Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как цифровая трансформация помогает обучению физики

Тупальская Тамара Николаевна
Сущность и цель современного образования - развитие общих способностей личности и ее универсальных способов деятельности средствами учебных предметов. В этой связи изменяется роль учителя в школе. Он перестает быть для учащихся основным источником знаний и превращается в организатора их деятельности. Изменяются ценности образования. Для успешной социальной адаптации человека в современном информационном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умение творчески применять их на практике, в повседневной жизни.
Возрастает роль физического образования как важнейшего фактора, определяющего уровень образованности общества в целом, базового уровня образования инженеров, специалистов в области точных и естественных наук, что делает необходимым его совершенствование. Физическое образование является неотъемлемой частью подготовки современных специалистов во всех областях знаний.
Физика по-прежнему сохраняет роль лидера естествознания и определяет уровень и стиль научного мышления. Именно физика наиболее полно демонстрирует способность человеческого разума к анализу любой непонятной ситуации, выявлению ее фундаментальных, качественных и количественных аспектов и доведения уровня понимания до возможности теоретического предсказания характера и результатов ее развития во времени.
Физическое образование ценно еще и тем, что оно помогает осознать место человека в мире, как неотъемлемой части природы, без которой невозможно его существование, как наиболее интеллектуального и высоко духовного существа, несущего ответственность за будущее биосферы. Развитие физики способствует созданию условий для перехода к информационному обществу, так как на основе непрерывного развития электронных устройств, оптических систем и др., совершенствуется и расширяется сфера применения информационных и коммуникационных технологий. Развитие спутниковых систем, волоконно-оптической связи, совершенствование вычислительной и робототехники, прецизионных и нанотехнологий, освоение космического пространства - таков прогноз научно-технического прогресса на ближайшие десять лет.
Так как знания по физике ценны и востребованы практически в любой специальности, есть необходимость в усилении физического образования, которое должно происходить на основе системного обновления содержания и технологий обучения физике.
Сегодня важно, чтобы физическое образование осуществлялось на основе современных информационных технологий, чтобы в процессе обучения физике учащиеся осваивали компьютерную культуру. Это обусловлено, во-первых, ролью физики как фундаментальной основы работы компьютера, а во-вторых, тем, что физика - наиболее развитая область применения компьютерных технологий. Изучение не только конкретного физического объекта, но и его компьютерной модели позволяет расширить круг физических задач, которые сможет решить учащийся.
Проблемы:
Современные проблемы технического образования связаны с ослаблением интереса к инженерным специальностям по сравнению с экономическим, юридическим и др. образованием. Сократились часы, отводимые на изучение физики в школе, и следствием этого явилось изменение содержания предметных областей. Приходится большой объем информации изучать в сжатые сроки. Ряд важных тем, необходимых при обучении в техническом вузе, рассматриваются в ознакомительном порядке или не рассматриваются вообще. Имеет место не усложнение содержания, а тенденция к его размыванию, что порождает угрозу постепенной утраты четкой логической структуры таких предметов как математика, физика и др.  В школьной программе практически отсутствует межпредметный синтез, т.е. перенос базовых знаний из области математики в область физики. К среднему звену многие дети подходят, плохо владея логикой мышления, со слабой математической базой, со скучающими глазами. Кроме вопросов, которые решает учитель на уроке физики, приходится обращать внимание на знание (незнание) детьми некоторых вопросов математики. По знанию физики ученики после окончания школы сейчас, как и раньше, делятся примерно на две категории: те, кто знает ее хорошо, и те, кто не знает совсем.
Что нужно сделать, чтобы учить и учиться стало проще?
         Физика должна стать частью общей культуры человека. Изложение материала, методический аппарат учебника должны помогать учителю в организации деятельности учащихся на уроке, а не в передаче информации. Учебники в числе достоинств должны иметь: доступность, проблемный, исследовательский характер изложение материала, много эксперимента и качественных задач.
Все в учебнике должно быть нацелено на то, чтобы учащиеся понимали физику, видели ее в жизни, умели объяснить и применить на практике, содержать набор разнообразных качественных задач и количественных задач.
Необходимо обеспечить кабинет физики современным учебным оборудованием.
 В школе должен работать учитель, владеющий новыми технологиями.
Образование уже сегодня строиться вокруг инновационных и, в большинстве своём, цифровых технологий и инструментов. Медийная среда и интернет-ресурсы дают возможность процессу обучения становится более гибким и более индивидуальным. Место школьных кабинетов уже частично занимают интерактивные образовательные платформы, образовательные социальные сети и веб- страницы — всё то, о чём и мечтало поколение двадцатого века.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»