Метод эмпатии как средство активизации эвристической
деятельности учащихся на уроках физики
Прохоренко Антонина Викторовна
В тезисах рассматриваются проблемы активации эвристической деятельности; анализируются методы эвристической деятельности и кейс-технология на уроках физики. Подчёркивается важность данной проблемы в учебной деятельности учащихся.Эвристическая деятельность, метод эмпатии, кейс-технология, урок физики
Актуальность данной темы заключается в том, что современный школьник не желает учиться по причине неумения учиться. Страх перед очередной неудачей не позволяет ученику ставить перед собой реальные цели, анализировать возникшие трудности и добиваться успеха путём понимания сути вопроса. Главной задачей учителя является сопровождение школьника в период приобретения навыков эвристической деятельности, благодаря которым он овладеет приёмами и методами поиска решения задач и вывода доказательств, основанных на учёте прошлого опыта.
Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности. Выделяют метод решения творческих задач, метод эвристических вопросов, синектики, погружения в ситуацию и др. Метод эмпатии понимается как отождествление личности одного человека с личностью другого, техническим объектом или процессом. В процессе анализа ситуации им приписываются чувства и эмоции самого человека, идентифицируются цели, функции и возможности, плюсы и минусы. Чаще всего данный метод эвристической деятельности используют в искусстве, так как ученик расширяет свои творческие границы, активизируя фантазию и воображение.
В качестве средства применения метода эмпатии на своих уроках я выбрала кейс-технологию. Это активный проблемно-ситуационный анализ, основанный на решении конкретных жизненных ситуаций. Кейсы могут быть представлены в виде распечатанного текста диалога или документа, это может быть карточка с изображением, графиком или диаграммой, видео-фрагмент или аудио-файл. Предварительно выбрав модель описания проблемной ситуации и жанр, подготовив комплекты оборудования, урок начинается с образования команд по четыре человека. Затем каждой группе предлагается решить кейс, в котором описана конкретная реальная ситуация. Например:
Кейс №2 Соня весь день наблюдала за своей семьей. Папа занимался ремонтом, а мама с братом делали подделку в детский сад. - Пап, а почему ты режешь листы металла ножницами с короткими лезвиями, но длинными ручками, а подделку из бумаги можно сделать при помощи ножниц с короткими ручками, но длинными лезвиями? - Всё дело в силе, которую нужно приложить к ручкам ножниц - Я не совсем поняла. Объясни подробнее |
Задания к кейсу: 1. Проанализируйте внешний вид ножниц для бумаги и ножниц для металла. Попробуйте каждыми из них поработать. Сделайте вывод 2.Подумайте, как бы мог ответить на вопрос папа Сони, чтобы дочь его поняла |
Источник информации: §32, пункт 6 |
Рассмотрев поставленные в статье вопросы, мы можем подтвердить, что метод эмпатии позволяет ученику приобрести опыт применения своих теоретических знаний на практике при решении жизненных ситуаций. А кейсовая технология даёт возможность помочь детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала, что является одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта.