Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока физики в 7 классе

Плотность вещества

Аслямова Ирина Николаевна
Класс:  7 Б
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технология: Эвристическая беседа, развивающее обучение
Формы работы: фронтальная и групповая
Средства обучения: мультимедийный проектор; компьютер; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы;  тела равного объема, но  разной массы.
Цель урока: Сформировать понятие новой физической величины – плотности, рассмотреть её характеристики (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).
 
Планируемые результаты организации продуктивной деятельности для достижения обучающимися следующих УУД:
Личностных:
Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе мотивации к обучению и познанию, формировать целостную картину мира, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
Метапредметных:
Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Познавательные: учить выделять существенную информацию, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач. Способствовать формированию исследовательских действий. 
Регулятивные: формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Предметных:
Определить понятие плотности вещества. Установить зависимость массы вещества от его плотности.
 

 
Ход урока Содержание педагогического взаимодействия Планируемые результаты деятельности
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося Осознание учебно-познавательной задачи Готовность к общению Умение планировать необходимые действия, операции
Мотивационно-целевой Проверка готовности обучающихся, их настроя на урок
Приветствует  детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок
Показывают готовность к уроку
 
 
 
 
 
 
 

 
Постановка проблемы и актуализация знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Постановка проблемы: Знаете, я вчера проходила мимо строительного магазина, там один старичок покупал кирпичи. У него в руках была только линейка. И он с улыбкой меня спросил, а ты можешь посчитать при помощи линейки, сколько кирпичей я увезу на своей старенькой машине, если грузить можно до 150 кг? Ну как сможем?
Для этого мы будем опираться на знания прошлого урока.
Кто напомнит мне, о чем мы говорили на прошлом уроке?
 
И что называют массой тела?
 
 
А что называют инертностью?
 
 
 
 
 
 
Какой буквой обозначается масса?
 
 
Назовите единицы измерения массы
 
 
С помощью какого прибора измеряют массу тела?
 
Теперь вспомним уроки математики. Кто скажет, как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
 
 
 
 
 
 
-Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились
(Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
Дети отвечают на вопросы
 
Мы говорили о массе тела
 
Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел
Свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии
 
Обозначается буквой  m
 
Измеряется в [кг]
 
Массу можно измерять с помощью весов
Объем прямоугольного параллелепипеда можно найти как произведение его длинны на высоту и ширину
Умение анализировать, сравнивать, обобщать, подводить под понятия Умение формулировать свое мнение, владение устной речью, аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации Умение волевой саморегуляции в ситуациях затруднения
Определение темы урока, целеполагание - Давайте наши слова проверим на опыте. У вас на столах два цилиндра, скажите у них одинаковый объём?
 
- Сравним их массы. Давайте подумаем, как можно это сделать?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Как вы думаете, почему у них разные массы?
- А теперь посмотрим на мой опыт. У меня на столе различные вещества разных объёмов. Но они имеют одинаковую массу (сравниваю массы на рычажных весах). Почему?
- Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены?
- Вот эта зависимость зашифрована на этих картинках. 
4 (Если затрудняются, задаю наводящие вопросы)
 
Что различного в этих рисунках?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Итак, тема нашего урока «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА».
 А чтобы познакомиться с каким-то качеством (свойством) что мы должны изучить? Дети называют… учитель: это и будут цели нашего урока. .
 
Правильно, сегодня наша задача на уроке познакомиться с новой физической величиной – плотностью.
А что нам нужно про неё узнать?

 
Да, у них одинаковый объем
 
Дети приходят к выводу, что один из цилиндров можно поставить на одну чашу весов, а другой – на другую. Если массы одинаковые, что чаши весов останутся в равновесии, если нет, то одна из чаш перевесит.
Дети проверяют массы этих тел, выясняется, что она разная
 
 
 
Высказывают свои предположения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети указывают на то, что частиц в первом случае меньше чем во втором, во втором они укомплектованы плотнее
Определяют тему урока.
 
 
Определяют цели и задачи урока
 
 
 
Дать ей определение, узнать какой буквой обозначается, как ее найти, узнать единицы измерения
Выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме; осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи Умение формулировать свое мнение, владение устной речью, аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации Умение самостоятельно определять цели своего обучения
Изучение нового материала
 
Вернёмся к вашему и моему  опыту.
У цилиндров одинаковый объем, а масса разная.
Это значит, что масса по-разному распределяется по объему.
Как распределяется масса по объему?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Молодцы! Это главный вывод. И вы его сделали сами.
 
Итак, ребята, в нашем опыте с цилиндрами получаются такие результаты, потому что:
Масса распределяется по объему  по-разному: для одного цилиндра на единицу объема  приходится  большая масса, для другого на единицу объема приходится  меньшая масса. 
А теперь главное:
Масса, приходящаяся на единицу  объема - это и есть  
плотность.
Еще раз повторю:
Масса, приходящаяся на единицу  объема - это и есть  плотность.
Понятно?
Итак, что такое плотность?
Опрашиваю несколько учеников Запишите в тетрадь.
Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.
 
- А если взять тело объемом 2 м3 , чему тогда будет равна масса 1 м3 ?
 
Какие действия вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда?
 
 
 
То есть мы с вами нашли массу  приходящуюся на единицу обёма – плотность. 
Как же рассчитать плотность?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Давайте по формуле определим единицы измерения плотности. В каких единицах в системе «СИ» измеряется масса? , а объём?
Учащиеся выдвигают гипотезы
 
У левого цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у правого цилиндра  на единицу объема приходится  меньшая масса.(В зависимости от того, который перевесил).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Записывают в тетрадь определение плотности
 
Рассматривают слайд и определяют массу различных веществ.
 
Рассчитывают массу льда для 1 м на доске и в тетради.
 
Разделили массу льда на его объём.
 
Дети отвечают и записывают формулу для расчёта плотности в тетрадь.
 
Дети отвечают и записывают в тетрадь

 
Осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, умение устанавливать причинно-следственные связи
 

 
Умение выражать и аргументировать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
 
 
 

 
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
 
 
 
 
 

 
  Физкультминутка
 
       
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
 
Плотность для всех веществ  рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении задач. Ребята, откройте   учебник на странице 63, и найди таблицу плотностей. Сейчас мы поработаем с таблицами. 
Далее учитель рассказывает  о таблицах, по какому принципу они делятся.
Показывает один пример, например с водой.
 А потом задает вопросы ученикам:
- Чему равна плотность золота? Каков смысл данного числа?
- Чему равна плотность растительного масла? Каков смысл данного числа?
- Какое из твердых тел имеет самую высокую плотность,
а какое - самую низкую плотность?
 Что обозначают эти числа? Найдите массу одного кубического метра  железа.
 
-Отличаются  ли плотности жидкостей, твердых тел и газов? В чем различие? 
 Почему?
 
 
-А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение.
 Вопрос с кирпичом.
Так как же используя линейку определить массу кирпича.
Я вам помогу чуть-чуть.
Перед вами формула для плотности. 
 
Выразите  из нее массу вещества.  
Как найти массу?
Так как же используя линейку определить массу кирпича.
-Давайте определим массу кирпича.
Выполняют практическое задание.
Все вместе измеряем размеры кирпича. Массу рассчитывают парами.
Молодцы! Очень хорошо.
Вывод: чтобы определить массу тела, надо знать его объём и плотность
 

 
 Отвечают на вопросы: Таблица называется «Плотности веществ». 
 
 
Плотность показывает массу вещества взятого объёмом 1см или 1 м
Дети отвечают на вопрос учителя.
 
 
 
Да.
У твердых тел большая, у жидкостей меньше, а у газов совсем маленькая.
Строение разное
 
 
 
 
 
 
Плотность надо умножить на объем.
Надо линейкой измерить длину, ширину и высоту кирпича. Потом их перемножить найдем объем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из таблицы плотности взять плотность кирпича и затем  найдем его массу,  умножив плотность на объем. 
Выполняют вычисления массы кирпича. Дети выполняют задание
Выполнение учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; использование знаково-символических средств, подведение под понятие Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения Владение основами самоконтроля, самооценки
Обобщение знаний Учитель обобщает то, что узнали на уроке еще раз.        
Первичный контроль, выставление оценок  Мини-задание с быстрым результатом        
Рефлексия (соотнесение цели и результата) В рефлексии вопросы:
В начале у рока я знал, что…
В конце урока я понял, что…
Мне эти знания пригодятся для…. 

 
Выражают свое эмоциональное состояние, заполняют листы рефлексии Выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме Умение строить небольшие монологические высказывания при анализе своих ошибок Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Инфюормация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
 
На дом параграф 22 читать, формулу учить, упражнение 7 (1-3) на странице 64 выполнить письменно в тетради. 
По желанию выполнить домашний опыт: определить плотность (куска) мыла. Результаты оформить в тетради в виде задач

 
Задают вопросы по выполнению д/з Осознание учебно-познавательной задачи Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Умение самостоятельно определять выбор
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»