Технологическая карта урока физики в 7 классе
Плотность вещества
Аслямова Ирина Николаевна
Класс: 7 БТип урока: урок «открытия» новых знаний
Технология: Эвристическая беседа, развивающее обучение
Формы работы: фронтальная и групповая
Средства обучения: мультимедийный проектор; компьютер; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.
Цель урока: Сформировать понятие новой физической величины – плотности, рассмотреть её характеристики (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).
Планируемые результаты организации продуктивной деятельности для достижения обучающимися следующих УУД:
Личностных:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию, формировать целостную картину мира, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
Метапредметных:
Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Познавательные: учить выделять существенную информацию, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач. Способствовать формированию исследовательских действий.
Регулятивные: формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Предметных:
Определить понятие плотности вещества. Установить зависимость массы вещества от его плотности.
Ход урока | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты деятельности | |||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Осознание учебно-познавательной задачи | Готовность к общению | Умение планировать необходимые действия, операции |
Мотивационно-целевой | Проверка готовности обучающихся, их настроя на урок Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок |
Показывают готовность к уроку |
|||
Постановка проблемы и актуализация знаний |
Постановка проблемы: Знаете, я вчера проходила мимо строительного магазина, там один старичок покупал кирпичи. У него в руках была только линейка. И он с улыбкой меня спросил, а ты можешь посчитать при помощи линейки, сколько кирпичей я увезу на своей старенькой машине, если грузить можно до 150 кг? Ну как сможем? Для этого мы будем опираться на знания прошлого урока. Кто напомнит мне, о чем мы говорили на прошлом уроке? И что называют массой тела? А что называют инертностью? Какой буквой обозначается масса? Назовите единицы измерения массы С помощью какого прибора измеряют массу тела? Теперь вспомним уроки математики. Кто скажет, как найти объем прямоугольного параллелепипеда? -Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились (Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию) |
Дети отвечают на вопросы Мы говорили о массе тела Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии Обозначается буквой m Измеряется в [кг] Массу можно измерять с помощью весов Объем прямоугольного параллелепипеда можно найти как произведение его длинны на высоту и ширину |
Умение анализировать, сравнивать, обобщать, подводить под понятия | Умение формулировать свое мнение, владение устной речью, аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации | Умение волевой саморегуляции в ситуациях затруднения |
Определение темы урока, целеполагание | - Давайте наши слова проверим на опыте. У вас на столах два цилиндра, скажите у них одинаковый объём? - Сравним их массы. Давайте подумаем, как можно это сделать? Как вы думаете, почему у них разные массы? - А теперь посмотрим на мой опыт. У меня на столе различные вещества разных объёмов. Но они имеют одинаковую массу (сравниваю массы на рычажных весах). Почему? - Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены? - Вот эта зависимость зашифрована на этих картинках. 4 (Если затрудняются, задаю наводящие вопросы) Что различного в этих рисунках? - Итак, тема нашего урока «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА». А чтобы познакомиться с каким-то качеством (свойством) что мы должны изучить? Дети называют… учитель: это и будут цели нашего урока. . Правильно, сегодня наша задача на уроке познакомиться с новой физической величиной – плотностью. А что нам нужно про неё узнать? |
Да, у них одинаковый объем Дети приходят к выводу, что один из цилиндров можно поставить на одну чашу весов, а другой – на другую. Если массы одинаковые, что чаши весов останутся в равновесии, если нет, то одна из чаш перевесит. Дети проверяют массы этих тел, выясняется, что она разная Высказывают свои предположения Дети указывают на то, что частиц в первом случае меньше чем во втором, во втором они укомплектованы плотнее Определяют тему урока. Определяют цели и задачи урока Дать ей определение, узнать какой буквой обозначается, как ее найти, узнать единицы измерения |
Выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи | Умение формулировать свое мнение, владение устной речью, аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации | Умение самостоятельно определять цели своего обучения |
Изучение нового материала |
Вернёмся к вашему и моему опыту. У цилиндров одинаковый объем, а масса разная. Это значит, что масса по-разному распределяется по объему. Как распределяется масса по объему? Молодцы! Это главный вывод. И вы его сделали сами. Итак, ребята, в нашем опыте с цилиндрами получаются такие результаты, потому что: Масса распределяется по объему по-разному: для одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, для другого на единицу объема приходится меньшая масса. А теперь главное: Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность. Еще раз повторю: Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность. Понятно? Итак, что такое плотность? Опрашиваю несколько учеников Запишите в тетрадь. Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема. - А если взять тело объемом 2 м3 , чему тогда будет равна масса 1 м3 ? Какие действия вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда? То есть мы с вами нашли массу приходящуюся на единицу обёма – плотность. Как же рассчитать плотность? Давайте по формуле определим единицы измерения плотности. В каких единицах в системе «СИ» измеряется масса? , а объём? |
Учащиеся выдвигают гипотезы У левого цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у правого цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса.(В зависимости от того, который перевесил). Записывают в тетрадь определение плотности Рассматривают слайд и определяют массу различных веществ. Рассчитывают массу льда для 1 м3 на доске и в тетради. Разделили массу льда на его объём. Дети отвечают и записывают формулу для расчёта плотности в тетрадь. Дети отвечают и записывают в тетрадь |
Осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи |
Умение выражать и аргументировать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Физкультминутка |
|||||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Плотность для всех веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении задач. Ребята, откройте учебник на странице 63, и найди таблицу плотностей. Сейчас мы поработаем с таблицами. Далее учитель рассказывает о таблицах, по какому принципу они делятся. Показывает один пример, например с водой. А потом задает вопросы ученикам: - Чему равна плотность золота? Каков смысл данного числа? - Чему равна плотность растительного масла? Каков смысл данного числа? - Какое из твердых тел имеет самую высокую плотность, а какое - самую низкую плотность? Что обозначают эти числа? Найдите массу одного кубического метра железа. -Отличаются ли плотности жидкостей, твердых тел и газов? В чем различие? Почему? -А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом. Так как же используя линейку определить массу кирпича. Я вам помогу чуть-чуть. Перед вами формула для плотности. Выразите из нее массу вещества. Как найти массу? Так как же используя линейку определить массу кирпича. -Давайте определим массу кирпича. Выполняют практическое задание. Все вместе измеряем размеры кирпича. Массу рассчитывают парами. Молодцы! Очень хорошо. Вывод: чтобы определить массу тела, надо знать его объём и плотность |
Отвечают на вопросы: Таблица называется «Плотности веществ». Плотность показывает массу вещества взятого объёмом 1см3 или 1 м3 Дети отвечают на вопрос учителя. Да. У твердых тел большая, у жидкостей меньше, а у газов совсем маленькая. Строение разное Плотность надо умножить на объем. Надо линейкой измерить длину, ширину и высоту кирпича. Потом их перемножить найдем объем. Из таблицы плотности взять плотность кирпича и затем найдем его массу, умножив плотность на объем. Выполняют вычисления массы кирпича. Дети выполняют задание |
Выполнение учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; использование знаково-символических средств, подведение под понятие | Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения | Владение основами самоконтроля, самооценки |
Обобщение знаний | Учитель обобщает то, что узнали на уроке еще раз. | ||||
Первичный контроль, выставление оценок | Мини-задание с быстрым результатом | ||||
Рефлексия (соотнесение цели и результата) | В рефлексии вопросы: В начале у рока я знал, что… В конце урока я понял, что… Мне эти знания пригодятся для…. |
Выражают свое эмоциональное состояние, заполняют листы рефлексии | Выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме | Умение строить небольшие монологические высказывания при анализе своих ошибок | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Инфюормация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
На дом параграф 22 читать, формулу учить, упражнение 7 (1-3) на странице 64 выполнить письменно в тетради. По желанию выполнить домашний опыт: определить плотность (куска) мыла. Результаты оформить в тетради в виде задач |
Задают вопросы по выполнению д/з | Осознание учебно-познавательной задачи | Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | Умение самостоятельно определять выбор |