Особенности оценивания расчётных
задач по физике с развёрнутым ответом
Шмелева Гульджихан Равильевна,
учитель физики ГБОУ лицей 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
учитель физики ГБОУ лицей 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация
Цель: создать памятку для учителя и ученика для оценки знаний
Метод - анализ публикаций и технической документации
Результат- учитель должен научить как оценить свой запас знаний
Выводы- у учащихся появляется уверенность в своих силах и способностях и как следствие – повышение успеваемости.
Задания с развёрнутым ответом в контрольных измерительных материалах ОГЭ по физике представляют собой достаточно большую группу заданий, относящихся к повышенному и высокому уровням сложности. Эта группа заданий наиболее значима для хорошо подготовленных участников
экзамена, планирующих использовать результаты экзамена для поступления в профильные классы (для ОГЭ). С переходом экзаменационных моделей на требования ФГОС возрастает и роль заданий
с развёрнутым ответом, поскольку только свободно-конструируемый ответ позволяет оценить достижение достаточно сложных предметных результатов: решения задач и выполнения экспериментальных исследований.
Актуальной становится проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Учитель должен не только сообщить систему научных знаний, вооружить рядом умений и навыков познавательного и практического характера, но и научить как оценить свой запас знаний. Это необходимо для того, чтобы учащийся после окончания контрольной или самостоятельной работы мог оценить уровень своих знаний, а учитель проанализировать результаты работы.
Расчётные задачи - это задачи высокого уровня сложности, обычно имеют комбинированный характер и требуют использования законов и формул из двух разных тем или разделов курса физики основной школы. Оценивание расчётных задач имеет определённые особенности. Эти особенности надо учитывать при подготовке учащихся к контрольной работе и в перспективе к сдаче экзамена.
На уроках физики перед учащимися стоит вопрос – как оценить правильность решённой ими задачи. Для оценки расчётных задач с развёрнутым ответом предлагается 3 балльная шкала
Метод - анализ публикаций и технической документации
Результат- учитель должен научить как оценить свой запас знаний
Выводы- у учащихся появляется уверенность в своих силах и способностях и как следствие – повышение успеваемости.
Задания с развёрнутым ответом в контрольных измерительных материалах ОГЭ по физике представляют собой достаточно большую группу заданий, относящихся к повышенному и высокому уровням сложности. Эта группа заданий наиболее значима для хорошо подготовленных участников
экзамена, планирующих использовать результаты экзамена для поступления в профильные классы (для ОГЭ). С переходом экзаменационных моделей на требования ФГОС возрастает и роль заданий
с развёрнутым ответом, поскольку только свободно-конструируемый ответ позволяет оценить достижение достаточно сложных предметных результатов: решения задач и выполнения экспериментальных исследований.
Актуальной становится проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Учитель должен не только сообщить систему научных знаний, вооружить рядом умений и навыков познавательного и практического характера, но и научить как оценить свой запас знаний. Это необходимо для того, чтобы учащийся после окончания контрольной или самостоятельной работы мог оценить уровень своих знаний, а учитель проанализировать результаты работы.
Расчётные задачи - это задачи высокого уровня сложности, обычно имеют комбинированный характер и требуют использования законов и формул из двух разных тем или разделов курса физики основной школы. Оценивание расчётных задач имеет определённые особенности. Эти особенности надо учитывать при подготовке учащихся к контрольной работе и в перспективе к сдаче экзамена.
На уроках физики перед учащимися стоит вопрос – как оценить правильность решённой ими задачи. Для оценки расчётных задач с развёрнутым ответом предлагается 3 балльная шкала
Таблица1
Обобщенные критерии оценки расчетных задач
Элементы решения расчетной задачи | ||||
Запись дано | Запись формул и уравнений | Математические преобразования и вычисления | Запись ответа | Баллы |
записано краткое условие задачи, включая справочные материалы | записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом | выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | представлен ответ с единицами измерения | 3 |
ошибка в записи краткого условия (определение данных по графику, рисунку) | правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, | ответ (верный или неверный) | 2 | |
записано краткое условие задачи | правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, | ошибка при переводе единиц в СИ | ответ (верный или неверный) | 2 |
записано краткое условие задачи | записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, | ошибка в математических преобразованиях или вычислениях | 2 | |
представлено правильное решение только в общем виде, но нет числовых расчетов | 2 | |||
записано краткое условие задачи | записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи; | 1 | ||
записано краткое условие задачи | записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка | 1 | ||
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок 1,2,3 | 0 |
Примечание.
1. Правильное решение с опиской, не повторяющейся в ходе решения и не влияющей на получение правильного ответа – не влияет на оценку.
2.Справочные материалы могут быть представлены непосредственно при подстановке в формулу, с обязательным указанием единиц измерения физической величины.
3.Если в решении задачи записаны утверждения, законы или формулы с ошибками, которые затем не использовались в ходе решения, то это не является основанием для снижения оценки.
4. Не требуется записи комментариев о законах и формулах и проверки полученного ответа «в общем виде» по единицам измерения.
5.Если работа содержит решение задачи, которой ученик «подменил» авторскую задачу или представлено решение другой задачи, в которой определяется значение другой величины, то решение оценивается в «0» баллов, вне зависимости от полноты и правильности записей.
6.Если работа содержит альтернативное решение, отличное от «авторского», являющееся верным, то учащийся получает максимальное количество баллов.
Пример
Две спирали электроплитки сопротивлением по 10 Ом каждая соединены последовательно и включены в сеть. Каково напряжение сети, если вода массой 1 кг закипит на этой плитке через 174 с. Начальная температура воды 20°, а КПД процесса 80%.
Возможный вариант решения
U-? А ή= Q
R1=R2=R=10 Ом А = U2 ˟τ \ 2R
m=1 кг Q = mc∆t°
t=20°C ЗСЭ: U2 ˟τ \ 2R = mc∆t°
t=100°C
ή = 0,8 U=
U= 220 В
τ=184с
с = 4200 Дж\кг °С Ответ: 220В
Таблица 2
Содержание критерия | Баллы |
Приведено правильное решение, содержащее следующие элементы: 1)верно записано условие задачи 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи (формула сопротивления при последовательном соединении проводников, закон Ома для участка цепи, ЗСЭ, закон Джоуля-Ленца, формула количества теплоты при теплообмене) 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу. При этом допускается решение «по частям» |
3 |
-записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, проведены вычисления, но допущена ошибка в записи условия - ошибка в математических преобразованиях или вычислениях - представлено правильное решение только в общем виде, но нет числовых расчетов |
2 |
- записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи - записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка |
1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок 1,2,3 | 0 |
Важно выработать у учащихся единый подход и преемственность в формировании общих учебных умений при решении различных типов физических задач. Процесс обучения не может быть успешен без вооружения учащимися системой умений и навыков учебного труда- от умений читать и писать до самостоятельного планирования работы; осуществлять самоконтроль за её выполнением и вносить последующие коррективы. У учащихся появляется уверенность в своих силах и способностях и как следствие – повышение успеваемости.
Список литературы:
1.Демидова М.Ю. Итоговая оценка предметных результатов обучения физике в условиях введения ФГОС Монография – М. Издательство «Перо». 2013 – 206с. – С.91
2. Демидова М.Ю., Камзеева Е.Е., Грибов В.А. Подходы к разработке экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ по физике в соответствие с требованиями ФГОС// Педагогические измерения.- 2017-№2 –с.26-32
3.Гиголо А.И. Методика анализа качества проверки заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ по физике // Педагогические измерения. – 2017.-№1 - С.66-72