Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод эмпатии как средство активизации эвристической
деятельности учащихся на уроках физики

Прохоренко Антонина Викторовна
В тезисах рассматриваются проблемы активации эвристической деятельности; анализируются методы эвристической деятельности и кейс-технология на уроках физики. Подчёркивается важность данной проблемы в учебной деятельности учащихся.
Эвристическая деятельность, метод эмпатии, кейс-технология, урок физики
Актуальность данной темы заключается в том, что современный школьник не желает учиться по причине неумения учиться. Страх перед очередной неудачей не позволяет ученику ставить перед собой реальные цели, анализировать возникшие трудности и добиваться успеха путём понимания сути вопроса. Главной задачей учителя является сопровождение школьника в период приобретения навыков  эвристической деятельности, благодаря которым он овладеет приёмами и методами поиска решения задач и вывода доказательств, основанных на учёте прошлого опыта.
Эвристические методы – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности. Выделяют метод решения творческих задач, метод эвристических вопросов, синектики, погружения в ситуацию и др. Метод эмпатии понимается как отождествление личности одного человека с личностью другого, техническим объектом или процессом.  В процессе анализа ситуации им приписываются чувства и эмоции самого человека, идентифицируются цели, функции и возможности, плюсы и минусы. Чаще всего данный метод эвристической деятельности используют в искусстве, так как ученик расширяет свои творческие границы, активизируя фантазию и воображение.
В качестве средства применения метода эмпатии на своих уроках я выбрала кейс-технологию. Это активный проблемно-ситуационный анализ, основанный на решении конкретных жизненных ситуаций. Кейсы могут быть представлены в виде распечатанного текста диалога или документа, это может быть карточка с изображением, графиком или диаграммой, видео-фрагмент или аудио-файл. Предварительно выбрав модель описания проблемной ситуации и жанр, подготовив комплекты оборудования, урок начинается с образования команд по четыре человека. Затем каждой группе предлагается решить кейс, в котором описана конкретная реальная ситуация. Например:
Кейс №2
Соня весь день наблюдала за своей семьей. Папа занимался ремонтом, а мама с братом делали подделку в детский сад.
- Пап, а почему ты режешь листы металла ножницами с короткими лезвиями, но длинными ручками, а подделку из бумаги можно сделать при помощи ножниц с короткими ручками, но длинными лезвиями?
- Всё дело в силе, которую нужно приложить к ручкам ножниц
- Я не совсем поняла. Объясни подробнее
Задания к кейсу:
1. Проанализируйте внешний вид ножниц для бумаги и ножниц для металла. Попробуйте каждыми из них поработать. Сделайте вывод
2.Подумайте, как бы мог ответить на вопрос папа Сони, чтобы дочь его поняла
Источник информации: §32, пункт 6
В ходе группового обсуждения, ученики вспоминают, где им уже приходилось встречаться с проблемой, описанной в тексте, сообща обсуждаются задания, предложенные к кейсу, дети делятся друг с другом своим жизненным опытом, анализируют физическую модель предложенной ситуации. Совместное решение предложенных вопросов увеличивают копилку знаний друг друга. Нерешённые в ходе обсуждения проблемы подталкивают ребят к поиску новых знаний через чтение научной литературы, учебника, через вновь появившиеся вопросы к учителю. Минуя подготовительный этап, каждая команда озвучивает классу содержание своего кейса, демонстрирует модель физической ситуации  и предлагает свой ответ главному герою. При помощи системы эвристических вопросов, учитель добивается анализа ситуации от других команд и помогает классу сформулировать единый ответ. Таким образом, урок проходит на основе деятельностного подхода, самостоятельной работы учеников и характеризуется наличием мотива, цели, оценки результатов деятельности.
Рассмотрев поставленные в статье вопросы, мы можем подтвердить, что метод эмпатии позволяет ученику приобрести опыт применения своих теоретических знаний на практике при решении жизненных ситуаций. А кейсовая технология даёт возможность помочь детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала, что является одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»