Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические аспекты разработки контрольно-измерительных
материалов в программе PowerPoint для организации
формирующего контроля и подготовки обучающихся
к итоговой аттестации в средней школе

Голятина Алла Игоревна,
учитель физики ГБОУ
школы № 104 Санкт-Петербурга
 
Огромное влияние на формирование личности современного ребенка, оказывает бурное развитие информационных технологий. В новой образовательной среде классическая  схема «учитель – ученик – учебник» становится недостаточно эффективной. ФГОС второго поколения ставят владение информационными технологиями в один ряд с умением читать и писать. Поэтому основной задачей обучения стало не приобретение определенной суммы знаний, а формирование умения эффективно владеть технологиями и способами работы с информацией, что создает совершенно новый стиль мышления, иные подходы к оценке и решению учебных и жизненных проблем, к организации своей деятельности.
Система оценивания и контроля является основным элементом управления образовательным процессом в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. 
Она направлена на получение информации, которая дает учащимся уверенность в своих познавательных возможностях, а педагогическому коллективу – в успешности собственной педагогической деятельности.
Наряду с основной своей функцией система проверки знаний и умений выполняет ориентирующую, развивающую, воспитывающую, диагностирующую, прогнозирующую и обучающую функции.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений учащихся можно подразделить на следующие:
  1. Устные
  2. Письменные
  3. Графические
  4. Практические работы
  5. Тестирование
  6. Программированные (компьютерное тестирование)
     
Зачастую применяются различные методы контроля в комбинированном виде, которые дополняют друг друга в реальном учебном процессе.

По сравнению с традиционными формами контроля, компьютерные тесты имеют целый ряд преимуществ, причём как с точки зрения деятельности учителя, так и деятельности учащихся.

Преимущества использования компьютерного  тестирования для преподавателя :
  • быстрота и многофункциональность измерения качества учебных достижений учащихся, и как результат — высвобождение значительного времени педагога для других форм работы;
  • возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика,  разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ;
  • стимулирование профессионального роста педагога в дальнейшем освоении  компьютера;
  • возможность спроектировать обучающую среду;
  • рост эффективности учебного процесса.
  • интенсификация самостоятельной работы учащихся;
Преимущества использования компьютерного  тестирования для учащегося :
  • повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы,  возможности включения игрового момента;
  • выбор самим обучающимся конкретного режима работы в компьютерной среде, соответствующего его уровню подготовки и  умению сосредоточиться
  • повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость педагога, его эмоциональность или плохое настроение, отсутствие или недостаточность времени для личного общения, другое);        
  • развитие обучающимися навыков контроля и самоконтроля;
  • оперативное выявление типичных ошибок, пробелов в знаниях сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность);
         2. РАЗРАБОТКА  ОЦЕНОЧНЫХ ТЕСТОВ В ПРОГРАММЕ POWERPOINT
         В последнее время многие современные учителя  используют компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности при подготовке к занятиям, сами создают свои ресурсы: мультимедийные презентации в программе PowerPoint, встраивают в них  видеофрагменты, интерактивные таблицы, рисунки и флеш-анимации.         К сожалению, далеко не все педагоги (не считая учителей информатики) знают о широких возможностях  этой программной оболочки. Так, например, применение триггеров дает возможность задавать условие или время действия выделенному элементу. А внедрение в презентацию управляющих элементов открывает еще большие возможности.
         Преимущества  данного продукта:
  1. Хранение всех параметров тестирования, заданий, изображений к заданиям и результатов тестирования  для каждого отдельного теста в одном файле.
2.  Тест в программе PowerPoint имеет определенную степень защиты (возможность задать несколько различных паролей для открытия или  редактирования), внести изменения в тест лицам не имеющим на это право становится проблематичным.
3. Результаты тестирования учащийся видит сразу по окончанию теста.
4. Возможность осуществления работы с различными типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста и т.д  
5.  Каждому вопросу теста можно задать сложность (количество баллов за верный ответ). В программе PowerPoint можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной. Система оценки и ее настройки задаются  при помощи скриптов  в окне редактора для программирования VBA (Visual Basic for Applications)
6 . Оперативное выявление допущенных ошибок сразу после выполнения теста .
7. Возможность прикрепления  калькулятора и «подсказки»  для работы с тестом в  обучающем режиме .

         Эти и другие возможности осуществляются при помощи элементов управления .     Каждый управляющий элемент способен выполнять определенные действия, которые можно задать при помощи написания макросов в специальном окне редактора для программирования.
         Оценочные и тренировочные тесты, разработанные мною за последние годы,  широко используются в различных направлениях работы.
         К сожалению, текущий контроль для учащихся целого класса осуществлять достаточно часто не удается, так как в учебное время доступ к компьютерам в специально оснащенном кабинете ограничен. Времена меняются, а вместе с ним меняется и оснащение образовательных учреждений. Не исключено, что уже в ближайшем будущем у каждого современного педагога появятся возможности реализации  своих педагогических планов.
         Не смотря на сложности в организации тестирования для всего класса,  подобные разработки успешно применяются во время дополнительных занятий, при индивидуальном обучении учащихся, а так же в качестве игровых программ во внеурочной деятельности.
         Подобного рода работа вызывает неподдельный интерес у подростков. Знакомая и привычная для них среда не вызывает особых затруднений и негативных эмоций, которые они обычно испытывают при выполнении проверочных или контрольных работ. Выполняя подобную работу, ребенок получает или закрепляет знания по данной теме, воспринимая происходящее как игру, что само собой уже вызывает у него положительные эмоции и повышает мотивацию к выполнению подобных заданий.
         Огромное преимущество  применение  оценочных тестов дает при организации работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Компоновка педагогом заданий не только по темам, но и по типами (выбор ответа, задания с кратким ответом,  установление соответствия и т.д. ), дает возможность отработки определенных умений и навыков учащимися.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ТЕСТОВ В СВОЕЙ РАБОТЕ

 
 В использовании компьютерных тестов можно выделить два аспекта: дидактический и психолого-педагогический. Первый предполагает интерпретацию резуль­татов тестирования в контексте освоенных на момент предъявле­ния теста когнитивных, учебных и общеучебных умений, а вто­рой позволяет оценить уровень эмоционального восприятия учебного процес­са у ребенка и выявить особенности усвоения им новых зна­ний.
При подборе материала для наполнения оценочных тестов чаще всего используется банк открытых заданий ФИПИ, которые отвечают всем требованиям Единого государственного экзамена. Поэтому разработанные мною оценочные тесты не отличаются оригинальностью включенных заданий. Очень сложно отследить динамику результатов, связанных именно с использованием данной методики контроля, так как рост уровня знаний и умений учащихся определяется скорее не применением компьютера при тестировании, а общим качеством и интенсивностью подготовки ребенка.
Что касается психофизического и психолого-педагогического аспекта исследований, то результаты применения данного продукта неоспоримы.
Основной целью исследования являлось изучение общего психологического состояния ребенка и влияния компьютерного тестирования на показатель уровня ситуативной тревожности в различных учебных и социальных ситуациях, а также напряжённости общего психофизического состояния при различных видах контроля знаний.
В качестве одной из методик для исследования использовалась диагностика Адама Филлипса.
Данный исследования позволили выявить не только общий уровень тревожности определенного числа учащихся, но и показать, что  наиболее выраженные стрессовые ситуации для ребенка — это различные проверочные, контрольные работы и экзамены, а также страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

По полученным результатам было проведено дополнительное исследование с учащимися 6, 9, и 11 классов на выявление ситуативной тревожности при выполнении контрольных работ в виде компьютерного тестирования и подобных работ на бумажном носителе.
Исследования показали, что компьютерная среда для ребенка является наиболее привычной, а следовательно его общее психофизическое и эмоциональное состояние более устойчиво к стрессу.
Так ,например,  «Ощущение нервно-психического напряжения»  - число учащихся, которые не испытывают напряжения выросло в 6 кл.— на 25 %; в 9 кл.— на 5,2 %; в 11 кл.— на 8,7 % .

Умственная работоспособность по самооценке учащихся при выполнении контрольных работ на компьютере  повышается  6 кл. - на 25 %, 9 кл. - на 21 %, 11 кл. - на 13 % . Интересно заметить, что в 6 и 11 классах наблюдается рост процента учащихся, которые считают, что во время компьютерного тестирования улучшается их состояние памяти. В 9 классе заметен рост числа учащихся, оценивших состояние памяти как "обычное", при том что процент подростков, отметивших понижение памяти во время тестирования, значительно упал.
Исследования показали, что прослеживается снижение показателя повышенной чувствительности к уровню внешнего шума во всех классах. Привычная для подростков компьютерная среда дает им возможность более глубокого погружения во время проведения контрольной работы и, как следствие, концентрации внимания на выполнении предложенных заданий.
Анализируя использование тестового контроля, можно сделать вывод о том, что подобный вид проверки знаний повышает познавательный интерес обучающихся к предмету, способствует развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их, а так же повышает мотивацию к обучению, создает эмоционально комфортную среду, находясь в которой ребенок нацелен на успех, что в итоге приводит к положительным результатам, а также  позволяет организовать на уроках интерактивные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала.
Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать такие важные человеческие потребности как общение, образование, самореализацию. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»