мотивации, позволяющая достигать наилучших образовательных результатов в процессе освоения образовательной программы.
Учитель – наставник создает реальные условия для проявления самостоятельности, творчества, креативности и ответственности обучающегося в процессе освоения физики и формирования у него мотивации непрерывного образования, проектирует вместе с обучаемыми индивидуальные образовательные траектории.
В заключении отметим, что использование ситуативного обучения при обучении физике может быть использовано как в основной, так и в старшей школе, на учебных занятиях, при выполнении индивидуальных проектов и в самостоятельной работе, а так же может использоваться при командной и индивидуальной работе обучаемых.
Данный вид обучения выступает одним из эффективных инструментов в профессионально-педагогической деятельности учителя, требует от учителя овладения новыми профессиональными функциями наставника, способствует достижению современных образовательных результатов, декларируемых ФГОС, с одной стороны, с инструментом, повышающим качество физического образования в современной образовательной организации, с другой стороны.
Литература:
Учитель-наставник проектирует совместно с обучаемым его индивидуальную образовательную траекторию, являющуюся одним из средств достижения результатов образования, декларируемых ФГОС.
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий становится возможным при изменении организационной структуры процесса обучения, которая может быть выстраена на использовании ситуационного подхода, наиболее точно соответствующего учету постоянно меняющейся ситуации, в которой разворачивается современный образовательный процесс.
Ситуационный подход тесно переплетается с деятельностным подходом. Учащиеся вовлекаются в личностно значимую учебную деятельность через использование ситуативного обучения, что является эффективным средством неформального изучения такой науки, как физика.
Ключевая идея, заложенная в ситуативное обучение, может быть выражена следующими словами: "Люди учатся наиболее хорошо, когда цель обучения совпадает с их действительными потребностями, и когда то, что они изучают, помогает им достигнуть поставленной цели. Лучшим средством изучения всегда был опыт." Р. Шенк [1, 56]
Ситуативное обучение разработано в противовес «предметно-ориентированному» обучению.
В основе ситуативного обучения положен опыт освоения реального мира, ситуации, выбора способов деятельности, наиболее оптимальных для решения конкретной ситуации. Все это способствует развитию опыта практической деятельности и отношений школьников, мотивации учеников к процессу учения.
Большую роль в таком обучении играют наставники. Они выступают в качестве экспертов при анализе и разборе ситуаций, оказывают помощь обучаемым, обеспечивают систематическую тренировку и обратную связь с ними.
Особенно поощряется самостоятельная работа над ситуациями. Наиболее эффективен такой способ организации учебной деятельности учащихся при выполнении ими индивидуальных проектов, результатом которого обязательно выступает конкретный материальный продукт, который может быть использован при решении ряда ситуаций.
Ситуативное обучение может быть использовано так же и при командном обучении обучающихся, поскольку ситуации, лежащие в основе обучения, как правило, включают много разных ролей, и требуют большого количества участников. Результат решения ситуации определяется результатом работы всей команды. Команда – важное условие использования многих средств «ситуативного» проекта.
В традиционном учебном процессе в центре стоит фигура учителя. В ситуативном обучении в центре находится обучаемый.
В ситуативном обучении изменяется роль учителя, его место занимает «наставник».
Ситуативное обучение предусматривает работу двух типов наставников. Первый тип – это эксперты. Второй тип наставников - это консультант, мотивирующий и направляющий ученика в производительных направлениях, помогающий ученику формулировать стратегии для поставленных задач и идентифицировать возможности для самостоятельного прямого изучения предметного материала во время решения конкретной задачи, ситуации.
Опыт использования ситуативного обучения показывает, что его эффективность зависит от командной работы не только обучаемых, но и учителей разных предметов. Такая командная работа учителей позволяет реализовать идею межпредметных связей разных учебных предметов, что создает условия для формирования у учащихся единой картины мира во всех взаимосвязях, делает процесс освоения разных учебных предметов осмысленным и личностно значимым для каждого школьника, способствует пониманию единства законов и процессов природы, материального мира.
Использование ситуативного обучения в процессе обучения физики создает условия для перерастания процесса «обучения» в процесс «учения» каждого школьника под руководством учителя - наставника, который «превращается» из транслятора знаний, исполнителя, организующего процесс обучения традиционными способами, в наставника, «архитектора» учебного процесса, самостоятельно проектирующего его организацию в соответствии с современными требованиями.
Учитель-наставник предоставляет обучаемым возможность выбора формы обучения (контактной или виртуальной), времени обучения; выбора конкретного содержания предлагаемых учебных проектов, ситуаций в зависимости от возможностей, интересов и образовательных потребностей обучающихся; выбора партнеров при командном обучении и способов общения с ними; оказывает обучаемым необходимую педагогическую поддержку, помощь, консультирование в той мере, в какой в ней нуждается каждый конкретный обучаемый.
Таким образом происходит максимальная индивидуализация процесса обучения – учения на основе осознанной мотивации, позволяющая достигать наилучших образовательных результатов в процессе освоения образовательной программы.
Учитель – наставник создает реальные условия для проявления самостоятельности, творчества, креативности и ответственности обучающегося в процессе освоения физики и формирования у него мотивации непрерывного образования, проектирует вместе с обучаемыми индивидуальные образовательные траектории.
В заключении отметим, что использование ситуативного обучения при обучении физике может быть использовано как в основной, так и в старшей школе, на учебных занятиях, при выполнении индивидуальных проектов и в самостоятельной работе, а так же может использоваться при командной и индивидуальной работе обучаемых.
Данный вид обучения выступает одним из эффективных инструментов в профессионально-педагогической деятельности учителя, требует от учителя овладения новыми профессиональными функциями наставника, способствует достижению современных образовательных результатов, декларируемых ФГОС, с одной стороны, с инструментом, повышающим качество физического образования в современной образовательной организации, с другой стороны.
Литература:
- Schank, R. C. & Cleary, C. (1995). Engines for Education, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Publishers.