Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наглядность физического эксперимента,
как побуждающий мотив к изучению
физики для детей с ОВЗ

Егорова Ольга Евгеньевна
      Современные реалии таковы, что наш мир не стоит на месте, и каждый день приносит что-то новое. Новые понятие, новые предметы, новые технологии, новые методы и многое – многое другое. Задача современного человека и подростка своевременно разобраться в этих новшествах и использовать в своей практике лишь то, что действительно будет нужно, но использовать это – самостоятельно, без лишней помощи. Получается, что каждый человек современного мира должен привыкнуть учиться разбираться в новом, желательно без квалифицированного «помощника».
      В свою очередь, какой из школьных предметов наиболее нацелен на раскрытие фундаментальных законов мира, их осознание и применение в реальной жизни? Недолго думая, многие придут к выводу, что таким предметом является физика. Физика – это наука о природе и происходящих в ней физических явлениях. А природа – это окружающий нас мир, физические явления лежат в основе технических устройств, накрепко вошедших в нашу повседневную жизнь. Таким образом, задача учителя физики – объяснить окружающий мир, научить его понимать, использовать уже имеющиеся знания при столкновении с новым, для качественной оценки этого нового и возможности работы, использования этого нового.
      Фундаментальные законы физики не были бы открыты и доказаны без физического эксперимента. Именно физический опыт является основой истинного физического знания. Выучив формулы, научившись решать задачи на листе бумаги, школьник вовсе не сможет применить эти знания в быту, разобраться с новым устройством или отличным подходом к привычным для него явлениям. Лишь имея собственный опыт «проб и ошибок» можно, не боясь, понимать новое, уметь исследовать это новое, анализировать известное и неизвестное, выделять ключевые принципы и понятия.
      Особую ценность имеет физический эксперимент на уроках у обучающихся с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют разнообразные отклонения в здоровье как физического, так и психического характера. Важно осознавать и помнить одно, что воспринимать материал им сложнее, большинство из них обладает крайне низким уровнем воображения, и слова учителя : ”А теперь давайте представим себе”, - остаются лишь «колебательным движением частиц упругой среды», при чем – абсолютно пустым… Таким детям сложно, а зачастую невозможно, нарисовать в своей голове картину того или иного процесса, а если этот процесс еще и имеет отношению к курсу физики, то предел возможности устремляется к нулю. На помощь учителю, в таких случаях, приходят физические опыты и эксперименты, которые можно провести с учащимися непосредственно на уроке. Ведь проделав что-то самостоятельно любой человек запомнит это намного лучше, чем если заставлять его учить чей-то ранее совершенный опыт. При успешном проведении эксперимента к наилучшей запоминаемости и наглядности, также добавляется и ситуация успеха: ”Я смог, у меня получилось”. Наглядность, практика и внутреннее осознание собственного умения способствуют тому, что учащиеся с ОВЗ не только лучше понимают и запоминают учебный материал, но также и в большей степени стремятся изучать предмет, находя в нем интересное, постижимое, а не скучное и малопонятное.
      Физические эксперименты и исследовательские работы, выполняемые детьми с ОВЗ, имеют ряд особенностей, определяемых сложностями здоровья, имеющимися у того или иного ребенка. Общими особенностями большинства детей с ОВЗ можно назвать: недостаточное развитие мышления, памяти, внимания, речи, ограничение психических и познавательных возможностей, быструю утомляемость. На основании данных особенностей учитель должен понимать и продумывать, какую часть работы учащиеся смогут успешно выполнить самостоятельно, а какая работа требует только совместного выполнения и последующего контроля со стороны педагога. Стоит также обращать внимание на время выполнения лабораторного эксперимента, самостоятельная работа в течение всего урока утомляет и выматывает, учащиеся перестают слушать учителя, быть включенными в учебный процесс. Необходимо всегда разбивать материал на части, порции, каждая из которых будет максимально разъяснена и разобрана. По этой причине и эксперименты не должны быть продолжительными. Достаточно включать в ход урок простые опыты, короткой продолжительности. Например, при изучении силы тяжести, можно попросить учащихся столкнуть несколько предметов с парты и объяснить причину их падения, при изучении силы трения можно попросить передвигать предметы по парте и объяснять причину их остановки, для наилучшего запоминания деформации можно сгибать старательную резинку, наблюдая процесс ее возвращения в исходное состояние. Таких минутных опытов можно придумать великое множество, но каждый из них будет помогать ребенку с ОВЗ освоить материал урока и закрепить его в памяти, благодаря проделанному личному опыту.  
Лабораторная работа или исследовательский физический эксперимент, чему следует отдать предпочтение? Лабораторная работа – это создание опыта по инструкции из книги, с использованием конкретных, оговорённых приборов, эта работа, направленная на выработку навыка использования специального оборудования. Благодаря лабораторным работам у учащихся появляется навык работы с разным оборудованием, а также закрепляются на практике теоретические знания, формируется умения делать выводы из проделанной работы. Для детей с ОВЗ сложно соблюдать строго все указания инструкции, поэтому лабораторные работы лучше проводить в виде исследования по решению некоторой экспериментальной задачи. С одной стороны это избавляет от четких требований выполнения пунктов лабораторной работы, с другой стороны это способствует наибольшей самостоятельности учащихся, дает возможность получения нескольких решений поставленной задачи.
     Проведение физических экспериментов, малых исследовательских работ детьми с ОВЗ или организация их самостоятельной деятельности требует предварительной, детальной подготовки. Материал следует максимально разделить на части и разъяснить. Для набольшей эффективности проведения исследовательской работы, учащихся можно объединить в группы, поставив задачу, решение которой необходимо найти разными путями (различные способы для каждой из групп). Учитель должен контролировать работы группы, в случае возникновения непреодолимых затруднений, способствовать их разрешению. Формирование выводов можно производить совместно (стоит проследить, чтобы каждая группа сформулировала свой вывод). Такая исследовательская, практическая групповая работа будет служить мощной базой для применения теоретических знаний на практике, умения использовать познания в быту, а также возможности запоминания материала благодаря его включенности в личный опыт. По этой причине физический эксперимент при его правильной подготовке и проведении можно считать одним из ключевых элементов урока физики для детей с ОВЗ.

Список литературы:
1. Зикеев А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи [Текст] : пособие для педагога-дефектолога / А. Г. Зикеев. - М. : ВЛАДОС, 2013
2. Инклюзивное образование [Текст] : настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : [методическое пособие] / [Староверова М. С и др. ; под редакцией М. С. Староверовой]. - М. : ВЛАДОС, 2014
3. Коняева Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] : рекомендовано УМО по специальностям пед. образования : учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Олигофренопедагогика" / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М. : ВЛАДОС, 2014
4. Ланина И. Я. / Внеклассная работа по физике
5. Э. М. Браверман / Вечера по физике в средней школе
6. Билимович Б. Ф. / Физические викторины в средней школе

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»